Апокалиптический или социальный: какой оптимизм у Новосибирского драматического театра

Они называют себя лидерами в театральном пространстве, заявляя о том, что самый актуальный метод творческого осмысления действительности — их социальный оптимизм. И ставят театр в один ряд с армией в борьбе за русское победоносное завтра. Новосибирский драматический театр (НДТ) «Советский» формулирует новую идеологию. На чем она основывается, зачем нужна в театре и как выражается — «Континент Сибирь» узнал у художественного руководителя НДТ «Советский» АНАТОЛИЯ КУБАНОВА.

Мир был, есть и будет — всегда система влияний. Литература, театр, кино находятся на передовой идеологической войны. И вдруг не замечать (как это делают после распада Советского Союза) эту очевиднейшую вещь — значит проиграть без боя, сдать свою культуру, свою нацию, уничтожить общество. В этом убежден худрук НДТ Анатолий Кубанов и поэтому выстраивает деятельность государственного театра так, чтобы сплачивать людей вокруг общих смыслов. Особенно важной считает эту работу, когда противостояние идет не только на уровне идеологии.

«Мы говорим о том, что в воюющей стране, когда наша доблестная армия бьет неофашистов на Украине, когда оголтелый империалистический Запад объявил нашей стране, то есть каждому из нас, тотальную войну — в такой войне ничьих не бывает. И победить возможно, если в одном строю и штык, и перо, если рядом и пушки говорят, и музы творят, если весь корпус государственной власти, педагогический, научный корпус, люди в промышленном производстве и в культурном сообществе объединяются перед историческим вызовом, который брошен не первый раз нашей стране», — говорит Анатолий Кубанов. Именно опыт прошлого, считает он, когда Россия неоднократно побеждала, служит прочным фундаментом для оптимизма.

Ирина Трифонова, Алексей Лукашов  в спектакле «И всё, что с нами будет» (12+). Фото предоставлено Новосибирским драматическим театром «Советский»

Идея оптимизма звучала практически сразу, как только театр «Советский» появился. Изначально Анатолий Кубанов заявлял концепцию апокалиптического оптимизма. Фундаментально оставаясь на прежних позициях, но реагируя на актуальные проблемы в обществе, формулировке придали более светский характер — «театр социального оптимизма», чтобы не провоцировать лишние дебаты, но захватывать в свое поле больший круг людей. «Вся художественная стратегия современного русского театра должна быть направлена на то, чтобы раскручивать золотые вихри социального оптимизма, — утверждает худрук НДТ. — Ставится задача так формировать свою творческую жизнь, так трудиться на сцене, чтобы созидать и запускать реактор социального доброго настроения».

Элина Тягнирядно, Тимофей Ленских, Юрий Митякин в  спектакле «Сердце не камень» (12+). Фото предоставлено Новосибирским драматическим театром «Советский»

Составляющими оптимизма здесь являются простые, но такие значимые вещи: жизнелюбие, радость и вера в победу. Оптимизм вообще сродни вере. Любая идеология — в глубине религиозна. Все зависит от того, чему ты служишь.

По убеждению Анатолия Кубанова, тысячелетиями идет битва Золотого тельца с Богом: или ты служишь идолам (деньгам, мелкому тщеславию, зависти, корысти), или ты служишь идеалам: справедливости, добру, Родине. Так же и разные театры могут исповедовать разные ценности: «Еще недавно со сцен театров тотально сеяли социальный пессимизм. Это тоже была большая идеологически продуманная, последовательная стратегия, которая разрушала человека и общество. Понятно, что в каждом доме, кроме уютной кухни или красивой гостиной, есть подвал или уборная. Так вот либеральная театральная «элита» годами фокусировала внимание зрителей только на патологических явлениях личной, социальной жизни — зло, ревность, раздоры, культ силы, превосходства над ближним, жажда наживы и так далее, — возводя это в ранг новой нормальности», — говорит Кубанов.

Захар Дворжецкий, Игорь Мастраков, Юрий Митякин  в спектакле «Старший сын» (12+). Фото предоставлено Новосибирским драматическим театром «Советский»

Провозглашая социальный оптимизм, НДТ «Советский» служит жизнеутверждающим и вечным идеалам — таким как вера, надежда, любовь. Когда, несмотря на все недоразумения, противоречия, горькие несовпадения этой действительности, вторым планом обязательно стоит подлинная жизнь, где есть солидарность и взаимовыручка, человек человеку брат, где ты не одинок в этом мире. Насколько бы ты ни был слаб финансово, профессионально, интеллектуально, знай, что все равно есть кто-то, кто нуждается в твоей поддержке, в твоей помощи, утверждает театр.

Эти идеи продвигаются в каждом спектакле и реализуются через три главных компонента театральной работы. Первый — репертуарная политика: литературный материал берут такой, где торжествует добро или, как минимум, просто уважительное отношение к человеку, к его болям, успехам и неуспехам. Второй момент: немаловажно не испортить качественные произведения, и здесь требуется высокая профессиональная самоотдача в плане реализации этого материала. То есть режиссура как инструмент, который должен раскрыть для зрителей высокие смыслы и идеалы, которые закладывались в пьесы их авторами. И третье — это умная, точная актерская игра.

«На эти трех слонах и держится театр НДТ «Советский» и вообще в целом должна держаться вся русская современная театральная отрасль, если она будет существовать под флагом социального оптимизма.

После просмотра добрых, жизнеутверждающих спектаклей будешь неизбежно транслировать эти настроения на свое окружение. У кого-то это будет просто семья, у кого-то — студенческая аудитория, у кого-то — завод. По-разному. Но это слово обязательно отзовется добрым эхом, и оно точно будет нести свои прекрасные плоды», — глубоко убежден Анатолий Кубанов.

Элина Тягнирядно, Галина Мыжевских, Захар Дворжецкий, Тимофей Ленских, Ольга Павлова, Юрий Митякин, Ирина Трифонова, Лада Большангорская в спектакле «Василиса Микулишна» (6+). На фото представлена вся труппа НДТ. Фото предоставлено Новосибирским драматическим театром

И, возвращаясь к вопросу идеологической борьбы, он настаивает, что кино, театр, литература, музыка были, есть и останутся прежде всего оружием. Причем из всех других форм пропаганды эстетическое оружие — самое мощное, потому что оперирует образами. Язык образов понятен вне структур критического мышления, не требует напряженных интеллектуальных усилий и какой-то специальной подготовки. И самое главное — попадает сразу в сердце человека. «Мы во многом и потеряли Советский Союз, потому что проиграли в сфере политической эстетики», — заметил Кубанов.

Фото: Михаил Периков

Признавая, что ничего кардинально нового «Советский» как театр социального оптимизма не открывает, а просто обращается к проверенным традициям, верным устоям, которые, конечно, хранят не только они, художественный руководитель НДТ раскрывает, в чем революционность этой идеи: «Традиции — это не только о прошлом. Традиции — это всегда о будущем в настоящем. Это не вчерашний пепел, а те зарницы нарастающего золотого пожара, который грядет, и его дыхание чувствуется сегодня. Мы несколько десятилетий побирались на мнимую бедность у Запада. Россия может быть либо пространством национальной свободы в плане эстетического, научного, военного творчества, либо России не будет. И страна на наших глазах воскресает. На сегодня мы видим всполохи грядущей восходящей зарницы — зари русской победы. Вот в этом предчувствии и есть революционность, в возрождении — оптимизм».

Новосибирский драматический театр «Советский»
Новосибирск, ул. Серебренниковская, 35
Тел. +7 (383) 222-44-85
https://novdt.ru/
https://vk.com/dramteatr_nsk
https://t.me/dramteatr_nsk

ГАУК НСО «НДТ»,  630007, г. Новосибирск,
ул. Коммунистическая, 3
Реклама 6+

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ