Что нужно знать о налоговой реформе 2025 года?

Масштабные изменения налогового законодательства РФ, вступающие в силу с 1 января 2025 года, стали главной темой заседания совета Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП), прошедшего в рамках V Новосибирского налогового форума. Панельная дискуссия совета МАРП прошла под знаком поиска ответов на сложные вопросы надвигающейся налоговой реформы.

Федеральный закон № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса (НК) Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в числе прочих изменений вводит пятиступенчатую прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и увеличивает налоговые вычеты, повышает ставку по налогу на прибыль организаций до 25% с предоставлением налоговых преференций для стратегических отраслей экономики, меняет условия применения упрощенной системы налогообложения (УСН), включая повышение пороговых значений показателей деятельности налогоплательщиков в целях расширения возможности применения указанного налогового режима.

Президент МАРП Сергей Карпекин, модерировавший обсуждение, в своем докладе обратил внимание делового сообщества на тот факт, что для многих изменения Налогового кодекса напоминают квест. Однако, «в отличие от игрового квеста, участие в котором вы можете проигнорировать по своему желанию, новый налоговый квест придется пройти каждому». Как пройти квест подготовки бизнеса к новой налоговой действительности и не совершить ошибок? 

Сергей Карпекин рекомендовал руководителям компаний лично изучить изменения Налогового кодекса. Фото: Михаил Периков

«Руководителям предприятий нужно не полениться и ознакомиться лично со всеми изменениями, внесенными в налоговое законодательство. Не отдавайте это полностью на откуп профильным специалистам и помощникам, а погрузитесь в тему сами», — посоветовал Сергей Карпекин. Кроме того, президент МАРП рекомендовал при осмыслении нововведений и принятии решений по корректировке позиции налогоплательщика не полагаться исключительно на собственное понимание, а обращаться к экспертам и специалистам и использовать сервисы налоговой службы. 

Генеральный директор ООО «Сибирская Юридическая Компания-Аудит» Анна Левенсон заметила, что хотя «налоговая реформа в целом содержит сотни изменений, но каждого конкретного предприятия касается лишь ограниченное их количество». Кроме того, эксперт высказала опасения по поводу доступности так называемой «налоговой амнистии» — прекращения обязанности по уплате доначисленных налогов за 2022–2024 годы при добровольном отказе предпринимателей от дальнейшего применения схемы дробления бизнеса. «Очень сжатые сроки предложены государством для того, чтобы воспользоваться очень важным механизмом «налоговой амнистии». Для некоторых бизнесов это будут судьбоносные изменения, поэтому, на мой взгляд, нужно расширять эти сроки», — считает Анна Левенсон.

Анна Левенсон считает, что нужно расширить сроки введения изменений НК. Фото: Михаил Периков

О практике и конкретных кейсах внедрения налогового мониторинга на крупных предприятиях рассказал в своем докладе директор компании «Корпоративные ИТ-Проекты», член Совета МАРП Олег Руденко. С 2024 года снижены критерии участия в налоговом мониторинге, и теперь этот сервис становится доступным и для средних компаний. На сегодня порог входа в режим налогового мониторинга ­­— 800 млн рублей активов и оборота компании, а также не менее 80 млн рублей в год уплаченных компанией налогов. 

Налоговый мониторинг — новая форма налогового контроля. Она заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Такой способ предоставления данных налоговому органу позволяет оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций.

Доступ к данным налогоплательщика позволяет налоговому органу снизить объем истребуемых документов и сосредоточить ресурсы на проверке тех операций, которые содержат элементы риска. Такая форма налогового контроля обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков и быстрое урегулирование спорных неопределенных налоговых позиций и позволяет уже в момент планирования операций и сделок предупредить возникновение налоговых рисков и спорных ситуаций

В числе плюсов режима налогового мониторинга — снижение налоговых рисков, объема предоставляемой отчетности, освобождение от процедуры проверок. В России такую форму взаимодействия с налоговой инспекцией внедрили уже 568 предприятий, в Новосибирской области — пока только два.

Олег Руденко рассказал о плюсах режима налогового мониторинга. Фото: Михаил Периков

Резюмируя дискуссию о нововведениях налогового законодательства, Сергей Карпекин еще раз напомнил, что к ним нужно готовиться уже сегодня. «Да, чувствительность экономики конкретных предприятий к этим изменениям может быть разной: у одних налоговая нагрузка вырастет, а для других ничего в этом плане не поменяется. Тем не менее, необходимо все заранее просчитать», — подчеркнул президент МАРП.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ