Новый мэр Новосибирска занят не только сменой кадров, но и структурной перестройкой городской администрации. Какие ведомства в очереди на преобразования и чего от этой трансформации ждут представители политического и делового сообщества?
За пять месяцев после назначения Максима Кудрявцева главой Новосибирска мэрия успела основательно обновить состав сотрудников на ключевых позициях. Некоторые из отставок вызывают большой резонанс, тогда как параллельная перенастройка рабочих механизмов остается практически незаметной для публики. В этом процессе одни фигуры в мэрии расширяют свои полномочия, получая под контроль новые подразделения, функционал других сужается. Порой речь идет о том, чтобы документально зафиксировать фактическое положение дел, в случае, если структура годами лишь номинально подчиняется определенному чиновнику, хотя на самом деле ее курирует другой.
Так, например, управление художественного облика города мэрии Новосибирска (до 2022 года комитет по рекламе) формально входит в число подразделений, которые координирует вице-мэр по градостроительству, начальник департамента строительства и архитектуры. При новом градоначальнике у руля ведомства, регулирующего рекламно-информационную политику в городском пространстве, встал бывший прокурорский работник Алексей Ярик. Два его предшественника на этом посту были коммунистами, как и ушедший прошлой зимой в отставку бывший глава Новосибирска Анатолий Локоть. И Дмитрий Лобыня, и пришедший на смену после его ареста Олег Хорошунов как руководители управления художественного облика решали рабочие вопросы в основном со своим товарищем по обкому КПРФ, вице-мэром Артемом Скатовым, курирующим политический и информационный блок. Хотя по штатному расписанию их непосредственным начальником был совсем другой заместитель главы городской администрации — не ассоциирующийся ни с какой партией Алексей Кондратьев, начальник департамента строительства (уже бывший).
Глава «Инновационной Бизнес Группы» Вадим Морозов: «20 лет решаем нестандартные задачи клиентов»
По сведениям «Континента Сибирь» от источников в руководстве мэрии Новосибирска, городская власть планирует устранить эту несостыковку. Структура готовится уйти в прямое подчинение новому вице-мэру Евгению Попантонопуло, который сменил Артема Скатова в мэрии и тоже контролирует работу двух департаментов: связи и информатизации, а также информационной политики. Но Хорошунов коммуницировал мимо Кондратьева не от того, что вести дела с приятелем комфортнее. Скатов был не только информационным, но и политическим вице-мэром, а размещение наружной рекламы на улицах города — это серьезный ресурс в период избирательных кампаний. Попантонопуло вряд ли можно назвать замом по политике, но как минимум через инфо-направление он связан с первым вице-губернатором Юрием Петуховым, который рулит информационной политикой в областном правительстве. Интересно, что при этом отвечать перед главой области за выборные процессы, которые тесно завязаны на инфополе, — вице-премьеру, министру региональной политики Новосибирской области Андрею Клюзову.
Собеседники «Континента Сибирь» в мэрии и в Совете депутатов Новосибирска отмечают, что Алексей Кондратьев не был равнодушен к тому, сузится ли его функционал и влияние на уровне города. Но это касалось значимой темы земли и застройки, которая сама по себе определяет статус профильного вице-мэра. К тому, что управление художественного облика может в будущем замыкаться не на него, а на другого ключевого чиновника мэрии, Кондратьев относился спокойно.
О перспективе вывода управления художественного облика из-под департамента строительства редакция узнала до всколыхнувшего деловое и политическое сообщество известия об увольнении Кондратьева. Рано или поздно официальное назначение получит новый вице-мэр по градостроительству: логично устранить неувязку (пусть и вошедшую в норму при прежнем руководстве города) до того, как у преемника Кондратьева возникнут вопросы, почему вне зоны его компетенции какое-то из ведомств, за которое по документам он несет ответственность. Тем более, что управление художественного облика, которое официально готовится перейти под крыло Попантонопуло, — это не только имиджевый, но и «проблемный актив». «Континент Сибирь» много писал о жестких баталиях участников рекламного рынка с ведомством, когда оно было под началом Олега Хорошунова.
По сведениям издания, трансформация коснется и других подразделений городской администрации. На прошлой неделе «Континент Сибирь» писал о некоторых обновлениях в департаменте информационной политики, возможно, концепция работы этого направления будет меняться и дальше. «КС» обращался к вице-мэру Новосибирска Евгению Попантонопуло и начальнику департамента информационной политики мэрии Михаилу Столярову с предложением рассказать о грядущих структурных изменениях. Чиновники отметили, что вопрос пока в стадии проработки.
«Расцветай на Кропоткина»: жизнь в окружении природы с городским комфортом
Ранее редакция сообщала о старте процесса по корректировке структуры городской администрации. В том числе, например, о переводе комитета по международному сотрудничеству под контроль заместителя мэра, начальника департамента культуры Ксении Антоновой. Прежде ведомство замыкалось на главу города.
Отдельного внимания заслуживает деталь, что меньше подконтрольных подразделений стало у первого вице-мэра Бориса Буреева, куратора финансового блока. Раньше, помимо департамента экономики и стратегического планирования, департамента земельных и имущественных отношений и департамента финансов и налоговой политики, чиновник отвечал за управление контрольно-ревизионной работы, которое следит за бюджетными средствами. Глава города переключил этот вопрос на себя. Начальник департамента информационной политики мэрии Новосибирска Михаил Столяров в беседе с «Континентом Сибирь» объясняет произошедшее тем, что Максим Кудрявцев «счёл эффективным более пристально осуществлять контрольные функции за работой структурных подразделений мэрии и районных администраций».
Время такое, что управленцам действительно стоит тщательнее отслеживать вопросы, связанные с деньгами. Особенно в условиях контроля за каждым шагом мэра со стороны областного руководства и правоохранительных органов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
МАРК ВАСИЛЕНКО, основатель группы компаний «РИМ» (крупный оператор наружной рекламы):
— Переход управления мэрии, которое регулирует сферу наружной рекламы, в другой департамент само по себе никаких изменений для рынка не несёт. Все зависит от того, какую задачу новый градоначальник поставит курирующему отрасль подразделению мэрии, независимо от того, как оно называется. А главная задача в этой сфере всегда была одна: поиск баланса между необходимостью пополнения городского бюджета и созданием комфортной архитектурной среды, на которую существенно влияет количество наружной рекламы. Если будет дана команда «зарабатывать», в противовес прежней установке, прежде всего, улучшать внешний облик города, неважно, какой департамент будет её пытаться реализовать.
АНДРЕЙ ЛЮБАВСКИЙ, председатель комиссии Совета депутатов Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству:
— Евгений Попантонопуло отвечает за информационную политику в городе, поэтому прослеживается определенная логика в том, что ему может быть подчинено управление художественного облика Новосибирска. Вопросы наружной рекламы, на мой взгляд, не во всем соответствуют профилю департамента строительства и архитектуры мэрии, у которого свой большой блок работы и большая нагрузка. С моей точки зрения, есть смысл его разгрузить. Управление художественного облика занимается не только вопросами рекламы, на нем множество других проблемных задач. Например, демонтаж различных маленьких и крупных объектов на территории города, стоянки для хранения той же демонтированной рекламы, брошенных на улицах машин.
ИГОРЬ САЛОВ, председатель Новосибирского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ»:
— Я убежден, что управление художественного облика — лишняя надстройка в структуре городской власти, по крайней мере в том виде и с какими задачами оно создано. Ведь это по сути реорганизованный комитет по наружной рекламе с функциями демонтажа. И если рассуждать, кому такое ведомство должно подчиняться, считаю: это точно не профиль департамента строительства.
Однако переводить его к Евгению Попантонопуло, который развивает цифровую трансформацию, на мой взгляд логично только при условии, что курировать эту сферу он будет вместе с заместителем мэра, который курирует вопросы экономики, политики и развития предпринимательства. А это — Максим Останин. Помимо рекламы в интернете, наружная реклама — самый доступный канал информации для горожан и малых предпринимателей. Кроме того, это важный элемент в предвыборной агитации. Социальная реклама также размещается на городских рекламных конструкциях. Так что распространение наружной рекламы и информация должно быть под контролем как минимум двух заместителей мэра.