Продуктовые кооперативы: возвращение в прошлое или шаг в будущее сибирского ритейла?

На новосибирском рынке ритейла появился новый проект ─  кооператив «Коопторгъ Семейный». Его презентация прошла 16 августа в мэрии Новосибирска. Одним из основателей кооператива является руководитель «Фермер-Центр франчайзинг» Илья Сухарев, который считает, что за этим форматом — будущее. «Континент Сибирь» поговорил с участниками рынка о том, разделяют ли они такие прогнозы, а также проанализировал, в какой степени были реализованы анонсированные за последние 2 года планы по выходу «Фермер-Центра» в новые города.

Что вкладывается в понятие кооператива?

О создании потребительского кооператива «Коопторгъ Семейный» впервые в июне сообщил у себя в ТГ-канале руководитель компании «Фермер-Центр франчайзинг», бывший коммерческий директор ГК «Холидей» Илья Сухарев.  Руководителем проекта, согласно анонсу, является Владимир Скороходов. Презентация кооператива первоначально была намечена в большом зале мэрии Новосибирска на 1 августа, однако впоследствии была перенесена на 16 августа.

«Речь идет о действующем по закону о потребительской кооперации сообществе, где все члены являются пайщиками, построившими отношения через кооперацию, ─ говорится в описании проекта. ─ Продажа товара осуществляется за паи, а не за деньги. Для продажи используется кооперативная касса, которая ведет учет паев на счету каждого пайщика».

На практике «Коопторгъ Семейный», по замыслу создателей, представляет собой интернет-площадку, где потребитель сможет получить нужный ему продукт, а локальный производитель — выложить свою продукцию и в дальнейшем вступить в кооперацию с работающими оффлайн-точками выдачи товара. Этими точками на текущем этапе являются отдельные магазины «Фермер-Центра».

Одной из ключевых целей проекта декларируется объединение в кооперацию владельцев магазинов и небольших производителей, подсобных хозяйств, частных лиц, предпринимателей, не выходящих по каким-либо причинам в коммерческую плоскость, у которых есть необходимость в сбыте собственной продукции.  Таким образом, предполагается, что на полки кооператива участникам будет попасть гораздо проще и быстрее, чем в розничные сети, выдвигающие достаточно жесткие требования, соответствовать которым может далеко не каждый мелкий производитель. Упрощает процесс и то, что поставщиком товара может быть любое физлицо без необходимости регистрации формы собственности. Поскольку формально речь идет об обмене товаров, а не о купле-продаже, но ответственность в соответствии с законом несет сам пайщик. Вступая в кооператив с утвержденным уставом, он тем самым соглашается на принципы его работы и доверяет другим пайщикам. Правовой основой является закон о потребительской кооперации РФ от 19 июня 1992 года. На текущий момент пайщиками уже стали 300 человек (как производители, так и покупателями), председателем кооператива является Илья Сухарев.

В какой продукции у торговых сетей есть острая необходимость? Итоги круглого стола

Илья Сухарев считает, что будущее регионального ритейла в стране – именно за кооперативным товарооборотом. Конкурировать с федеральными сетями местным игрокам рынка все сложнее, им требуется найти свой «голубой океан». В этом смысле кооперативная торговля, по убеждению Ильи Сухарева, дает всем сторонам необходимую гибкость. Для мелких производителей это возможность быстрее и проще выйти в торговые сети с сохранением своих сильных сторон, для покупателей – получить альтернативу продукции федеральных сетей с точки зрения качества и выбора, для самих кооперативов —  возможность реализовывать, например, запрещенные по закону утиные яйца, молоко без «Честного знака», не тратить силы на этикетки, уйти от фискальной системы расчетов, и так далее.

Для России формат кооператива нельзя назвать полностью новым. «Это хорошо забытое старое. То, что было в СССР и регулировалось законом о потребительской кооперации, а потом было незаслуженно забыто и недооценено», ─ резюмировал Илья Сухарев. Предполагается, что в будущем более уязвимая с точки зрения конкурентного поля модель «Фермер-Центра» будет постепенно замещаться кооперативной торговлей, а на рынке со временем будет появляться все больше подобных форматов. У создателей «Коопторга Семейный» амбиции вывести проект на федеральный уровень.

Мнения участников рынка

Ритейлеры, к которым обращался «Континент Сибирь», пока не торопятся давать публичную оценку формата, отмечая, что из описания проекта у них пока не сформировалась позиция, и остались вопросы.  «Нужно изучать проект по факту реализации», ─ поделился мнением директор розничной сети ГК «ЛАМА» (магазины под брендами SPAR, «Хороший выбор», «Первоцен» в Новосибирске и Томске) Владимир Емельяненко. «Мне интересно посмотреть как у них (основателей проекта – «КС») получится», ─ прокомментировал коммерческий директор сети «Быстроном» (г.Новосибирск) Тимофей Герасько.

Усиление сотрудничества ритейлеров с локальными производителями: объективная реальность или PR?

Совладелец торговых сетей «Низкоцен», «Дарим вкус», «Победа», «SPAR Омск» Виктор Шкуренко считает, что если ФНС, Минпромторг и другие надзорные органы нормально воспримут предлагаемую в проекте модель работы, то его участникам это даст хорошую мотивацию. Тем более, что кооперативная торговля на сегодня не настолько зарегулирована, как ритейл.  «Но сам покупатель должен отдавать себе отчет в механизме работы кооператива. Представьте, что вы идете к соседке, она вас угощает приготовленным ею тортом. Понятно, что вы от нее не будете требовать «честный знак» и полный пакет документов на торт. Вы ей доверитесь и на свой страх и риск попробуете торт. Но это ваше решение, вы могли и отказаться. Если что-то пойдет не так, то риски лежат на вас, ─ рассуждает Виктор Шкуренко. ─ На текущем этапе государство не может контролировать возникающий в стране натуральный обмен. Нельзя исключать, что со временем оно может решить, что нужно более комплексно регулировать это направление, и тогда его перспективы будут пересмотрены. Однако пока такая форма торговли возможна, и это шанс остаться на рынке малому бизнесу».

Одной из первых точек, которая включилась в проект, был магазин «Фермер-Центр» в Квартале на Декабристов, открытый по франшизе индивидуальным предпринимателем Сергеем Шепелем. Корреспондент «Континента Сибирь» посещал эту точку в начале июля, однако на тот момент кооперативная торговля там временно не работала. По словам представителя магазина, первоначально покупателю требовалось много времени для регистрации в системе и получении товара, поэтому магазин взял паузу на 1-3 месяца для совершенствования ИТ-системы с целью ускорения транзакций и обеспечения их удобства.  Как рассказал изданию Илья Сухарев, в указанном магазине так изначально и предполагалось поступить, однако в других точках «Фермер-Центра» кооперативная торговля, по его словам, уже работает, а в течение ближайших недель их количество вырастет.

Участники рынка расходятся в оценках того, насколько покупатель готов к возникающим в случае кооперационной торговли дополнительным шагам (обязательная регистрация в системе, пополнение «кошелька», обмен денег на паи, осуществление обмена, и т.д). «Есть ряд стартовых сложностей для осуществления покупок. Важно теперь понять, какие бонусы будут предоставлены покупателям, чтобы они согласились на преодоление этих стартовых трудностей», ─ делится с «Континентом Сибирь» один из участников рынка. Илья Сухарев в свою очередь констатирует, что на пилотной стадии проекта смогли разобраться с работой системы в том числе и пенсионеры.

Виктор Шкуренко также не видит проблем именно в этой области, приводя пример с ранее непривычной людям онлайн-торговлей, которая со временем вышла совсем на другие рубежи. «Есть сознательные покупатели, которые готовы к этому всему приспосабливаться.  При этом, мотивация может быть не только в том, чтобы удовлетворить свои потребности, получить продукт, оптимальный по цене и качеству, но и в том, чтобы своими покупками поддержать локальных фермеров. Такой мотив работает в отдельных странах Европы. Если кооперативу удастся затронуть у покупателей эти чувства, вызвать у них гордость за поддержку локальных фермеров, то это поспособствует формированию необходимого круга клиентов», ─ резюмирует Виктор Шкуренко.

По словам Ильи Сухарева, кооперативная торговля активно используется в самых разных странах мира ─ в Германии через нее проходит до 30% товарооборота.  Виктор Шкуренко также признает, что в Европе работают продуктовые кооперативы, однако там такие форматы работают десятилетиями, и с нуля, по его словам, такой проект создать сложно.

В той или иной форме отдельные элементы кооперационной торговли встречаются на рынке ритейла и в сегодняшней России. «Такого рода концепт давно продвигал Сергей Леонов (создатель франчайзинговой сети «Хороший выбор» — «КС»), но с точки зрения построения сети. В Москве есть проект «Ешь деревенское» (онлайн-агрегатор фермерских продуктов с доставкой на дом – «КС»), возможно по такому же типу мог бы развиваться и новосибирский кооператив. Но важно вспомнить ключевое ограничение ─ нет ни одного производителя-частника, который на 100% готов был бы выполнить необходимый объем заказов или обеспечить бесперебойное качество. Таким образом, рассматриваемая модель жизнеспособна, но в масштабах микробизнеса и при наличии хорошего пула производителей. Также остается вопрос ИТ-системы и самого продукта», ─ делится мнением бывший заместитель директора торгового холдинга «Сибирский Гигант» (магазины «Горожанка, «Мегас», «Гигант» в Новосибирске) Ольга Тимошенко, добавляя, что в целом идея хорошая.

В свою очередь у Виктора Шкуренко возникают вопросы к монетизации такого кооператива. «Я не вижу возможности капитализировать этот проект. Кооператив нельзя продать, нельзя вывести его на биржу, чтобы привлечь облигации для развития, ни один банк не даст вам кредит. То есть благодаря такого рода проекту вы не станете миллионером. Да, есть комиссия кооператива, но по большей мере это история про то, чтобы нести знамя защиты угнетенных фермеров, ─ рассуждает Виктор Шкуренко. ─ Тем более, что все имущество – кооперативное, и вы рискуете своим паем. Если что-то пойдет не так, то вы не сможете ни обменять пай, ни получить деньги».

Крупный ритейл в свою очередь считает, что для того, чтобы помогать фермерам и предоставлять качественный продукт покупателям, совсем не обязательно создавать кооперативы.  «Если бы я был местным производителем, то я бы не хотел получать вместо живых денег менее ликвидные паи. А как потребитель я бы доверял больше либо крупным компаниям с прозрачной системой контроля за качеством, которые находятся в отличие от мелких продавцов под пристальным наблюдением проверяющих органов, либо проверенным местным сельхозпроизводителям.  А помочь фермерам можно и другими путями, например, через фонды поддержки, кредиты под низкую процентную ставку, и.т.д.», ─ делится мнением участник рынка ритейла на условиях анонимности.

Впрочем, среди крупных игроков есть и другие мнения. Так, в федеральной сети «Магнит» сказали «Континенту Сибирь», что позитивно относятся к появлению в регионах новых игроков, подчеркнув, что от запуска таких проектов в конечном итоге выигрывают все, а в первую очередь — покупатели.

Насколько прижился формат «Фермер-Центра» за пределами Новосибирска?

Опрошенные «Континентом Сибирь» участники рынка видят еще один мотив, который мог стать причиной появления «Коопторга Семейный».

«Последние 2 года Илья Сухарев активно занимался развитием по франшизе проекта «Фермер-Центра». Но по формату он на текущий момент все же максимально схож с классической сетевой торговлей. Для того, чтобы эффективно отстраиваться от конкурентов, нужно, чтобы и покупатель, и производитель чувствовали, что это совсем другой формат, наиболее близкий к их потребностям. Как я предполагаю, идея кооператива была в том, что дальше отойти от «алого океана», в котором присутствуют крупные федеральные игроки, ─ считает Виктор Шкуренко. ─  В то же время есть небольшие фермеры, которым нужен канал сбыта, но они не могут попасть в сети, так как у них не отлажена логистика, выше цена, и.т.д. Соответственно есть и покупатели, которые хотят получить качественный фермерский продукт. Илья Сухарев захотел все это объединить в один формат и еще больше отойти от традиционной розницы».

Напомним, что первый магазин под брендом «Фермер-Центр» был открыт в Новосибирске на улице Державина в ноябре 2016 года. Первоначально «Фермер-Центром» занималась новосибирская ГК «Холидей», однако после ее банкротства проект стал самостоятельным. Бывший коммерческий директор ГК «Холидей», руководитель компании «Фермер-Центр франчайзинг» и собственник бренда «Фермер-Центр» Илья Сухарев стал развивать вместе с командой сеть по франшизе.

За последние 2 года «Фермер-Центр» активно расширял географию присутствия, выходя в новые для себя города, в частности в Кемерово, Омск, Томск, Красноярск, Казань, Нижний Новгород, Москву. «Континент Сибирь» проанализировал, удалось ли за это время значительно расширить присутствие сети в этих городах, и работают ли на сегодня запущенные ранее точки.

На самом сайте компании список городов присутствия и магазинов, расположенных в нем, больше не доступен. Таким образом, получить актуальную информацию можно через 2ГИС.

Новосибирская торговая сеть «Фермер-Центр» начинает экспансию в Красноярске

Среди городов России, в которые выходил «Фермер-Центр», заслуживает отдельного рассмотрения Красноярск.  По оценкам Ильи Сухарева рынок только Красноярска (без Красноярского края) рассчитан на 120-150 магазинов «Фермер-Центр». Эту задачу (по открытиям) в компании планировали решить совместно с местным «Семейным хозяйством Вербицкие» в течение 2-3 лет. Более того, в подтверждение реализации этих планов «Фермер-Центр» сообщал об открытии в городе в 2022 году четырех точек по франшизе – на проспекте Партизана Железняка, на Светлова, Апрельской и в Академгородке. Сегодня, согласно данным 2ГИС, ни один магазин под брендом «Фермер-Центр» в Красноярске не работает.

О том, что произошло с магазинами в Красноярске, «Континенту Сибирь» рассказали в «Семейном хозяйстве Вербицкие».  «В 2022 году с нами вышел на связь Илья Сухарев и предложил стать партнёрами по развитию проекта на территории Красноярского края. Идея создать для жителей города сеть магазинчиков с отборными фермерскими продуктами отозвалась всей команде, и мы решили согласиться, ─ рассказывает «Континенту Сибирь» руководитель отдела маркетинга ООО «Вербицкие. Семейное мясное хозяйство» Мария Кузьмина. ─ Работа строилась следующим образом: «Фермер-Центр» должен был искать заинтересованных предпринимателей для открытия магазинов, мы помогаем открыть точку по стандартам «Фермер-Центра», сопровождаем заключение договоров с поставщиками. В планах первого этапа развития было открытие 10 магазинов, первые 4 магазина открыл один индивидуальный предприниматель. Открытые магазины были закрыты в течение полугода после запуска из-за убыточности. После этого франшизой заинтересовалось одно из обществ с ограниченной ответственностью, под вывеской «Фермер-Центр» открылись ещё 2 магазина, но они закрылись в течение 3 месяцев. Новых предпринимателей к запуску франшизы в Красноярске Илья Сухарев, по нашим данным, пока не привлек».

Также по информации 2ГИС, «Фермер-Центр» уже не работает в Нижнем Новгороде, где был анонсирован запуск 3-4 магазинов, и Казани.  Также магазинов «Фермер-Центра» нет в Томске, куда  компания анонсировала выход по франшизе в 2022 году с запуском как минимум 5 точек.

30 магазинов до конца 2024 года: как новосибирский продуктовый ритейлер собрался покорять Москву?

Тем не менее, магазины под брендом «Фермер-Центр» продолжают работать в Кемерове, Омске и Москве. В столице России, по данным 2ГИС, функционирует 4 магазина. Однако согласно ранее анонсированным планам, еще до конца 2023 года «Фермер-Центр» рассчитывал довести количество точек в столице России до 30.

В родном Новосибирске под брендом «Фермер-Центра», по данным 2ГИС, работает 24 магазина.

Таким образом, по мнению собеседников издания, сложившаяся ситуация вероятно послужила еще одним фактором для запуска полностью нового проекта, который должен в наибольшей степени соответствовать текущим реалиям рынка.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ