В России могут ввести пятилетние тарифы на жилищно-коммунальные услуги. «Континент Сибирь» поговорил с депутатами о том, чего ожидать от такой инициативы и какими могут быть последствия.
Рабочая группа по совершенствованию законодательного регулирования Госдумы РФ составила проект плана рекомендаций по ключевым проблемам ЖКХ, в котором предлагает к марту 2025 года разработать законопроект по реализации долгосрочной тарифной политики, который подразумевает установление как минимум пятилетнего тарифа с учетом индексации на коммунальные ресурсы. Разработать проект законопроекта должны Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и Правительство РФ. Об этом рассказал «Континенту Сибирь» помощник депутата Госдумы РФ от Иркутской области, члена комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ГД РФ Александра Якубовского Шамиль Султанов.
Как сообщил «Континенту Сибирь» депутат Заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко, уже сегодня для гарантированных поставщиков (естественных монополистов) в сфере ЖКХ устанавливаются долгосрочные тарифы на три года, которые в течение этого периода не могут меняться. «Монополистами в системе ЖКХ, как правило, являются городские водоканалы и энергетики, если они обслуживают более половины всех потребителей на территории. Так что заменить в соответствующих законах цифру «три» на цифру «пять» можно без всяких проблем уже сегодня и не ждать 2025 года», — подчеркнул депутат. На его взгляд, фиксация тарифа на долгосрочный период будет хорошей практикой, так как выгода от этого будет у любого предприятия — бизнес сможет планировать свои расходы на много лет вперед, и не будет никакой непредсказуемости.
Однако Вадим Агеенко считает, что проблема кроется в другом — на сегодня не все поставщики в системе ЖКХ относятся к категории гарантированных, и для них тариф устанавливается ежегодно. Так, департамент по тарифам Новосибирской области ежегодно формирует около 600 различных тарифов для разных организаций, треть из которых ─ тарифы в системе ЖКХ. Именно об этих небольших поставщиках говорит бизнес. При этом, по мнению депутата, если установить долгосрочные тарифы для любых поставщиков в системе ЖКХ — это будет хорошей практикой.
Депутат напоминает, что сегодня принцип установления тарифов определен для разных ресурсов разными законами (законы о водоснабжении; об энергоснабжении; газоснабжении и т. д.). Правительство РФ под каждый закон принимает специальные постановления, а ФАС под каждый закон принимает свои методички. «Иногда в этих постановлениях несколько разный подход к формированию тарифа. Если такие подходы сделать единообразными и понятными, это будет лучше для всех. Для этого действительно нужен будет новый закон об единых подходах к формированию тарифов — я это поддерживаю», — объяснил Вадим Агеенко.

Депутат Заксобрания Новосибирской области Дмитрий Козловский считает, что рассматриваемая инициатива будет полезна для жителей, поскольку сразу будут зафиксированы тарифы и плата за коммунальные услуги. «Но тогда отрасль ЖКХ с точки зрения экономики умрет, потому что есть инфляция, и нужно компенсировать деньги, которые не будут заложены в тарифе. Государство в виде областного или федерального бюджета должно дотировать эту отрасль в случае, если будут зафиксированы тарифы. Поэтому нормально, что кто-то вышел с этой инициативой, но с точки зрения бюджета нужно искать возможность, чтобы компенсировать те потери, которые существуют. И так у нас недофинансирование отрасли ЖКХ по модернизации коммунальной инфраструктуры идет в минус, а износ труб до 70–80%», — высказался Дмитрий Козловский.

Депутат горсовета Новосибирска Виктор Стрельников обращает внимание на то, что сама по себе идея пятилетнего планирования тарифов ЖКХ имеет шансы на практическую реализацию только в стабильно работающей сфере при низкой инфляции в экономике. «Сейчас на формирование тарифа оказывают влияние различные форс-мажорные факторы: произошла коммунальная авария — заговорили о повышении тарифа, закрылся полигон — вырос тариф на вывоз мусора. Сферу ЖКХ, для модернизации которой даже по официальным данным требуется более 4 триллионов рублей, стабильной назвать сложно. Если неясно, что случится через полгода, как можно говорить о пятилетнем планировании? В нашей стране тарифы — это вопрос социальной значимости. В этом году, после того как полтора года не было индексации, тарифы в целом по стране с 1 июля выросли на 9–10%. Так что для потребителя счета за коммунальные услуги к концу «пятилетки» станут настоящим шоком», — констатировал депутат.
Вадим Агеенко также считает, что для модернизации ЖКХ требуется очень большая сумма, но в бюджете от нее заложена лишь одна четверть — 900 млрд рублей. «Вы же понимаете, что в сегодняшней системе бизнес никому и ничего не должен — если ему будет невыгодно, он и не будет вкладываться, и никакие законы это не смогут изменить. Правительству пора понять, что система ЖКХ ─ это социально ориентированная отрасль, и поднимать тариф до «экономически обоснованного» уровня, чтобы бизнес имел свою хорошую прибыль, здесь никак не получится. Просто народ взбунтуется и перестанет платить по счетам или свергнет такое правительство, — объясняет Вадим Агеенко. — Правительство и президент обязаны понять, что в систему ЖКХ надо вкладывать нормальные бюджетные деньги, а не четверть от потребности. Вот в чем главный вопрос, вот в чем главная потребность, которую много лет оглашают в отрасли ЖКХ. А установление долгосрочных тарифов на пять лет я поддерживаю без всяких ежегодных корректировок».