Новосибирским чиновникам понравилось в царстве Анубиса и Осириса

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия» – совместный проект НГХМ и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ, Москва) – пользуется популярностью у вип-публики. С момента открытия экспозицию посмотрело немало новосибирцев, занимающих высокие посты в региональной власти.

Новосибирский государственный художественный музей (НГХМ) продолжает приятно удивлять своих посетителей. В нескольких выставочных залах со стороны улицы Свердлова воцарилась неповторимая атмосфера древнеегипетских усыпальниц. Здесь разместились погребальный саркофаг и ещё более 90 «артефактов смерти» — подлинных археологических находок, свидетельствующих об оригинальной философии загробной жизни и уникальной культуре подготовки к погребению древних жителей долины реки Нил.

Срок жизни временных музейных экспозиций, особенно передвижных, недолог. Вот и новосибирскому зрителю отведено всего два месяца, чтобы успеть погрузиться в такой, казалось бы, знакомый, но совершенно неизвестный мир Древнего Египта. Знакомый, потому что у многих в памяти красочные школьные учебники «История древнего мира», где один из первых разделов посвящён многочисленным эпохам египетского владычества: раннее царство, древнее царство, первый переходный период, среднее царство… Со страниц этих книг на нас — десятилетних девчонок и мальчишек — смотрели раскосые глаза фараонов и пугающая голова шакала, символизирующая повелителя смерти, бога-покровителя погребальных ритуалов и мумификации Анубиса. Но ни один, даже самый потрясающий учебник не сравнится с той выставкой-погружением, которая захватывает и заставляет вновь и вновь возвращаться в залы Новосибирского художественного музея, чтобы ещё раз окунуться во вселенную жизни и смерти древних египтян.

Первый заместитель губернатора Новосибирской области Юрий Петухов, обсуждая «египетскую экспозицию» с директором НГХМ Екатериной Болдыревой и заместителем директора ГМИИ имени А.С. Пушкина Ильёй Доронченковым, вспомнил: «Ещё в школьные годы я был очень увлечён Древним Египтом. Помню, когда был мальчишкой, разыскивал информацию об этой потрясающей культуре, читал книги о фараонах, пирамидах, саркофагах. Теперь у юных и взрослых новосибирцев есть невероятная возможность увидеть подлинные артефакты, созданные мастерами Древнего Египта. Удивляют и новейшие технологии, использованные в экспозиции. Учёные реконструировали внешность мумифицированных египтян, а мы теперь с помощью виртуальной реальности можем заглянуть в глаза и увидеть лица людей, которых нет на белом свете уже тысячи лет. Это вызывает настоящий восторг и делает выставку без всякого преувеличения уникальной».

Действительно, в экспозиции представлены не только подлинные артефакты древнеегипетской культуры (некоторые из них можно увидеть в репортаже телеканала ОТС), но и результаты исследования мумий. Научные изыскания проведены Пушкинским музеем совместно с Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт». Итоги исследований оформлены в цифровом виде с помощью 3D-графики. В отдельном зале на экранах воспроизведена научная реконструкция облика двух древних египтян — девушки 20–25 лет и мужчины 30–40 лет, мумии которых хранятся в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Более подробно о проведённых исследованиях ранее сообщал журнал «Коллекция».

Фото предоставлено НГХМ

Спустя несколько дней после посещения экспозиции министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников признался «Континенту Сибирь»: «Я до сих пор пребываю под большим впечатлением от посещения выставки «Древний Египет. Искусство бессмертия». Неповторимая атмосфера этого события чувствовалась уже во время торжественного открытия. Презентация выставки была построена так, что все присутствующие оказались в состоянии предвкушения того, что им предстоит увидеть, почувствовать и осознать. Но сама экспозиция превзошла все ожидания. Впечатляющие археологические находки, выставленные сейчас в Новосибирске, не оставили никого равнодушным. И всё же самое поразительное — это то, что современные достижения точных и естественных наук позволяют исследователям получить массу информации о людях, некогда погребённых в пирамидах и саркофагах. Можно не только примерно воспроизвести черты их лиц, но и восстановить телосложение, буквально по костям и сохранившимся останкам определить, был ли при жизни здоров человек, какие болезни перенёс. Ну и, конечно, неповторимая «культура бессмертия»! Буквально всё, что окружало древнего египтянина в течение жизни, напоминало о необходимости подготовки к его будущему, загробному пребыванию в царстве мёртвых. Восхищаюсь новосибирскими и московскими музейщиками, которым совместно удалось реализовать этот незабываемый проект».

Эстетика бессмертия с доставкой в Новосибирск

Эстетика бессмертия с доставкой в Новосибирск

И правда, «египетская выставка» — партнёрский проект двух музеев, реализованный в рамках Национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры России и АНО «Территория культуры». В последнее время Новосибирский художественный музей взял курс на сотрудничество с федеральными учреждениями культуры. Зритель быстро привыкает к хорошему. И уже становится нормой, что в НГХМ с завидной регулярностью появляются выставки московско-питерского масштаба, на которых представлены коллекции из фондов Государственного Эрмитажа, Русского музея, Государственного исторического музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. На это обратила внимание министр культуры Новосибирской области Юлия Шуклина, приветствуя собравшихся на «экскурсию в Древний Египет»: «Прекрасный результат партнерства двух музеев. Культура не только заряжает, но и заражает. Поздравляю всех с открытием этой фантастической выставки».

Громкие слова о фантастичности выставки можно было бы счесть за некоторое преувеличение, но только не в этом случае. Входя в первый «египетский зал», действительно испытываешь ощущения сродни тем, что описал божественный Данте, который в своих поэтических фантазиях спустился в загробные дали и глуби преисподней:

…Где даже воздух самый трепетал,
Куда сквозь мрак, который там гнездился,
Луч света никогда не западал.

Редкие лучи света всё же пронизывают сумрачное пространство музея, но очень дозированно. В данном случае можно смело вести речь о детально продуманной режиссуре цвета, формы и света, реализованной в музейной презентации предметов архаического искусства. Для поддержания столь необычной атмосферы в «египетских залах» полностью убран верхний свет. Освещение точечное, только внутри витрин. Сами витрины, довольно ярко подсвеченные изнутри, снаружи окрашены в тёмные цвета, которые поддерживают общую сумеречную тональность всего пространства. Редкие пятна света ложатся на поверхность лишь тех витрин и стен, на которые нанесены египетские иероглифы текстов пирамид и их переводы на современный русский язык. На этом фоне сдержанно выделяются массивные порталы, оформленные в подражание вратам из песчаника, столь распространённого в древнеегипетской архитектуре. Каждый портал служит входом в выставочный зал, соответствующий одному из четырёх разделов выставки. Названия разделов нанесены в навершиях порталов: «Материальность бессмертия», «Эстетика бессмертия», «Теология бессмертия» и «Монументальность бессмертия».

Вообще говоря, «египетская выставка» — тот редкий случай, когда дизайнерские приёмы построения, оформления, цветового решения и освещения музейного пространства вызывают не меньший зрительский интерес, чем сами музейные предметы, являющиеся содержательно-смысловым средоточием экспозиции. На этой выставке оформительские находки современных экспозиционеров стали достойным обрамлением подлинных артефактов ушедших эпох.

Довольно сложно согласиться с точкой зрения автора, посчитавшего отсутствие фонового музыкального сопровождения недостатком экспозиции или, лучше сказать, недостающим звеном в эмоциональном наполнении и смысловой архитектонике «египетской выставки». Думается, что создателям обсуждаемой экспозиции присуще чувство меры, вкуса и стиля, подобно струнному инструменту, очень точно «отстроенное». Оно-то и не позволило перейти тонкую грань между «симфонией» приглушённо-матовых тонов музейной имитации древних гробниц и эклектичной избыточностью залихватских интонаций выставочно-ярмарочного «попурри». Молчаливо звучащая тишина «египетских залов», изящно поддержанная осторожной игрой света и тьмы, как раз создаёт неповторимую магию погружения в иллюзорный мир смерти и растворения в аутентичной древнеегипетской культуре инобытия.

Фото предоставлено НГХМ

Особую атмосферу выставки отметила в разговоре с «Континентом Сибирь» министр труда и социального развития Новосибирской области Елена Бахарева: «Я просто-напросто оказалась в Каирском музее. Да-да, находясь в Новосибирске, почувствовала себя так, будто пребываю в одном из лучших музеев Египта. И сразу подумала о наших школьниках: вот каким должно быть преподавание истории в школе — атмосферным, увлекательным, с полным и очень глубоким погружением в материал, когда у ребят есть возможность собственными глазами увидеть подлинные предметы, которые тысячелетиями пролежали в древнеегипетских гробницах, а теперь благодаря археологам, реставраторам и музейщикам стали реальностью для нас. Просто приходи в Новосибирский художественный музей и наглядно изучай историю. Что же говорить о 3D-моделях мумий, «оживающих» на мультимедийных экранах. Современных школьников только так и можно заинтересовать и увлечь, соединив в одну экспозицию материальные музейные предметы с виртуальной реальностью. Уроки истории в художественном музее — вот к чему нужно стремиться».

Владимир Кехман

О чем безмолвствует царь: что хотел не сказать Владимир Кехман на сцене НГАТОиБ?

Школьные занятия (не только по истории) и правда пора переносить в музеи и театры, архивы и библиотеки, а также в мультимедийные парки, лофт-пространства и другие креативные локации, где с большей вероятностью будет достигнут тот самый результат, которого никак не может добиться современная школа: учиться станет интересно! Есть субъективное ощущение, что вовлечённость школьников и студентов, вообще молодёжи, в музейную жизнь Новосибирска постепенно становится выше. Достаточно прийти на «египетскую выставку», где больше половины посетителей — молодёжь в возрасте до 30 лет. Но не стоит обольщаться.

Вообще, музей и школа — тема не из простых. Современное российское образование, с какой стороны ни тронь, напоминает пороховую бочку. Где-нибудь да «рванёт»: то из-за нехватки квалифицированных педагогов с мизерными зарплатами, то из-за бесконечных дискуссий вокруг ОГЭ и ЕГЭ… И вроде бы делается немало: ремонты старых школ и строительство новых, закупка и внедрение оборудования. Но за всем этим как-то забывается главное — живая, индивидуальная вовлечённость каждого школьника в процесс приобретения его личных новых знаний. Проще говоря, интереса к учёбе нет, да и неоткуда ему взяться.

А ведь совсем не хочется, чтобы нынешняя молодёжь спустя годы вспоминала школьное изучение древней (например, египетской) истории трагикомичными словами гончаровского Обломова, гениально сыгранного Олегом Табаковым: «В голове моей как будто архив: мёртвые дела, цифры, эпохи, религии – ничто ни с чем не связано. Как библиотека из одних разрозненных томов, ни одного полного собрания… а спроси, зачем я помню, что Селевк Первый в триста шестом году до нашей эры победил какого-то Чандрагупту?».

Анатолий Кубанов

Новосибирский драматический театр «Советский» удостоился награды от Минобороны РФ

Давно понятно, что будущее образования — за межведомственным взаимодействием с разными институциями, в том числе учреждениями культуры. Но речь не о банальной практике похода всем классом раз в полгода на выставку передвижников, а о регулярном, системном взаимодействии школ с музеями, о тематическом согласовании (хотя бы частичном) планов выставочной деятельности музеев со школьными ФГОСами и учебными программами, об интерактивных уроках литературы, истории, мировой художественной культуры, проходящих постоянно на территории музея — в выставочных залах, реставрационных лабораториях, мастерской художника, лекционных пространствах.

Если выстроить такое сотрудничество музеев со школами, то синергетический эффект от экспозиций, подобных «египетской выставке» в НГХМ, будет совершенно иным. Тогда речь пойдёт не об абстрактном (пусть и весьма значительном) культурно-просветительском потенциале таких музейных проектов, а об их системной интеграции в процесс воспитания юношества и вполне измеримом образовательном эффекте. Вот одна из точек совместного развития музея и школы.

Что такое экспозиция «Древний Египет. Культура бессмертия» с точки зрения практической дидактики? Это готовые условия для осуществления образовательного процесса. Представленные на выставке артефакты — тематически структурированный по разделам наглядный материал, какого никогда не было и не будет даже в самой элитной школе. Мультимедийная часть экспозиции — позитивный триггер мотивации школьников к познавательной деятельности, реальный пусковой механизм заинтересованности ребят в учёбе. Экскурсовод — тот же учитель, но обладающий детальными знаниями о конкретных музейных предметах. Созданная в экспозиции аура египетских усыпальниц — мощный инструмент интерактивного погружения в атмосферу изучаемой эпохи и активатор эмоциональной включённости учащихся в процесс получения новых знаний. В конечном счёте осознанное, эмоционально включённое присутствие школьника в такой экспозиции способствует его творческому развитию, в основе которого — воображение.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Умербаев,
председатель комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Законодательного собрания Новосибирской области
:

– Посещение этой выставки будет полезно для всех — и детей, и взрослых. Чтобы глубоко погрузиться в экспозицию, нужно развитое воображение. К примеру, если ребёнок умеет фантазировать, в «египетских залах» он с головой окунётся в седую древность. Но если в музей попадёт юный зритель, воображение которого «спит», то как раз эта выставка будет очень полезна и поможет развитию творческой фантазии. Ну а лично мне запомнился экскурсионный маршрут по «египетской экспозиции». Всё-таки очень важно, когда музейный историк, знаток культуры и искусства, очень грамотно ориентирующийся в теме, как проводник, берёт тебя за руку и прокладывает путь в неизведанное. Мы останавливались у каждой витрины. Ни один экспонат, ни одна значимая деталь не были забыты. Замечательные экскурсоводы из Новосибирского художественного музея и Пушкинского музея провели нас по «лабиринтам» столь сложной темы, как философия смерти и загробной жизни в Древнем Египте. Здорово ещё и то, что глубокая древность соединилась здесь с цифровой реальностью. Такое сочетание производит сильное впечатление.

Фото предоставлено автором

Лариса Цыбулевская,
председатель Федерации профсоюзов Новосибирской области
:

– Я бы сказала, что на этой выставке сказка становится реальностью. Ведь что такое Древний Египет для нас — обычных людей, далёких от исторической науки, археологии, раскопок, папирусов и иероглифов? Это своего рода сказка, легенда, миф. Мы помним эту «сказку» разве что из уроков истории древнего мира в средней школе. Поэтому в художественный музей я пришла с таким настроем: отбросить свои прежние представления о Древнем Египте и с чистого листа, как будто впервые погрузиться в эту тему. Но эффект от посещения «египетской экспозиции» оказался неожиданным даже для меня самой. Первое ощущение, которое испытываешь, входя в выставочные залы, — это чувство покоя, умиротворения. Вся атмосфера выставочных залов как бы говорит тебе: «Остановись, успокойся, вернись к себе». Обращаешь внимание на отдельные экспонаты, например, сосуды для масел и благовоний — своего рода древней косметики, рассматриваешь украшения, которые носили женщины, даже зеркало металлическое сохранилось, в которое каждое утро смотрелась какая-то египтянка. Вникая в это всё, начинаешь видеть за вещами… человека. Тут и приходит осознание схожести современного человека с древним египтянином.

Была ли в Новосибирске Триумфальная арка?

Была ли в Новосибирске Триумфальная арка?

Тогда, как и сейчас, люди жили, заботились о себе и близких, верили, любили и готовились к смерти, надеясь, что это не конец, а начало другой жизни. И оказывается в итоге, что ты уже не просто зритель, а участник этого действа под названием «Древний Египет. Искусство бессмертия». Знаете, выходишь с выставки с убеждением, что ты не одинок, ты — часть этого бесконечного течения времени, в котором были миллиарды людей до тебя, будут и после. Ничто, на самом-то деле, не заканчивается со смертью. Удивительная выставка.

Александр Шунков,
ректор Кемеровского государственного института культуры
:

– Меня как филолога в большей мере поразили тексты египетских пирамид, представленные на выставке. Я особенно ценю талант и профессиональное мастерство ученых-египтологов, которые смогли расшифровать и перевести иероглифические тексты долины реки Нил. Конечно, материальное наследие, вещественные артефакты, предметы быта, культовые объекты оставляют очень яркое впечатление, они воспринимаются живо, эмоционально, но текстовый документ позволяет напрямую, посредством слов понять или хотя бы постараться приблизиться к пониманию той картины мира, которая определяла весь уклад жизни и отношение к смерти древних египтян. Всегда вдохновляюсь подобными проектами. Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия» — это уже свершившийся, безусловный успех, который по масштабу и качеству исполнения вполне сопоставим с мировым уровнем экспонирования.

Фото предоставлено автором

Екатерина Болдырева,
директор Новосибирского государственного художественного музея:

– Такие сложные, комплексные музейные пространства, как наша «египетская экспозиция», не сопоставимы ни с чем другим по трудоёмкости и длительности подготовки. Над подобными проектами всегда работает команда, причём довольно большая, состоящая из самых разных специалистов очень высокой квалификации. Хочу подчеркнуть, что это не типовой проект, ведь дизайн — содержательное оформление экспозиции — разрабатывался специально для залов НГХМ и с учётом конструктивных особенностей наших помещений. Мы отмечаем, что посетители экспозиции одобрительно отзываются о той атмосфере, которая царит в «египетских залах». Это не случайность, а запланированный эффект. Такой эффект является следствием тщательно продуманной концепции и детального проектирования выставочного пространства. Причём одни зрители говорят, что ощущают себя будто внутри пирамиды, другие — в древнеегипетском святилище или храме, где совершаются жертвы, мистерии, а кто-то чувствует здесь свою близость к некой абстрактной тайне, чему-то загадочному, неведомому… У каждого посетителя выстраивается свой ассоциативный ряд. И это замечательно, потому что успешной является та экспозиция, которая подталкивает зрителя к размышлению, творчеству, духовному росту, пробуждает воображение.

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия» проходит в рамках национального проекта «Культура». Её путешествие по стране началось с переезда Москва Владивосток, где она была представлена жителям Дальнего Востока. Затем экспозиция разместилась в Новосибирском художественном музее, где пробудет до 8 сентября, а после отправится в Нижний Новгород, откуда ценнейшие экспонаты вернутся к себе домой в Москву.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ