Как египтяне представляли себе жизнь после смерти? Какие смыслы они вкладывали в понятие «вечная жизнь»? И какие новые технологии применяются учеными в изучении мумий? В Новосибирском государственном художественном музее продолжается выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия», на которой представлены результаты исследования мумий и памятники древнеегипетского искусства из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Не знаю, как вы, а я впервые соприкоснулся с очарованием и магией Древнего Египта в далёкие 80-е. Знакомство было, конечно, заочным. Сначала по повести Ивана Ефремова «Путешестие Баурджеда» (1953), входившей в историческую дилогию «На краю Ойкумены». Тогда она произвела на меня неизгладимое впечатление. Позже я узнал, что книга, которую сегодня смело можно отнести к литературным памятникам, написанная в 1945 году, восемь лет ждала публикации и вышла только после смерти Сталина. Оказывается, редакторы того времени усмотрели в истории про авторитарный режим древнеегипетских фараонов аналогию со сталинским СССР и решили повесть не издавать. Судьба следующего произведения, открывшего для меня эстетику и силу притяжения Древнего Египта, была не столь драматичной. Голливудский исторический блокбастер «Клеопатра» (1963), переживший множество скандалов и смену нескольких режиссёров, подарил нам Элизабет Тейлор в незабываемом образе египетской царицы. И ничего, что техники студии «XX век — Фокс» воссоздали улицы и стены древней Александрии на студии «Пайнвуд» в Англии. Это уже была магия кинематографа.
Говорят, чтобы поверить, надо увидеть. И, конечно, не глазами создателей кино, а своими собственными. Ведь настоящую магию можно ощутить только таким образом. И не всегда для этого надо преодолевать огромные расстояния, пересекать моря и климатические пояса. В данном случае достаточно было сесть на метро и за 30 минут, преодолев четыре станции и, пройдя 950 метров неспешным шагом, добраться до Новосибирского государственного художественного музея. Именно здесь, с 5 июля по 8 сентября, работает выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Выставка поистине уникальная: «Впервые в Новосибирске экспонируются подлинные памятники древнеегипетского искусства из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – саркофаг и элементы декора мумий, статуи, статуэтки и рельефы, ритуальные предметы и украшения» – констатирует факты НГХМ.
Ромео должен умереть: предчувствие смерти в подростковой драме с нешекспировскими страстями
Надо сказать, что, подходя к музею, и предвкушая встречу с артефактами тысячелетней выдержки, я ощутил эффект дежавю. Впрочем, ощущение это оказалось ложным. Просто примерно таким же, только не июльским, а майским жарким днём, шестнадцать лет назад, пересекая площадь Тахрир в центре Каира, которая тогда находилась на реконструкции, я с таким же волнением приближался к Египетскому национальному музею, крунейшему в мире хранилищу предметов древнеегипетского искусства. Посещение этого грандиозного по масштабам сооружения, прогулка среди пирамид в Гизе, а также дальнейшее путешествие в Александрию стало волшебной египетской сказкой.
И я был рад снова испытать эти чувства. «В основе концепции выставки – четыре аспекта, которые отражают представления египтян о вечной жизни». Четыре аспекта – четыре зала. «Материальность бессмертия», «Теология бессмертия», «Монументальность бессмертия» и «Эстетика бессмертия». Точечный скупой свет и небольшие пространства залов создают атмосферу реальности, полного погружения. Кажется, что еще пару шагов и перед тобой предстанет настоящая гробница фараона. Подлинные экспонаты буквально приковывают внимание, их идеальными формами хочется любоваться до бесконечности. Переходя из помещения в помещение и постепенно погружаясь в детали и премудрости ритуальных действий древних египтян, окончательно убеждаешься в том, что вечная жизнь в мире ином представлялась им ещё более прекрасной нежели земная. И ещё здесь отчетливо понимаешь, что египтяне не просто ценили красоту, она была основой их сознания. Что бы вы не охватили взглядом – бронзовый сосуд с ручкой в виде цветка лотоса, амулет в виде двух пальцев руки или статую женщины «птолемеевского» периода – все эти предметы обладают невероятной притягательностью.
Нашлось на этой выставке место и для чудес науки. Могут ли мумии храниться и экспонироваться наравне с другими музейными объектами? И насколько деликатной должна быть подобная экспозиция? Однозначных ответов на эти вопросы пока не найдено. Однако всё чаще музеи используют альтернативное решение – экспонирование мумий с помощью мультимедийных технологий и инсталляций. Организаторы данной выставки выбрали именно этот вариант. В отдельном зале можно познакомиться с уникальными 3D реконструкциями – «ожившими» мумиями. А на экранах с сенсорным управлением в деталях рассмотреть изображения десяти мумий, исследованных с помощью современных подходов на экспериментальной базе НИЦ «Курчатовский институт». Отправной точкой в этих исследованиях стала рентгеновская компьютерная томография.
Вечер опричника: какие еще открытия ждут зрителей на премьере оперы молодого Чайковского?
Надо сказать, что выставка получилась очень информативной и атмосферной. Единственное, что мне, пожалуй, не хватило, так это музыкального фонового сопровождения — для усиления ноток таинственности, магии, вечности. Например, тема «Голоса природы» Альфреда Шнитке, на мой взгляд, очень хорошо бы здесь подошла. Впрочем, я снова, наверное, нахожусь в плену киношных штампов.
Рассказывая про выставку «Древний Египет. Искусство бессмертия», было бы, конечно, несправедливо обойти вниманием фотовыставку Елены Третьяковой «Египетский дневник», которая в эти же дни проходит параллельно в соседнем зале. Елена Третьякова – художник, фотограф, преподаватель, член Союза художников России, член Союза дизайнеров России. Путешествую по Египту, в своих фотоработах она сумела найти гармонию между завораживающими видами наследия древней архитектуры времён фараонов и деталями современной жизни. Это настоящий Египет, где красота и богатство прошлого соседствует с реализмом настоящего. Где привлекают и портреты, и детали, и композиционные решения.
И в завершении хотел поделится впечатлениями из собственного «египетского дневника». Говорят, что случайности не случайны. Спокойно прогуливаясь майским днём 2008 года по одной из многолюдных египетских улочек, в открытом ресторанчике на экране телевизора, показывающего какой-то спортивный канал, я совершенно неожиданно увидел поистине «бессмертное» творение, победный бросок Ильи Ковальчука в овертайме хоккейного поединка со сборной Канады. Это было по-настоящему великое событие. В год столетия хоккея, на площадке родоначальников хоккея, сборная России впервые стала Чемпионом мира, сравняв счет на последних секундах и вырвав победу в дополнительное время. Одно мгновение, какие-то доли секунды и вечность открылась передо мной всей своей непостижимостью. В тот момент счастью моему не было предела, а египтяне даже и не сообразили, чему так яростно радуется это русский.
Именно это я называю «Эстетикой бессмертия».