Новые налоги 2025 года: для бизнеса или против?

Николай Мамулат
Бизнес-омбудсмен Новосибирской области Николай Мамулат. Фото: Михаил Периков

12 июля 2024 года опубликован Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, направленный на реформирование налоговой системы с 1 января 2025 года. Закон обновляет параметры налогообложения корпоративных и личных доходов. Какие изменения видятся ключевыми и как они скажутся на предпринимательской деятельности, «Континент Сибирь» выяснял у экспертов.

Федеральный закон № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в числе прочих изменений вводит пятиступенчатую прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и увеличивает налоговые вычеты, повышает ставку по налогу на прибыль организаций до 25% с предоставлением налоговых преференций для стратегических отраслей экономики, меняет условия применения упрощенной системы налогообложения (УСН), включая повышение пороговых значений показателей деятельности налогоплательщиков в целях расширения возможности применения данного налогового режима.

Изменения в Налоговый кодекс (НК) назревали и обсуждались давно. Президент РФ Владимир Путин выразил свою однозначную позицию по этому вопросу 29 февраля 2024 года в послании Федеральному собранию: налоги должны быть справедливо распределены между разными слоями населения. Уже 15 марта правительство внесло в Госдуму первый законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, а 10 июля 2024 года закон был принят Госдумой в окончательном чтении и одобрен Советом Федерации.

Как говорил министр финансов РФ Антон Силуанов, предложения по налогам были тщательно проработаны с парламентом, экспертным сообществом, были проведены встречи с предпринимателями: «Важно, что мы услышали предложения, которые были высказаны участниками этого обсуждения, и законодательная инициатива по налогам была существенным образом доработана ко второму чтению».

Донастройка параметров и совершенствование механизмов взаимодействия стали объектом активной совместной работы органов власти, налоговой службы и бизнес-сообщества.

Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, направленный на реформирование налоговой системы с 1 января 2025 года

В частности, региональными бизнес-омбудсменами были совместно проработаны и выдвинуты предложения от института уполномоченного. Основным акцентом стал тезис о том, что предлагаемая новым законом «налоговая амнистия» (за добровольный отказ предпринимателями от дальнейшего применения схемы дробления бизнеса) должна быть реальной, без «подводных камней».

Бизнес-омбудсмен Новосибирской области Николай Мамулат в рамках прошедшего в преддверии принятия изменений в НК заседания выездной расширенной коллегии управления Федеральной налоговой службы (УФНС) России по Новосибирской области по итогам работы налоговых органов региона за истекший период 2024 года, состоявшегося 4 июля 2024 года в Маслянинском районе, заявил, что при внесении изменений принципиальной позицией является недопущение резкого роста налоговой нагрузки для небольших компаний. «Оглашенные инициативы мы продолжим обсуждать с представителями органов власти и экспертами, чтобы создать стабильные условия для работы предприятий региона», — подчеркнул уполномоченный по правам предпринимателей.

В числе ключевых изменений НК, вступающих в силу с 1 января 2025 года, наибольшее внимание всего общества в целом и предпринимательского сообщества в частности вызывает введение многоступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ в зависимости от величины дохода. Управляющий партнер Адвокатского бюро LEXEN («ЛЕКСЭН») эксперт pro bono уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области адвокат Роман Тропин обращает внимание на тот факт, что первые шаги по внедрению в российскую налоговую систему прогрессивной системы налогообложения доходов физических лиц были сделаны еще в 2021 году, когда для граждан, чей заработок составляет более 5 миллионов рублей в год, была введена новая налоговая ставка НДФЛ — 15% вместо 13%.

Федеральный закон № 176-ФЗ с 1 января 2025 года сохраняет для работников, чей доход не превышает 200 тыс. рублей в месяц (годовой доход до 2,4 млн рублей), ставку НДФЛ в 13%. Далее вводится прогрессивная шкала: 15% при доходах до 416,7 тыс. рублей в месяц (годовой доход от 2,4 млн рублей до 5 млн рублей), 18% — до 1,67 млн рублей в месяц (годовой доход от 5 млн рублей до 20 млн рублей), 20% — до 4,17 млн рублей в месяц (годовой доход от 20 млн рублей до 50 млн рублей) и 22% при месячном доходе свыше 4,17 млн рублей (годовой доход свыше 50 млн рублей). При этом новый НДФЛ по прогрессивной шкале будет применяться не ко всей сумме дохода, а только к той, которая превышает введенные значения порогов.

Согласно данным УФНС по Новосибирской области, количество физических лиц региона, получивших по итогам 2023 года доход, соответствующий прогрессивной шкале НДФЛ, составило: налоговая база от 2,4 млн до 5 млн рублей — 26 246 человек; налоговая база от 5 млн до 20 млн рублей — 7008 человек; налоговая база от 20 млн до 50 млн рублей — 682 человека; налоговая база более 50 млн рублей — 366 человек.

 Законодатель в таком случае руководствуется как экономическими, так и политическими, и социальными мотивами при выборе доминирующей системы налогообложения.

Управляющий партнер Адвокатского бюро «LEXEN» («ЛЕКСЭН») Роман Тропин. Фото предоставлено АБ «ЛЕКСЭН»

По оценке экспертов, прогрессивная система налогообложения в России призвана перераспределять доходы в обществе наиболее справедливым образом, позволяя государству получать больше денег и поддерживать большее количество программ, ориентированных на материальную поддержку социально незащищенных общественных групп.

Кроме того, будет разрешаться проблема экономического расслоения общества, оно должно стать минимальным по стране. Достичь этого возможно как раз таки через уплату людьми с высокими доходами более высокого процента налогов. В противном случае рост социального неравенства и усиление расслоения общества по экономическому признаку неизбежны.

Помимо социального аспекта, в числе положительных последствий рассматриваемого шага эксперт выделяет перспективу дополнительного прироста региональных бюджетов, получающих НДФЛ согласно нормативам, установленным Бюджетным кодексом. «Если говорить о пользе бюджета, то доходы местных и региональных бюджетов возрастут, к тому же в систему налогообложения будет более активно вовлечено самозанятое население. В целом прогрессивной моделью налогообложения доходов физических лиц пользуются наиболее успешные (в пределах первой двадцатки мирового рейтинга ВВП) государства, и зарубежный опыт является положительным. Например, дружественный партнер нашей страны Китай с помощью рассматриваемой системы налогообложения с достаточной скоростью наращивает объемы своего ВВП», — констатирует Роман Тропин.

Помимо прогрессивной шкалы налогообложения, эксперты выделяют другие законодательные изменения, направленные на поддержку бизнеса. Для компаний, которые инвестируют в развитие бизнеса, предусмотрен ряд налоговых вычетов. Также поднят коэффициент на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Теперь компании, которые, например, проводят патентные исследования или регистрируют товарные знаки, при подсчете расходов смогут увеличить расходы на коэффициент 2 (а не 1,5, как сейчас) и, таким образом, уменьшить базу по налогу на прибыль.

Кроме того, предусмотрены стимулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих отраслях за счет снижения тарифов страховых взносов.

«Еще одним предложением, направленным на поддержку небольших компаний, которое продвигал институт уполномоченных, стало увеличение параметров, предоставляющих возможность для применения УСН, — говорит бизнес-омбудсмен Новосибирской области Николай Мамулат. — С принятием этих поправок больше организаций и ИП смогут применять УСН за счет увеличения ряда пороговых значений по доходам, стоимости основных средств (ОС) и численности персонала».

Так, предельный годовой доход увеличивается с 265,8 млн (в 2024 году) до 450 млн рублей (с 1 января 2025 года). Лимит по стоимости ОС увеличится со 150 млн до 200 млн рублей, а предельная численность персонала увеличится до 130 человек (сейчас — 100 человек).

Также с 2025 года на «упрощенке» отменяются повышенные ставки. Останутся только две базовые ставки — 6% и 15%, которые регионы могут снижать до 1% и 5% соответственно.

С 2025 года налогоплательщики на УСН становятся плательщиками НДС, однако при годовом доходе до 60 млн рублей освобождаются от этой обязанности автоматически. Изначально планировалось, что предприниматели на УСН должны будут подавать отдельное заявление в налоговую службу об освобождении от НДС, если их доходы не достигают указанного порогового значения. Ко второму чтению законодатели учли предложения бизнес-сообщества и ввели автоматическое освобождение от налога компаний с небольшими доходами. Это позволит налогоплательщикам, имеющим небольшой доход, избежать дополнительной документарной нагрузки.

Новые налоги 2025 года: для бизнеса или против?
Заседание выездной расширенной коллегии управления Федеральной налоговой службы (УФНС) России по Новосибирской области 4 июля 2024 года в Маслянинском районе. Слева направо: руководитель УФНС России по Новосибирской области Геннадий Морозов, председатель некоммерческого партнерства «Аудиторская палата Сибири» Екатерина Алабужева, уполномоченный по защите прав предпринимателей Николай Мамулат, председатель Совета депутатов Маслянинского района Вячеслав Ярманов. Фото УФНС России по НСО

«При этом необходимо подчеркнуть, что, по данным Федеральной налоговой службы, на территории Новосибирской области доля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, доходы которых в 2023 году составили свыше 60 млн рублей, в общем количестве налогоплательщиков, применяющих УСН, составила 5,3% и 2,1% соответственно», — говорит Николай Мамулат.

Налоговый консультант, pro bono эксперт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Роман Леонов считает важным для бизнеса еще одно нововведение, установленное Федеральным законом № 176-ФЗ от 12 июля 2024 года. Это так называемая «налоговая амнистия» — прекращение обязанности по уплате доначисленных налогов за 2022–2024 годы для лиц, участвующих в дроблении бизнеса.

При этом впервые для проведения налоговой амнистии устанавливается только одно основание — добровольный отказ предпринимателей от дальнейшего применения схемы дробления бизнеса.

«Доначисление налоговыми органами налогов, штрафов и пеней по результатам выездных налоговых проверок в связи с дроблением бизнеса на протяжении ряда последних лет являлось одним из главных оснований. Ситуация, когда предприниматели регистрировали ряд фирм и ИП, чтобы применять УСН, является распространенной. Изначально это воспринималось всеми как легальная налоговая оптимизация. Но затем позиция налоговых органов сменилась, и подобные действия стали рассматриваться как уход от налогообложения, получение так называемой необоснованной налоговой выгоды в виде уплаты налогов в более низких размерах, нежели при общей системе. И суды поддержали этот вывод налоговиков», — раскрывает эксперт историю вопроса.

При этом собеседники издания напоминают, что доначисления по результатам выездных налоговых проверок по причине применения схемы дробления бизнеса являлись огромными, исчислялись сотнями миллионов рублей, нередко превышали годовой оборот компании. Это приводило к остановке бизнеса. Люди брали кредиты на развитие бизнеса, и вдруг их бизнес оказывался заблокированным. Банки начинали обращать взыскание на заложенное имущество. ФНС передавала дела в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел по уклонению от уплаты налогов, обращалась в суды с заявлениями о признании компаний банкротами и привлечении к субсидиарной ответственности учредителей и директоров компаний, что грозило уже взысканием их личного имущества.

Теперь закон устанавливает, что все доначисленные после его вступления в силу суммы налогов за дробление бизнеса не будут взиматься, если выездной налоговой проверкой за 2025 и 2026 годы не будет выявлено дробление бизнеса. Если выездной налоговой проверки не будет назначено, то доначисленные суммы будут списаны 1 января 2030 года.

«При этом предпринимателям нисколько не препятствуется продолжить бизнес путем создания новой фирмы, распрощавшись таким образом с доначисленными суммами без ожидания выездных налоговых проверок для подтверждения отказа от дробления. Важным обстоятельством при этом является то, что для этих случаев закон также устанавливает списание доначисленных за дробление бизнеса сумм», — подчеркивает налоговый консультант Роман Леонов.

Что касается применения схемы дробления бизнеса после 2025 года, то ее возможности, по мнению экспертов, становятся очень ограниченными и, скорее всего, не вызовут у предпринимателей желания заниматься этим. Дело в том, что законом также внесены изменения в Налоговый кодекс, в силу которых плательщики УСН становятся плательщиками НДС. Таким образом, в самом налоговом законодательстве значительно устраняются основания для дробления бизнеса.

Эксперт также подчеркивает, что прогрессивные ставки по НДС в размере 5% и 7 % (при оборотах до 250 млн рублей и 450 млн рублей соответственно) для плательщиков УСН и переход на общую систему с месяца, следующего за месяцем превышения предельного размера дохода, дающего право на применение УСН, является для предпринимателей не менее положительным нововведением, чем налоговая амнистия за дробление бизнеса. Ведь теперь налоговая нагрузка для плательщиков УСН будет расти последовательно, с ростом бизнеса. А при переходе с УСН налоги по общей системе будут взиматься с даты перехода, а не пересчитываться полностью с начала года, как было ранее.

В целом представляется, что с принятием закона доначисления налогов за дробление бизнеса уходят в прошлое, и предприниматели могут сосредоточиться на ведении бизнеса в конкурентной среде, где не будет лиц, имеющих преимущества вследствие агрессивной налоговой оптимизации, и не будет риска остановки бизнеса вследствие доначисления крупных сумм налогов.

Николай Мамулат также считает логичным и обоснованным такой подход. «УСН — это все же льготный налог для малого бизнеса и его развития. В основе логики внесенных законодательных изменений — принцип справедливости. Крупные, развитые, сильные компании должны использовать основную систему налогообложения и платить справедливые налоги. Можно сказать, что государство не карательными мерами стимулирует переход на общую систему налогообложения тех, кому уже не следовало бы использовать УСН, а созданием условий, когда предприниматель сам это сделает. Потому что упрощенная система налогообложения для больших компаний просто невыгодна», — резюмирует Николай Мамулат.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ