Вячеслав Жигалов
глава Союза автомобильных дилеров России

Сколько еще времени автопроизводители будут «выкручивать руки» дилерам, и почему государство не торопится решить этот вопрос?

За последние годы автопроизводители самым активным образом расширяют дилерские сети в регионах России, далеко не всегда принимая во внимание интересы своих действующих партнеров. В результате имеют место вопиющие случаи, когда те или иные дистрибьюторы без оглядки на емкость рынка открывают новые салоны буквально напротив действующих, не продлевают договоры с многолетними партнерами, вложившими огромные инвестиции в продвижение бренда, или просто вынуждают дилеров идти на совершенно «кабальные» условия.  Вместе с тем, механизм решения этой проблемы есть, но пока регулятор не проявляет к нему интерес.

На сегодня дилерское соглашение по существу представляет собой договор о добровольном рабстве. Справедливости ради, так было всегда, но проблему российские дилеры почувствовали только в кризис 2008-го года, когда рынок вдруг перестал расти бешеными темпами, и далеко не все инвестиции в «дилерские дворцы» стали окупаемыми.

CHERY меняет дилера в Иркутске

Почему в Сибири закрывается один из крупнейших дилеров CHERY с точки зрения занимаемой доли рынка?

По факту производитель в лице дистрибьютора (импортёра) контролирует дилерский бизнес в гораздо большей степени, чем его владельцы. Для перечисления всех возможностей и случаев изъятия доходов у дилера дистрибьютором просто не хватит места.

Федеральная антимонопольная служба, Минпромторг РФ и другие профильные ведомства прекрасно осведомлены об этой проблеме как минимум 15лет. И всё это время они либо молчат, либо отвечают дилерам неопределённой фразой о том, что «это ваши предпринимательские риски».

Вячеслав Жигалов родился в Барнауле. В 1992 году закончил физико-технический факультет Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.  С 1992 года работает в автомобильном бизнесе

Непостижимая тайна такого поведения мне не даёт покоя уже много лет. Почти 2 года назад я даже разработал законопроект о поправках в закон 135-ФЗ «О защите конкуренции», который, как я убеждён и сейчас, способен решить проблему.

Дело в том, что навязывание партнёрам невыгодных условий сотрудничества запрещено законом. Но только в том случае, если сильная сторона занимает на рынке доминирующее положение. Давайте посмотрим, подпадают ли под это дилерские договора. Учитывая, что они являются эксклюзивными, а товарным рынком для дилера является продукция бренда, то, казалось бы, закон дилеров защищает… Однако ФАС придерживается совсем другого мнения. Мы неизменно слышим один единственный и парадоксальный аргумент в стиле Марии-Антуанетты: если вам не нравится официально торговать автомобилями Toyota, официально торгуйте автомобилями Volkswagen. То есть если у дилеров нет хлеба, пусть едят пирожные.

ФАС считает товарным рынком дилера все автомобильные бренды. В этом и состоит вся загвоздка. Никто не слушает аргументы о том, что дилерский центр ─ это не полка в магазине, на которой сегодня один бренд, а завтра может быть другой, что все клиенты дилера — владельцы автомобилей одного бренда, что большая доля инвестиций приходится на специфическое оборудование и другие активы, непригодные для других брендов и т.д.

В общем нам предлагают есть пирожные и не чихать. Тут же мы получаем встречные аргументы о том, что дилеры сами навязывают клиентам всевозможные ненужные дополнительные услуги. В том то и дело, что работает принцип сообщающихся сосудов. Рассмотрим ситуацию начала этого года.  Вначале производители назначили дилерам крайне высокий план продаж на этот год (возражения не принимались). Как следствие, запасы на складах дилеров значительно выросли, по отдельным моделям вплоть до 6-месячного объёма продаж (оптимально — 1,5-2, отгрузки принудительные). Это привело к тому, что на фоне сверхдорогих кредитов многократно выросли расходы на финансирование склада. Выбирая меньшее из зол, дилеры распродавали излишки с убытком, по отдельным моделям его величина доходила до 20%. Чтобы компенсировать убытки, активизировалась продажа дополнительного оборудования и финансовых продуктов.

Купить авто в Новосибирске, Красноярске, Омске, Кемерово, Иркутске, Томске, Барнауле

Смогли ли китайские автопроизводители закрепиться на сибирском авторынке и кто находится в зоне риска? Итоги 1 полугодия 2024 года на авторынке Сибири

В результате неизбежно возникают те самые ситуации, за которые дилеров так беспощадно ругают.  Прошу понять меня правильно: я не оправдываю нарушителей, но и ожидать другого от бизнеса, который борется за выживание, трудно. Тем более, что потенциальное решение при этом «на подносе» ─ внедряйте и радуйтесь результатам.

Последние полгода на площадке Минэкономразвития РФ я пытался организовать экспертное обсуждение наших предложений. Пока мы не разберёмся, почему именно ФАС возражает, мы не найдём решение. Хотя мои аргументы в одном из департаментов Минэка РФ были встречены с пониманием, вопрос не двигался. Никому не хочется брать на себя тяжёлый вопрос без особых указаний. 28 июня я написал письмо на имя заместителя председателя Правительства РФ – руководителя аппарата Правительства  Дмитрия Григоренко.  2 июля аппарат Правительства РФ переслал его в Минэкономразвития РФ и Минпромторг РФ. Теперь надеюсь, что совещание будет организовано. По его результатам будем думать над дальнейшими действиями. Очень хочется верить, что на этот раз к позиции дилерского сообщества прислушаются.


Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную WhatsApp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ