Какие автомобильные бренды вошли в Топ-10 по сибирскому рынку? Кто ослабил, а кто усилил свои позиции? Как изменилась расстановка сил в премиум-сегменте? Какие регионы Сибири оказались лидерами по приросту продаж, а какие — аутсайдерами? Обо всем этом — в аналитическом материале «Континента Сибирь» по итогам первого полугодия 2024 года.
Всего в СФО за 6 месяцев было зарегистрировано 38,3 тыс. новых легковых автомобилей, что позволило продемонстрировать 91%-ный рост относительно аналогичного периода 2023 года. Это выше, чем в среднем по стране (+79%). В количественном выражении Новосибирской области удалось обогнать Кузбасс и занять первое место среди регионов СФО по числу регистраций новых легковых автомобилей. Рекордсменами по приросту среди регионов Сибири стали Иркутская (+109%) и Новосибирская (+108%) области. Красноярский край, напротив, в этот раз продемонстрировал наименьший темп (+72%).
Какие марки сформировали Топ-5?
Состав Топ-10 самых популярных автомобильных брендов в Сибири в значительной степени оказался схож с общероссийской картиной. Однако символично, что в этот раз всю первую десятку сформировали отечественная LADA и китайские бренды, полностью вытеснив корейские и японские марки, которые, впрочем, в отдельных регионах еще сохраняют позиции в Топ-10.
Как и ранее, возглавила Топ-10 отечественная LADA, продемонстрировав рост на 46%. Несмотря на то что в целом по Сибири позициям «АвтоВАЗа» пока ничего не угрожает, в отдельных регионах, например Иркутской области, завод продолжает уступать иномаркам. А если посмотреть на рынок в разрезе моделей, то HAVAL Jolion удалось стать самым популярным автомобилем в СФО в первом полугодии, хотя в целом по России на первых строчках находятся модели LADA. Таким образом, несмотря на формальное лидерство, «АвтоВАЗу» есть над чем работать. Более того, по словам одного из сибирских дилеров LADA, даже формальный 46%-ный рост количества регистраций связан с тем, что скопившиеся склады вынужденно распродавались «в минус». И действительно, «АвтоВАЗ», согласно пресс-релизу, отгрузил в первом полугодии 101 377 автомобилей Granta, но на учет, по информации «Автостат Инфо», в целом по стране встало 97 133 автомобилей Granta. Непосредственно в июне, по данным «АвтоВАЗа», было отгружено 19 158 автомобилей Granta, а зарегистрировано ─ 16 124. Таким образом, разница между этими цифрами позволяет оценить количество автомобилей на складах.Второе место в «общем зачете» закрепил за собой китайский HAVAL, хотя еще год назад он уступал CHERY. Однако говорить о полной и безоговорочной победе пока не приходится. HAVAL стал первым в «китайском сегменте» в Кузбассе, Омской области, Томской области, Алтайском крае. Тем не менее марка уступила первенство в Новосибирской области, Красноярском крае, а также в Иркутской области, где пропустила вперед не только CHERY, но и GEELY. Локомотивом продаж, как и ранее, выступает Jolion — эта модель, как уже было сказано, стала самой популярной в целом по рынку, обогнав даже бестселлеры «АвтоВАЗа». Оценивая показатели HAVAL, важно также отметить, что в первом полугодии дистрибьютор марки разделил дилерскую сеть на HAVAL City и HAVAL Pro. Все действующие дилеры по умолчанию относятся к первой категории, а дилерами HAVAL Pro в Сибири на текущий момент являются только «ФАСТАР» (Новосибирск) и «Сибинпэкс» (Кемерово), но их количество будет расти. О том, поспособствует ли такое разделение укреплению позиций бренда или, напротив, приведет лишь к путанице среди клиентов и сыграет на руку конкурентам, можно будет судить по итогам года.
Со второй на третью строчку перешла китайская марка CHERY, показавшая 67%-ный рост. По мнению участников рынка, на ее позициях сказался вывод на рынок большого количества суббрендов (OMODA, JAECOO, Jetour и т. д.), которые перетянули на себя часть покупателей. И действительно, в Топ-10 можно найти и OMODA, и EXEED, и Jetour, поэтому по совокупным продажам группа CHERY все еще опережает группу HAVAL. Однако если говорить про сам бренд, то ему становится все сложнее отстаивать позиции, учитывая, что те или иные модели постепенно переходят к другим суббрендам и брендам. Наглядный пример ─ Chery Tiggo 7 Pro, который теперь продается с эмблемой XCite в дилерской сети «АвтоВАЗа».
В целом среди регионов Сибири CHERY по-прежнему занимает первое место в «китайском сегменте» в Новосибирской области, Красноярском крае, в Иркутской области, где опережает HAVAL в 1,7 раза. Тем не менее сама марка не намерена довольствоваться текущим положением дел и активно наращивает дилерскую сеть. Это касается и тех регионов, где ее позиции слабее конкурентов, и тех, где они изначально были высокими, например Иркутской области, которая с точки зрения доли рынка ранее являлась одним из рекордсменов по стране. Тем не менее и в этом регионе CHERY вначале назначила второго дилера, а потом третьего на замену первому. Схожие процессы произошли и в Кузбассе: третьим дилером становится ГК «Сибинпэкс», а прежний партнер — «Автоцентр Дюк и К» — переходит в статус авторизованного партнера. Но здесь логика дистрибьютора больше понятна, потому что CHERY находится лишь на 4-й позиции. Изменения произошли и в Новосибирской области, где произошла смена одного из трех партнеров: «Сибтрансавто» прекратил работу с маркой, ему на смену пришел московский «Автомир».
На четвертом месте располагается GEELY. Один из старожилов китайского автомобильного сегмента в России в первом полугодии по сути также разделился ─ автомобили белорусского производства теперь реализуются через отдельную дилерскую сеть (Belgee). При этом сама марка Belgee в общем рейтинге уже располагается на 13-м месте. Локомотивами роста GEELY стали внедорожники Monjaro, активно поставляемые по схеме параллельного импорта, а также кроссоверы Coolray. В первом полугодии GEELY также продолжил наращивать дилерскую сеть — новые салоны открылись в Новосибирске и Омске. В Иркутске, где ранее марку представляло двое партнеров, остался один — ГК «Первая Автоколонна», что, впрочем, не помешало марке обогнать в Иркутской области даже HAVAL. При этом в Томске, где одной марке, исходя из емкости рынка, в большинстве случаев соответствует один дилер, у GEELY теперь сразу два дилера — «Сто коней» и ГК Elke. Обе компании намерены и дальше работать с маркой. Пока в этом регионе GEELY на 5-м месте, но теперь, вероятно, будет бороться за лидерство. Сильны позиции у Geely и в Кузбассе, где она занимает 3-ю позицию.
Замыкает Топ-5 бренд Changan, совершивший за год «марш-бросок» с 9-й на 5-ю строчку. Хедлайнером продаж марки стал кроссовер СS55. До недавнего времени Changan отличала самая широкая модельная линейка среди китайских автопроизводителей в России, однако в первом полугодии она была разделена между двумя брендами — самим Changan и UNI. Таким образом, как и в случае с HAVAL, отныне речь идет о двух марках и двух дилерских сетях. Наращивание присутствия производителя продолжается — в первом полугодии открылся второй салон в Иркутске, третий в Новосибирске. Кроме того, готовится к запуску третий салон в Красноярске.
Сколько марок и моделей нужно рынку?
Несмотря на то что на сегодня на рынке, по подсчетам агентства «АВТОСТАТ», представлено около 120 марок и 780 моделей, собеседники издания считают, что количество брендов пока продолжит расти. Особенно вызывает вопросы позиция крупнейших китайских брендов (CHERY, HAVAL, Changan), которые активно выводят новые суббренды и делят действующие дилерские сети. Такая ситуация усложняет выбор для покупателя и вынуждает сами марки более интенсивно вкладываться в продвижение. Участники рынка приводят разные версии того, с чем это связано. По мнению директора сектора регионального развития «Восток» «Авто.ру Бизнес» Вадима Манькова, ситуация обусловлена желанием создать высококонкурентную среду, стимулировать соперничество внутри дилерской сети. Другая версия — формирование иллюзии выбора, потому что независимо от того, что купит клиент — JAECOO, OMODA, EXEED или Jetour, это все равно будет CHERY. В свою очередь директор холдинга «Ай-Би-Эм» (официальный дилер CHERY, Geely, KIA, УАЗ, Land Rover, Jaguar в Кемерове, OMODA, JAECOO, Skoda в Новокузнецке) Денис Пронин считает, что такого рода действия могут осуществляться на случай вынужденного ухода с российского рынка ключевых китайских марок из-за риска вторичных санкций. В этом случае та или иная марка может формально покинуть рынок, но сохранить все свои модели под другими, недавно созданными брендами, не имеющими к ней прямого юридического отношения. Вместе с тем независимо от возможных причин количество китайских брендов пока продолжит расти — и не только за счет выхода новых марок, но и за счет «деления» действующих. Впрочем, все это уже не первый год происходит на китайском авторынке.
Что касается действительно новых брендов, то обращает на себя внимание отсутствие у многих из них значимого роста продаж, несмотря на активное наращивание дилерской сети. Например, в первом полугодии во всем СФО было зарегистрировано четыре автомобиля Forthing (при двух дилерах марки), пять автомобилей Oting (при трех дилерах марки), пять автомобилей HAIMA (при одном дилере марки), 20 автомобилей SWM (при одном дилере марки), 28 автомобилей Dongfeng (при семи дилерах), 117 Kaiyi (при восьми дилерах) и 150 BAIC (при семи дилерах). Наглядным примером может считаться Новосибирская область, где при наличии трех дилеров Kaiyi за шесть месяцев было зарегистрировано 34 новых автомобиля этой марки. То есть каждый дилер в среднем реализовал максимум два автомобиля в месяц. Сами участники рынка в частных разговорах тоже признают, что по многим таким брендам продажи пока штучные, но от дилерства в то же время пока не отказываются. «Мы просто больше не закупаем у дистрибьютора автомобили и запчасти», ─ прокомментировал ситуацию с одним из таких брендов один из крупнейших дилеров Сибири.
В ассоциации «Российские автодилеры» считают, что такая ситуация не сможет продлиться долго. «На мой взгляд, в долгосрочной перспективе на российском рынке останутся первые 15 брендов (по количеству регистраций), а также отдельные премиальные бренды. Те, кто будут находиться за пределами Топ-15, могут покинуть рынок. Давайте не забывать, что российский рынок уже ранее покидали не только европейские, американские, японские и корейские, но и китайские бренды, например, Foton, Zotye, Haima, Lifan. Поэтому покупателям я бы советовал обращать внимание на лидеров по продажам», — сказал в ходе пресс-конференции 9 июля президент ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.
Стоит ли ждать возвращения корейских брендов?
Среди ранее ушедших с рынка брендов наиболее сильные позиции пока имеют Hyundai и Kia. Несмотря на то что за год Hyundai ушла с 5-й строчки, покинув Топ-10, в отдельных регионах СФО, например в Омской области, силами трех дилеров марка до сих пор находится в первой десятке. На этом фоне не все дилеры корейских брендов торопятся отказываться от них. Сразу несколько партнеров в разговоре с «Континентом Сибирь» предположили, что корейские марки в среднесрочной перспективе могут вернуться на рынок.
«Создается ощущение, что как только ситуация изменится, и появится первая возможность начать официальные поставки корейских автомобилей, то это быстро произойдет. Автомобили первоначально контрактуются на три месяца вперед. Если санкционный режим не меняется, то при наступлении периода сборки автомобилей созданный заказ отменяется, но через два месяца предварительно формируется новый. Еще через пару месяцев он также может обнулиться, но будет сформирован новый. Сам факт формирования таких заказов говорит о многом. То есть как только появится первая возможность привезти в Россию корейские автомобили, это произойдет очень быстро», ─ сказал «Континенту Сибирь» директор одного из сибирских дилерских центров популярной корейской марки.
Что касается бренда Solaris, то дилеры пока расходятся в оценках его перспектив. Скептики указывают на ограниченное количество машинокомплектов для производства автомобилей, неконкурентную, по их мнению, ценовую политику на фоне хорошо оснащенных китайских моделей. Не случайно в Новосибирске официальный дилер Solaris появился позднее других городов Сибири. В первую очередь дилерство бренда предлагали партнерам Hyundai, но в Новосибирске они не заинтересовались сотрудничеством с Solaris, и дилерство в итоге получил партнер Kia — «Мегапарк». Пока Solaris находится на 23-м месте по СФО, но судить о его результатах будет целесообразно хотя бы по итогам года.
Как изменилась ситуация в премиум- и люкс-сегментах рынка?
Несмотря на формальный рост количества регистраций автомобилей премиум- и люкс-брендов в Сибири в 3,3 раза, емкость самого сегмента остается небольшой. По данным «Авто.ру», в 2024 году новые автомобили в ценовой категории от 7 млн рублей составили лишь 5% от общего объема. Тем не менее ситуация в этом сегменте выглядит еще более показательной, чем в целом по рынку. Если еще год назад европейские, корейские, японские и американские бренды контролировали 70% рассматриваемого сегмента, то год спустя ─ лишь 25%. Это больше, чем в целом по рынку, однако тенденция заметна невооруженным глазом.
Первое место среди премиум-брендов с большим отрывом удержал EXEED (группа CHERY). Бестселлерами марки стали RX, на который пришлась четверть всего объема, и TXL. По данным исследования «Авито», на автомобили EXEED чаще всего пересаживаются с автомобилей Toyota, Hyundai, Kia, но не с Audi, BMW, Mercedes. Лояльнее всего к марке относятся жители Томской области (7-е место), слабее всего позиции марки пока в Омской области (11-е место) и Алтайском крае (10-е место).
Состоялось официальное открытие дилерского центра TANK Барс в Омске
На втором месте обосновался бренд TANK (группа HAVAL). Пожалуй, среди всех автобрендов, представленных на рынке, TANK отличает наиболее понятное покупателям позиционирование и модельный ряд. Несмотря на брутальный облик, автомобили TANK, по словам дилеров, берут в том числе женщины. При этом пересечение TANK с «большой немецкой тройкой» по покупателям минимально. Среди регионов Сибири наиболее уверенно по доле рынка марка чувствует себя в Красноярске.
Примечательно наличие на третьей строчке бренда Li Xiang, который официально в стране не представлен. Речь идет исключительно о ввозе по схеме параллельного импорта. Тем не менее этого оказалось достаточно для попадания китайской марки в Топ-10 в целом по рынку.
Японские, а также немецкие премиум-бренды хотя и удерживаются в Топ-5, но занимают меньшую долю. По словам дилеров, пока нет оснований считать, что эта доля сократится до минимума. «Жители Сибири по-прежнему могут позволить себе эти автомобили. Проблем с доставкой нет — увеличились сроки и стоимость. По нашему опыту, многие покупатели автомобилей европейских премиум-брендов попробовали китайские модели, но в итоге пока вернулись к привычным маркам. Но это временно, учитывая прогресс в развитии таких премиум-брендов, как Lixiang, Zeekr, Voyah», ─ констатирует Денис Пронин.
Среди моделей в тройке самых популярных, по информации «Автостат Инфо», исключительно автомобили китайских брендов — TANK 300, LI XIANG L7, EXEED RX. А по данным «Авто.ру», самыми популярными моделями как среди новых, так и среди подержанных автомобилей премиум-сегмента стали Lexus LX, LI XIANG L7, LI XIANG L9, BMW X5 и Toyota Land Cruiser.
Большие надежды дилеры возлагают на автомобили Hongqi — в этом году, помимо салона в Новосибирске, были запущены салоны в Красноярске и Кузбассе. Всего на учет было поставлено 50 новых автомобилей этого бренда. Для сравнения: у Audi эта цифра составила 68, у Porsche — 38.
Если рассматривать марки сегмента люкс, то их доля оказалась еще меньше. Тем не менее в первом полугодии 2024 года своих покупателей нашли внедорожник Rolls-Royce Cullinan, два купе Bentley Continental, Porsche 911 Carrera, Aston Martin DBS, внедорожник Lamborghini Urus, три внедорожника Jaguar F-pace. На сегодня в наличии у сибирских автосалонов, специализирующихся на люкс-сегменте, можно найти Bentley Continental GT (34,5 млн рублей), Bentley Bentayga (45,7 млн рублей), а под заказ компании готовы привезти и внедорожник Rolls-Royce Cullinan. Вопрос лишь в готовности к длительным срокам ожидания. В прошлом году, к слову, такой автомобиль продали в Новосибирске за 100 млн рублей по схеме лизинга. Участники рынка подтверждают сохранение интереса клиентов к этой модели. Остальное зависит от возможности дилеров поставить необходимый автомобиль. Как говорила на конференции B:Conf в Новосибирске основатель компании Mauran Cars Анастасия Ардани, срок оборачиваемости автомобилей стоимостью свыше 21 млн рублей составляет 5–6 месяцев, при этом маржинальность находится в диапазоне 3–5%.
Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную WhatsApp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.