Ольга Верба
доктор медицинских наук, президент Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ), сооснователь программы «Врачи на борту», создатель сервиса «Летать здорово!», профессор кафедры авиационной и космической медицины Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО)

Правила авиаэтикета: как вести себя в полете?

Продолжается сезон отпусков, а значит, и авиаперелетов. Часто наблюдаю в полете, как конфликты между пассажирами возникают буквально на ровном месте. В целом тема этикета в самолете с ростом авиационной мобильности граждан становится особенно актуальной. Давайте вместе разберемся, как вести себя при перелетах, чтобы не вызывать негативные эмоции у других пассажиров.

Казалось бы, почему тема авиационного этикета возникает в контексте медицины и звучит из уст доктора медицинских наук? Тревожные состояния, возникающие у людей в полете, так называемая «воздушная ярость» — серьезная проблема как для здоровья человека, так и для авиационной индустрии. Перелет — стрессовая ситуация для большинства пассажиров, и очень важно не усиливать витающее в воздухе напряжение своим поведением, поскольку возникающие острые приступы тревоги могут усугубить и другие хронические заболевания человека. В целом важно понять, что если кому-то в полете станет плохо, то самолет могут экстренно посадить в другом аэропорту, а значит, наши планы рухнут. Поэтому пассажиры должны быть единой командой и относиться друг к другу бережно и заботливо. Давайте обозначим негласные правила этикета в самолете.

Вечный источник конфликтов — подлокотник

Существует негласное правило: подлокотники принадлежат тому, кто сидит в кресле посередине, хотя, конечно, это неисчерпаемая для дебатов тема. Сиденья у иллюминатора и у прохода заведомо обеспечивают своих владельцев одной точкой опоры. Человек посередине и так пребывает в ощущении зажатости, отсутствия личного пространства. Поэтому подлокотники — его утешительный приз. Не посягайте на них, пожалуйста.

Запахи долой!

Важный и тоже почти медицинский момент — запахи.  С ними нужно быть предельно аккуратными. Во-первых, у соседа по креслу может быть аллергия. Во-вторых, запах — сильнейший провокатор стресса. Базовые рекомендации: избегайте лука и чеснока за едой, не пользуйтесь парфюмом перед полетом. А вот принять душ перед поездкой — хорошая идея.

А если рядом больной?

Очень напрягает, когда лететь приходится рядом с явно простывшим или подхватившим вирус человеком. Как тут быть?  Я всегда рекомендую в полет брать с собой несколько одноразовых медицинских масок. Они могут понадобиться вам в аэропорту или в самолете, если рядом окажется чихающий пассажир. Если у вас большие планы, напряженный график и нельзя расклеиться с вирусом, позаботьтесь о себе и не стесняйтесь воспользоваться маской. Она защищает от вирусов, распространяющихся воздушно-капельным путем. Также стоит захватить антисептические салфетки и пропить за пару недель до полета профилактический курс витаминов.

Длинные ноги — источник печали

Очень раздражающий момент — вытягивание ног. Какими бы длинными и красивыми ни были ваши ноги, не вторгайтесь на чужую территорию. Не забывайте о коленях: даже если приходится тесниться на среднем кресле, держите ноги вместе, чтоб не нарушать личное пространство другого. Вообще очень бережно относитесь к личному пространству других людей. В самолете оно сжимается до некомфортных размеров, и например, если хотите откинуть спинку кресла, то лучше спросить у соседей сзади, не против ли они. В случае ночного перелета, конечно, откидывать спинку — это нормально. И еще важный момент: некоторые опираются на сиденье спереди, чтоб встать или сесть. Так лучше не делать. Попутчик может спать, пить чай, работать за ноутбуком. Внезапный толчок в спину может привести к неприятным последствиям.

Полезные лайфхаки

Выбор места. Подходите стратегически к выбору места в самолете. Ряд моментов стоит принимать во внимание. К примеру, в передней части самолета воздух обычно свежее, а также чем ближе к носовой части судна, тем меньше вас будет беспокоить шум двигателя. Бизнес-класс не случайно располагают именно в передней части самолета. Что еще важно знать: на местах над крылом меньше трясет. Если хотите поспать, не садитесь у двигателей, туалетов и кухни. Ну и еще нюанс: многие считают, что место у окна априори лучше, но по уровню шума это не так — на местах у прохода уровень шума на несколько децибел ниже, чем у окна.

Зарядка для самолета. Некоторые пассажиры очень тяжело переносят несколько часов без движения. Как можно нивелировать эти сложности? Во-первых, не устаю напоминать про компрессионное белье — чулки, колготки, гольфы. Только начните ими пользоваться, и вы заметите, что перелет переносится легче — меньше отеков, усталости и раздражения. Во-вторых, я бы рекомендовала обратиться к специалистам по авиационной медицине с просьбой обучить гимнастике, которую можно делать в самолете. К экспертам онлайн-сервиса поддержки для пассажиров «Летать здорово» часто с этим вопросом обращаются, и они в зависимости от особенностей здоровья человека и его комплекции подбирают ему небольшой комплекс эффективных упражнений, которые можно делать, не беспокоя остальных пассажиров. Такую гимнастику нужно делать каждый час полета. На собственном опыте могу сказать, что чувствовать себя будете гораздо лучше, чем если просидите без движения.

Мы коснулись только некоторых моментов, я не говорю о правилах, которые нужно соблюдать везде — и на земле, и в небе. Чем уважительнее и внимательнее мы будем относиться друг к другу, тем лучше пройдет наш полет.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ