Erid: 2VSb5yiv8UG
Количество телефонных мошенников бьет рекорды — их число ежегодно увенчивается в 1,5–2 раза. «Бизнес» процветает за счет теневого рынка по продаже сим-карт. О том, как билайн переосмыслил борьбу со спамом и мошенниками, представив инновационные продукты в сфере телекома, — в материале «Континента Сибирь».
5 июля билайн организовал в новосибирском отеле Grand Autograph встречу на тему безопасности в телекоме и предотвращения мошенничества с помощью новых технологий. В программе мероприятия был просмотр документального фильма «Темная сторона телекома» (18+), снятого по инициативе оператора связи.

По данным билайна, в среднем в сутки поступает около 8,2 млн звонков от мошенников. Только с начала 2024 года билайн предотвратил более 45 млн звонков от мошенников и защитил 4 млн клиентов. Но тем не менее объемы мошенничества растут — более 250 млрд рублей было похищено злоумышленниками в 2023 году (по оценкам одного из крупнейших банков страны).
«Серый» рынок по продаже сим-карт начал образовываться в начале 2000-х годов, когда стали распространяться мобильные телефоны и, соответственно, сим-карты продавались десятками миллионов. Операторам, чтобы удовлетворять этот спрос, приходилось пользоваться помощью посредников. Собственно, не всегда партнерские каналы дистрибуции корректно идентифицируют пользователей. Например, оформляют сим-карты на зарубежные паспорта, данные которых у операторов не получается проверить. Или регистрируют условно 500 сим-карт на одного человека, так как законом не установлено максимальное количество сим-карт, которые может оформить один абонент. Из-за всего этого вырос и продолжает расти рынок «серых» сим-карт, на котором закупаются мошенники.
Директор Восточного региона билайн Максим Шарков рассказал, что более 1 млн раз с января по май 2024 года мошенники хотели обмануть пожилых людей в Новосибирске (165 тысяч звонков), Барнауле (520 тысяч звонков) и Кемерове (400 тысяч звонков), но у них не получилось, в том числе благодаря сервисам безопасности, разработанным билайном для защиты своих клиентов. Самый настойчивый мошенник пытался совершить 130 вызовов жителю Новосибирска за 3 минуты, то есть более 40 вызовов в минуту; в Барнауле атака длилась 10 минут, было заблокировано 272 вызова; в Кемерове — 4 минуты, было заблокировано 78 вызовов.

По словам спикера, за последние три года билайн сделал ряд шагов, которые вообще вряд ли можно назвать типичными для телеком-индустрии. К примеру, стал просить актуализировать данные клиентов. «Это связано с тем, что люди меняют паспорта в 45 лет. Данные должны быть актуальны у оператора и соответствовать реальному положению дел», — добавил Максим Шарков. Помимо этого, прозрачный подход оператора проявляется в том, что компания не навязывает подписки, которые, по всем признакам, клиенты не хотят подключать. «Да, это значимая сумма выручки, которая была у оператора, но мы сказали этому «нет» и пошли дальше», — резюмировал Максим Шарков.
Для защиты своих клиентов билайн внедряет разные сервисы. Например, «Виртуальный помощник», «Двойная аутентификация» замены сим-карты и т. д. Продукты помогают обезопасить себя от мошенников и спама. Например, пользователи антиспам-сервиса и личного цифрового ассистента «Виртуальный помощник» могут выбрать, какие звонки им блокировать: только от спамеров или от спамеров и мошенников. В обоих случаях помощник запишет разговор. Если у клиента базовая версия, то запись будет доступна в приложении билайна в виде аудиофайла, если версия PRO — то в виде текста в Telegram. За первые 5 месяцев 2024 года при помощи сервиса было выявлено более 112 тысяч спам-звонков в Новосибирской области, в Кемерове — 111 тысяч звонков, в Барнауле — 90 тысяч звонков.
Помимо этого, билайн стремится оставить в прошлом неопознанные звонки. Для этого применяются «Этикетки» — сервис позволяет опознавать на экране телефона вызываемого абонента название компании или бренда, а также дополнительную информацию, например, цель звонка или предупреждение о спаме и мошенниках.
Если же на клиента оператора идет массированная мошенническая атака, то подключается сервис «Купол безопасности». Это автоматический сервис, который всегда работает для всех абонентов оператора. Благодаря ему атаки блокируются и не доходят до пользователя. В случае если клиент попал или возможно попадет на уловку мошенников, можно обратиться к «Группе быстрого реагирования» по номеру контактного центра 0611. В группе работают реальные люди, которые помогают прийти в себя и выполнить последовательные шаги по предотвращению мошеннических операций. Так, если человек понимает, что на него совершается атака, и мошенники хотят похитить деньги с банковского счета, он может написать или позвонить сотруднику билайна и предупредить о совершаемых действиях. Команда ГБР может оперативно связаться с поддержкой банков, а также подскажет, как защитить аккаунты в банках, Госуслугах и мессенджерах.

Директор Новосибирского отделения билайн Сергей Бубен.подчеркнул, что для физической безопасности у оператора работает умная сеть — совокупность технологий для мобильной сети оператора, нацеленная на повышение удобства клиентов: «Мы гибко настраиваем нашу сеть. У нас есть так называемая технология SON, которая переводится как «самооптимизирующая сеть». Она постоянно делает анализ нашей географии, концентрации абонентов и так далее. Благодаря этому мы можем управлять такими факторами, как мощность передачи сигнала, перенаправлять ее из менее загруженных зон в более плотные. Все это делается оперативно и делается для того, чтобы у наших клиентов были нормальные скорости. Технология VoLTE (технология передачи голоса по сети 4G LTE. — «КС»), которая также является аспектом умной сети, делает привычные голосовые звонки более яркими, создавая эффект живого присутствия собеседника. Как быть там, где может не быть мобильной сети? Например, в подвалах или на последних этажах высоток. Для этого применяется технология VoWiFi (технология передачи голоса по Wi-Fi. — «КС»), которая позволяет совершать звонки там, где есть обычный домашний интернет, но нет мобильной связи. Лайфхак: можно звонить из-за границы по Wi-Fi из отеля в рамках своего действующего тарифного плана».
Фиксируется и рост общей продолжительности разговоров в обеих технологиях. Так, через VoLTE только за первые 5 месяцев этого года клиенты проговорили более 51 млн минут. Что касается VoWiFi, то общее количество проговоренных минут через этот сервис с января по май 2024 года составило 1,7 млн.
Особенно билайн выделяет два проекта, которые реализовал с осени 2023 года. Так, текущей весной стабильная связь 4G появилась в перегонах метро на протяжении всех веток, ранее 4G был доступен только на станциях и в переходах. Прошлой осенью билайн подключил более 50 малых населенных пунктов области к сети 4G, где в каждом проживает не более 500 человек. «Интернет сейчас — это транспорт для всех сервисов, которые у нас есть. Это канал, который позволяет нам пользоваться всеми цифровыми сервисами», — пояснил Сергей Бубен.
Для улучшения соединения на массовых мероприятиях билайн использует мобильные базовые станции, которые помогают временно усилить сигнал связи и позволяют людям, находящимся в местах скопления, общаться друг с другом. Помимо привычных приложений и социальных сетей, Сергей Бубен предлагает обратить внимание на сервисы для безопасности: «Я включаю геопозицию в услуге «Семья рядом», чтобы я и мой ребенок знали, где мы находимся. То есть если он потерялся, он мог бы открыть карту и узнать, где его родители».
Директор по управлению уровнем фрода (вид мошенничества, направленный на воровство персональных данных. — «КС») билайна Петр Алферов сообщил, что компания занялась совместной работой в сфере безопасности данных с другими операторами и различными организациями. «Мы детально и очень точечно работаем с банками. Были такие случаи, когда мошенники не могли пробить этот «купол», делали 3–4 попытки и пытались дозвониться в контактный центр, чтобы идентифицироваться под видом клиента и тем самым отключить эту защиту», — уточнил спикер. По его словам, на следующем этапе билайн перешел к принципам защиты, построенной на вероятностном подходе. Так, по действиям абонента оператор с большой долей вероятности может понять, что речь идет о звонке мошенников. Например, человек пользуется связью в нетипичное для него время или разговаривает, но при этом параллельно пытается зайти в свой аккаунт на Госуслугах.

Следующим шагов Петр Алферов предлагает объединяться операторам и представителям цифровой экономики. Это нужно для большей синергии в борьбе с телефонными мошенниками. К примеру, представители оператора предлагают активировать сим-карты только после регистрации, верифицировать абонентов через Госуслуги, законодательно ограничить продажу сим-карт на одного пользователя — до 100 штук, а также ввести штрафы для продавцов «серых» сим-карт.
ПАО «ВымпелКом», подробнее на сайте: www.beeline.ru
ОГРН 1027700166636
127083, г. Москва, ул. 8 Марта, д. 10, стр. 14
Реклама