Публичные слушания по исполнению бюджета 2023 года состоялись на этой неделе в большом зале регионального парламента с участием представителей всех уровней власти, экспертов и общественности. Сегодня, анализируя исполнение расходных обязательств, депутатам особенно важно продумать законодательную тактику укрепления ресурсов для решения национальных задач, поставленных президентом, и грядущего совершенствования налоговой системы страны.
Итоги исполнения областного бюджета в 2023 году подвели в Законодательном собрании Новосибирской области 5 июня. По информации заместителя председателя правительства — министра финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталия Голубенко, общий объем доходов регионального бюджета составил 272,2 млрд рублей (98% от плана). Вместе с тем на 44 млрд рублей выросли собственные расходы бюджета региона, а общий объем бюджетных расходов за прошлый год составил 291 млрд рублей (на 10% меньше запланированного).
Также за прошлый год госдолг региона вырос на 42%, а дефицит бюджета с учетом взятых бюджетных кредитов оказался меньше, чем предполагалось, — 18,7 млрд рублей вместо изначально заложенных 44,5 млрд.

Поступления из федерального бюджета в 2023 году сократились почти на 21 млрд рублей по сравнению с 2022 годом. Это министр объяснил в том числе изменением механизма финансирования соцвыплат семьям с детьми, которые стали идти преимущественно через Социальный фонд России, а также передачей финансирования заработной платы медработникам из областного бюджета в бюджет территориального фонда ОМС.
При этом, по информации Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, в прошлом году были использованы не все средства, выделенные на капитальные объекты в регионе.
В частности, по областным объектам неосвоенными остались 7,1 млрд рублей, по муниципальным — 3,2 млрд рублей. В числе причин были названы несостоявшиеся закупки, необходимость уточнения проектной документации и нарушение сроков выполнения работ проектировщиками и подрядчиками. Сложившаяся ситуация вызвала дискуссию среди присутствующих на слушаниях.
«Мы вместе когда-нибудь придумаем механизм воздействия на тех, кто не исполняет бюджет по ГРБС (Государственный распорядитель бюджетных средств. — «КС»)? Например, по направлениям министерства ЖКХ — это самое больное место, наша ахиллесова пята. Надо с этим что-то делать!» — выступил депутат Заксобрания Новосибирской области Александр Анисимов.
По мнению Виталия Голубенко, основная причина неисполнения бюджета связана с недостаточным профессионализмом муниципальных заказчиков и исполнителей.
«Слышим от муниципалитета о проблеме невозможности найти квалифицированных проектировщиков и подрядчиков. Особенно их днем с огнем не найти на сельских территориях», — заметил министр. По его мнению, отсутствие подходящих специалистов — это результат переориентации экономики региона, в которой научно-производственная составляющая сейчас замещается транспортно-логистической. Такую же точку зрения высказал и депутат ЗС Вадим Агеенко.
«Город раньше называли промышленным центром. Сегодня по отчету видим, что мы переходим больше в «торговый центр». У нас торговля занимает первое место по оборотам. Крупные промышленные предприятия то банкротятся, то уезжают в другие регионы — как удержать их? Над этим нужно задуматься», — призвал парламентарий.
А вот по такому направлению, как социальные обязательства перед гражданами, в прошлом году региону удалось выполнить все, что было запланировано. Всего на приоритетные расходы в 2023 году было потрачено 202 млрд рублей (на 22% больше, чем в 2022 году). Из этой суммы 116 млрд рублей — расходы на заработную плату и обеспечение деятельности государственных и муниципальных учреждений. В целом в регионе в минувшем году росла средняя заработная плата, по итогам года, согласно данным регионального минфина, она составила 52,5 тыс. рублей вместо запланированных 48 тыс. рублей.
Так, средняя зарплата врачей, по информации министерства, составила 105,9 тыс. рублей (рост на 15,9 тыс.), среднего медперсонала — 53,4 тыс. рублей (рост на 8 тыс.), младшего медперсонала — 52,7 тыс. рублей (рост на 8,5 тыс.). Средняя зарплата педагога в детсаду выросла до 49,6 тыс. рублей (рост на 7,4 тыс.), учителя — до 53,4 тыс. рублей (рост на 8,4 тыс.), работника культуры — 54,2 тыс. рублей (рост на 8,8 тыс.).
«При поддержке депутатского корпуса мы приняли решение и постарались по итогам года в среднем выровнять решение по повышению зарплаты указных и неуказных работников бюджетной сферы. Таким образом, мы сохранили баланс профессиональных отношений внутри трудовых коллективов, не допустив несправедливой дифференциации», — рассказал Виталий Голубенко.
Кроме того, как следует из отчета минфина, меры социальной поддержки выросли в регионе более чем на треть по сравнению с 2022 годом, составив в абсолютном выражении 9,3 млрд рублей. Преимущественно прирост произошел в социальных выплатах семьям с детьми, поддержке участников СВО и членов их семей, граждан старшего поколения и оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В ходе слушаний участники обратили внимание на большое число официально не работающих жителей Новосибирской области и то, что из-за этого региональный бюджет недополучает более 10 млрд рублей налогов, а также вносит взносы в фонд социального страхования почти за 300 тысяч неработающего населения. В частности, на эту проблему обратил внимание депутат Роман Мурзин: «Не слишком ли велика эта «серая зона»?» — заметил депутат.
Вице-спикер Заксобрания региона Ирина Диденко, подводя итоги слушаний, предложила вынести проект закона об утверждении отчета об исполнении бюджета за 2023 год на рассмотрение сессии Заксобрания, а также принять рекомендации правительства. Главный акцент в документе — на обеспечении приоритетности направления бюджетных ассигнований на реализацию региональных проектов, государственных программ Новосибирской области, направленных на достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента РФ, а также реализацию на территории региона Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ. В процессе исполнения областного бюджета Новосибирской области в 2024 году рекомендовано уделять особое внимание социально-экономическому развитию территорий сельских поселений с целью улучшения условий жизни жителей, в том числе путем развития системы межбюджетных отношений и содействия устойчивому исполнению местных бюджетов.

«Сегодняшние слушания проходили на пороге совершенствования налогового законодательства. Буквально на следующей неделе на сессии Законодательного собрания мы будем эти изменения рассматривать. Исходя уже из новых параметров налогового законодательства, будем делать выводы и по формированию бюджета», — подчеркнул в своем выступлении председатель регионального парламента Андрей Шимкив.