Одна из динамично развивающихся магистралей Новосибирска – улица Кирова. Именно она стала местом архитектурных экспериментов – на ней появились неповторимые жилые комплексы «Флотилия», CHICAGO и другие. Здесь же планируют возвести первый в городе небоскреб. Можно было бы говорить о том, что в Новосибирске появится второй, современный центр, у которого будет яркое узнаваемое лицо, о чем мечтают жители города, если бы не одно НО. Одновременно с неординарными зданиями на улице появились посредственные, многоэтажные коробки. «Континент Сибирь» предложил экспертам и потребителям высказаться об объектах, выросших по обе стороны Кирова от Октябрьской магистрали до пересечения с улицей Сакко и Ванцетти.
Взгляд экспертов
О том, как должна выглядеть улица Кирова в Новосибирске, городские власти задумывались еще в 90-х годах. Даже проводили конкурсы на лучшую архитектурную концепцию. Архитекторы пытались «поймать» масштаб улицы, ее структуру. Однако до реализации ни одной из них дело не дошло. Важное для города направление, берущее начало от самого центра города, было отдано на откуп застройщикам, которые приобрели земельные участки по обеим сторонам магистрали. В итоге близость к центру сыграла с улицей злую шутку. Застройщики в погоне за количеством дорогих квадратных метров об архитектуре особенно не задумывались. По бокам улицы появились весьма спорные в эстетическом плане объекты – серо-коричневая громадина ЖК «Римский квартал», синяя стеклянная высотка ЖК «Статус», уже прозванная в народе стаканом, грязно-серо-оранжевые ЖК «Облака». Расположенные приблизительно друг против друга практически в начале Кирова, они, по образному выражению архитектора, соучредителя «Студии КиФ» Валерия Филиппова, не стали теми кулисами, которые открывают вид на сцену – современную улицу Кирова.
Как отметил в разговоре с «Континентом Сибирь» председатель правления новосибирского отделения Союза архитекторов России Петр Долнаков, каждый из вышеназванных комплексов отвечает на вопрос: сколько квадратных метров с учетом требований инсоляции можно получить с того или иного земельного участка. «Это островной принцип строительства, когда каждый земельный участок – остров, вокруг которого нет ничего, кроме требований к социальной инфраструктуре. Это касается практически каждого земельного участка в Новосибирске, который застраивается высотным жильем», – отметил архитектор.
«Если нет единых требований, регламента освоения территории и единого заказчика, то на таком городском пространстве из мелко нарезанных участков каждый собственник реализует свои личные идеи, зачастую, исходя из того, сколько квадратных метров жилья можно построить. Во главе угла всегда стоит экономика, поэтому про единую концепцию застройки на уровне всей улицы или района особенно никто не думает. По большому счету, большинство работает на контрасте, не обращая внимания на контекст. Как результат — хаотичная застройка. И в этом своя правда жизни. Мой участок, что хочу, то и делаю. Ограничения только по высоте и плотности застройки. Когда-нибудь по этой улице будут водить экскурсии и показывать тот срез времени и общества, когда формировалась архитектура нового города 2020-х годов», – считает основатель архитектурной компании KANURA Артур Лотарев.
Архитекторы с сожалением отмечают, что многие застройщики не задумываются об экономике третьего порядка – если объект гармонично вписан в окружающую среду, выверен с точки зрения контекста и структуры улицы, то он получит дополнительную добавленную стоимость по сравнению с соседними зданиями.
Между тем, на улице Кирова все же начали строить объекты, при возведении которых застройщики ориентировались не только на экономическую составляющую проекта. Например, жилой комплекс «Флотилия», состоящий из трех башен. Его построила ГК «Дом-Строй» по проекту АПМ «Фефелова В. В.». До этого проекта ничего подобного в Новосибирске не строили. «Флотилию» даже начали называть одной из визитных карточек города. Правда, эту точку зрения разделяют не все новосибирские архитекторы. «Башни «Флотилии» стоят в низине Каменки, это скрадывает его «высотность». И на перспективу улицы Кирова «Флотилия» мало влияет, к тому же окружена двумя оживленными магистралями. Одна из них – Октябрьская магистраль – с определенного ракурса режет объекты чуть ли не пополам», – высказал мнение собеседник «Континента Сибирь». Тем не менее, новое для Новосибирска архитектурное решение задало планку для других застройщиков, работающих на первых линиях улицы Кирова. И следующие проекты – RICHMOND Residence («Дом-Строй»), на противоположной стороне Кирова ЖК CHICAGO (ГК «ВербаКапитал» и ГК СМСС). А за ним построят новую высотную доминанту – 54-этажный небоскреб. «В этом месте у нас складывается сибирский Дубай», – так охарактеризовал архитектурный образ улицы Кирова от конца Октябрьской магистрали и до улицы Сакко и Ванцетти главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин на одном из заседаний архитектурно-градостроительного совета.
«Когда мы планировали первую очередь «Римского квартала», о каком-то едином архитектурном облике улицы Кирова, да и всего города Новосибирска не было и речи. Государственная политика в области градостроительства в период 2000-х годов была настолько либеральной, что какие-либо требования к застройщикам относительно внешнего вида проектируемых зданий просто отсутствовали. Поэтому, какой архитектурный стиль, отделка фасадов и даже высота будет у строящегося здания, зависела от вкуса конкретного архитектора и заказчика», – рассказал «Континенту Сибирь» генеральный директор «РимЭлитСтрой» Марк Василенко.
ТОП-10 жилых комплексов Новосибирска высокого ценового сегмента
По словам застройщика, рассуждения о том, что какой-то дом не соответствует другому – некорректны. «Если бы застройщики сами имели желание совместно обсуждать, каким будет общий архитектурный облик какой-либо улицы, вероятно, это имело бы другой результат. А сейчас, действительно, на улице Кирова на участке от путепровода через Ипподромскую до ул. Сакко и Ванцетти мы имеем самые разные в архитектурном плане здания. Стоит только посмотреть на четырехэтажное здание гостиницы из коричневого кирпича рядом с 24-х этажным жилым домом «Римского квартала», который, кстати, начал строиться раньше «Флотилии», «Чикаго» и «Ричмонда». На тот момент было возведено здание из керамогранита с гастрономом «Бахетле» на первом этаже и дом «Статус» из синего стекла. Проектируя «Римский квартал», мы придерживались подхода, что жилой дом не должен напоминать административное здание из ультрасовременных материалов, таких как стекло и алюминиевый композит. Я думаю, что мастерской архитектора Фефелова В.В. удалось реализовать проект дома в современном классическом стиле, для которого характерно использование кирпича в сочетании различных оттенков, а также натурального гранита на первых этажах. «Римский квартал», я считаю, задал тренд на применение оконных блоков большого размера, практически, «в пол». Вторая очередь «Римского квартала», сохраняя общий стиль, отличается штукатурными фасадами, которые, с учетом проверенных, импортных, к сожалению, материалов, кроме особого архитектурного стиля на практике обеспечивают гораздо большую теплозащиту, в сравнении с домами, где применены фасады с облицовкой из керамогранита или кирпича, и для которых необходимо предусматривать вентилируемые зазоры. Оценка архитектурного облика зданий – это довольно субъективная вещь. Кому-то нравится один стиль, кому-то другой, третьи предпочитают эклектику, то есть, сочетание различных стилей. Если нет четких критериев, то любые оценки – это дело вкуса», – подчеркнул Марк Василенко.
Между тем, есть надежда, что ситуацию исправит новый проект ГК «Дом-Строй» Trinity Park. Этот высотный комплекс будут строить на месте банка «Открытия» рядом со станцией метро «Октябрьская». Однако на президиуме архитектурно-градостроительного совета в ноябре прошлого года, архитекторы констатировали, что ожидали от застройщика, представившего проект Trinity Park на согласование, более элегантного объекта. «Не удивили», – заметил тогда с сожалением и вице-мэр, начальник департамента строительства и архитектуры мэрии Алексей Кондратьев.
![](https://ksonline.ru/wp-content/uploads/2024/05/kirova1.jpg)
Взгляд потребителей
Возможно, отсутствие яркого архитектурного образа компенсируется качеством строительства и комфортом проживания? О том, насколько комфортно жить в «Римском квартале», «Континенту Сибирь» рассказали жители комплекса.
Эксперты рынка: в комплексе Land Lord недвижимость лучше покупать этажами
«Управляющая компания хорошо работает. С каким вопросом ни обращусь – по коммунальным платежам или восстановить пароль от личного кабинета – всегда ответят, помогут. Радует, что здесь всегда очень чисто. Не только на улице, но и в подъездах. Конечно, двор можно было бы озеленить, и с парковкой есть проблемы, на ней мало места. Ещё здесь детская площадка маленькая. По-моему мнению, намного меньше по сравнению с соседними ЖК», – рассказала местная жительница Дарья.
Название «Римский квартал» у девушки не вызывает особых ассоциаций и не стало фактором, повлиявшим на выбор жилья. Гораздо важнее для нее – высокое качество дома и аккуратная территория с охраной.
Другая жительница жилого комплекса, Ольга, испытывает неудобство от строящегося рядом второй очереди «Римского квартала». При этом женщина отмечает, что не видит ни грязи, ни строительного мусора рядом со своим домом. Она ожидает, что после сдачи 2-й очереди у двух домов будет единая территория, на которую не будет доступа посторонним.
![](https://ksonline.ru/wp-content/uploads/2024/05/IMG_5120.jpg)
Из плюсов жизни в ЖК Ольга также отметил хорошую работу Управляющей компании, из минусов – недостаток магазинов поблизости. При этом женщина также посетовала на сложности с размещением автомобилей. Многие жители оставляют свои авто за забором жилого комплекса. «Найти здесь место днем бывает непросто – все дело в узости улицы Шевченко, плюс в будни большую часть пространства занимают машины работников офисов, приезжающих поесть в ближайшем кафе», – рассказала Ольга.
Название «Римский квартал» также не вызывает у женщины особых ассоциаций. «Я была в городе Риме, конечно, здесь нет ничего похожего. Может быть, в пригородах итальянской столицы и можно найти что-то подобное. Но высотные здания – это не стандартная итальянская застройка, и уж тем более не архитектура исторических городов. Они всё-таки в большинстве своем малоэтажные… Но название хорошее. Русскими буквами написано, кириллицей. Не приходится ломать голову, как прочитать людям, которые не владеют иностранными языками», – с улыбкой объясняет Ольга.
Еще одну особенность жизни в «Римском квартале» назвал житель дома Валерий. «Мне здесь не хватает домашнего уюта. Нет зелени и деревьев во дворе. Дом выглядит просто как бизнес-центр. Зашел на территорию – и быстренько в свою квартиру», – поделился Валерий. Также он согласился, что главной проблемой ЖК являются сложности с парковкой автомобилей. Подземная парковка изначально не была рассчитана на всех жильцов дома. Поэтому мужчина, несмотря на свое желание, так и не смог получить на ней место.
Среди отзывов на платформе Яндекс.Недвижимость о ЖК «Облака» часто встречаются недоуменные высказывания о названии и архитектуре комплекса, а еще чаще упоминается неприятный запах от канализационного коллектора. Самый первый отзыв написала Людмила Иванова: «Почему дома серо-коричневого цвета назвали «Облака»? Ну хотя бы «Тучи» … Своим видом портят пространство возле метро». Комментатор под ником Vescovo: «Это какая-то шахматная доска в самом центре Новосибирска. Ну не такие «шедевры» должны стоять на этом месте, Новосибирск достоин лучших архитектурных решений. Зато двор с грилем и отличной площадкой для отдыха!». «Безупречное убожество в Новом центре Новосибирска», – так охарактеризовал «Облака» Тимофей Жилинский. «Мне вот интересно, – спрашивает некто Давид Ц, – кто додумался одобрить строительство этого дома в таком месте? Там на Кирова рядом такие красивые здания… и тут такое несуразное и уродливое здание цвета детской неожиданности. Это типичное здание для какой-нибудь окраины… ну не на первой же линии одной из центральных улиц такое ставить».
К качеству жилого комплекса тоже есть претензии. Так, житель под ником Lis di в декабре 2022 года сообщил: «Застройщик – отвратительный! Купили квартиру, сделали ремонт, дали отопление и оказалось, что установлен радиатор с дыркой. В итоге прощаемся с ламинатом. Уже 2 недели обещают заменить радиатор, но толку нет».
«Сразу видно»: ЖК «Тайм Сквер» — новая архитектурная доминанта на площади Калинина в Новосибирске
Среди отзывов на Flamp также большинство об архитектуре «ЖК «Облака». «Как можно в современных условиях проектировать такое? В таком прекрасном месте с точки зрения локации. Оранжево-серые облака на фоне стекляшки Статуса выглядят мягко сказать так себе…», – оставил отзыв человек под никнеймом AZara (пунктуация автора сохранена). «Что за уродливый дом! В знаковом месте для города. Темно-серый цвет в Новосибирске, где полгода сплошная серость. Мне кажется, таких застройщиков и архитекторов надо штрафовать за такое уродство. Кто вообще согласовывает архитектуру у нас в городе?», – возмутился пользователь под ником st0nat.
Что делать?
Построенные объекты, как говорится, ластиком не сотрешь. Архитекторы надеются, что решение мэрии о согласовании архитектурного облика зданий особенно вдоль главных улиц Новосибирска на этапе получения разрешений на строительство повлияет на формирование идентичности и уникальности образа. «Коренная проблема улицы Кирова не в том, что она стала территорией бурного роста, а в том, что назрела острая необходимость разработать комплексный взгляд на ее дальнейшее развитие», – уверен Петр Долнаков. По его мнению, комплексным должно быть развитие всей прилегающей территории от улицы Ипподромской до улицы Никитина и от улицы Большевистской, возможно, до Военной. «Это большая новая задача – придать новые смыслы этой территории. Острова земельных участков заканчиваются, остаются территории, требующие переосмысления. И к этому надо подходить не с точки зрения количества квадратных метров, а с точки зрения долговременной программы развития территории. Она должна включать в себя, помимо строительства жилья, развитие транспортного и зеленого каркаса, насыщение территории культурными, образовательными, коммерческими функциями, которые бы задерживали людей в этой локации, обеспечивали работой, и не создавали маятниковую миграцию, перегружающую центр города», – считает архитектор.