22% от общего объема госпомощи, выделенной новосибирским аграриям в 2023 году, вернулось обратно в казну.
Накануне в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, прошел XXXV съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). С критикой системы господдержки аграриев и системы электронного документооборота выступил председатель Совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Новосибирской области (АККОН) Алексей Сальников.
По словам представителя новосибирских фермеров, сегодня не вся господдержка доходит до адресатов. По итогам 2023 года Новосибирская область не освоила 164 млн рублей в рамках третьего транша на поддержку производства зерновых культур. Регионом осуществлен возврат средств в федеральный бюджет в рамках программы «Картофель и овощи» в объеме 30 млн рублей. 40 млн рублей возвращено в казну по направлению «Стимулирование увеличения производства масличных культур». Всего, по информации Сальникова, регион вернул 22% выделенной в прошлом году помощи — 234 млн рублей.
Причины глава АККОН видит в сложной системе получения госпомощи. «Компенсации крестьяне вынуждены выигрывать у государства, как в казино. Гарантии победы в конкурсе на субсидии не дает никто. Субсидии стали недоступны для фермеров, малые хозяйства отказываются от участия в конкурсах. И такая ситуация сегодня во многих регионах», — заявил Алексей Сальников.
Кроме того, представитель новосибирских аграриев раскритиковал рост электронного документооборота в сфере. ГИСы «Сатурн», «Зерно» и другие, по его мнению, обременяют фермеров. «Фермеры не готовы к ГИСам и электронному документообороту, нет человеческой и финансовой возможности», — подчеркнул Алексей Сальников.
Он считает, что работу с электронными документами нужно передать более «подкованным» в этой сфере чиновникам. «Сибирский регион предлагает освободить фермеров от обязанностей, связанных с цифровыми системами вроде «Сатурна» и «Зерна». Эти обязанности должны взять на себя полностью районные бюджетные учреждения. Пусть этот объем работ выполняет госслужащий за счет бюджетных средств, а не за счет производителя», — сказал руководитель АККОН.
Алексей Сальников также предложил при определении приоритетных параметров плавающей госпошлины на зерно учитывать, прежде всего, себестоимость зерна, растущие затраты на его производство и особенности разных регионов. Выделить фермерство в отдельную категорию по всем видам нормативно-правового регулирования. При предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета учитывать сроки уборки и климатические условия регионов.
«Нужен такой механизм распределения субсидий, который предоставит доступ к госсредствам малым предприятиям, а не только крупному бизнесу», — резюмировал Сальников.