Раз уж все бросились публиковать свои видения программы мэра, то, пожалуй, внесу свои пять копеек, не претендуя на экспертность и, конечно, не претендуя на должность мэра, и, что немаловажно, в свободное от должностных полномочий и общественных советов время. Простое гражданское мнение человека, родившегося и живущего в Новосибирске.
В любом месте человек живет или по любви, или от безысходности, или из соображений выгоды.

Новосибирск — слишком хороший город, чтобы жить в нем от безысходности. Он действительно хороший город: большой, динамичный, талантливый, с прекрасным географическим положением. И, как всякая хорошая вещь (простите), он нуждается в соответствующем хозяине, способном понять, что именно ему досталось в управление. Это немаловажный аспект, из серии того, что нельзя микроскопом гвозди заколачивать и использовать вазы Зимнего дворца как сосуды для отправления естественных потребностей. Даже под прикрытием великих социальных преобразований.
Совершенно непререкаемо Новосибирск — транспортный, предпринимательский и образовательный центр. «Базар, вокзал и Федоровские бани». По остальным характеристикам есть нюансы.
В Новосибирске живет более полутора миллионов человек очень разных культурных качеств. И это делает его кросс-культурным городом, где промышленники, ученые, музыканты, строители, продавцы, водители, инженеры, врачи, сапожники и пирожники, коренные, транзитные и новоприбывшие разных национальностей, возрастов, состоятельности и уровня образования находятся в постоянном взаимодействии, и от этого взаимодействия рождается все, что рождается здесь. Хорошее и не очень.
Открытое письмо горожанам: программные тезисы для будущего мэра
Эти люди живут в пространстве города и в среде общения. И все эти люди — очень разные. Общее у них одно: город. В знаменателе.
Пространство города является определяющим для социального самочувствия и личных стратегий здесь обитающих: по любви живу долго и радостно и хочу, чтобы здесь жили дети; от безысходности живу трудно и деструктивно; по соображениям выгоды — живу, пока есть, как выражаются циничные предприниматели, кормовая база (неприятное выражение, но что делать), а потом перехожу на другое пастбище. Да, есть время людям создавать место, а есть время месту создавать людей. Марш энтузиастов закончен давно. Состояние места определяет состояние ума и духа.
И место это надо привести в порядок: очень бы хотелось, чтобы Новосибирск не закончился как город и не превратился в складской терминал на Транссибе, не иссяк своей экономикой и не утратил привлекательности переселения для других регионов и стран.
Чтобы — по любви.
Думается, что первое, о чем необходимо помнить новому мэру, что город — это пространство на земле. Не ноосфера, не явление, не монада, а — весомо, грубо, зримо: пространство на земле.
Это инженерные коммуникации, улицы (набережные, проспекты, переулки), парки, скверы, локации разных геометрических форм, поскольку кварталом не всякий набор зданий в Новосибирске назовешь, транспорт, который ходит по этим улицам, и система услуг, которая удовлетворяет ежедневные потребности жителей. У разных жителей — разные потребности.
И это еще один важный аспект Новосибирска — он состоит примерно из полусотни отдельных маленьких Новосибирсков. Поскольку создавался он путем, неестественным для городов, то десятки поселений так и не успели слиться в город. Он не ядро агломерации, не опора конурбации, а, скорее, — конгломерат частей, присоединенных друг к другу по разным причинам в разные времена, и в каждой его части — свои жители, свои потребности и свой образ жизни.
Именно поэтому очень небесполезно будет осознать, что Новосибирск — это не четыре квартала около мэрии, а еще по 20 примерно километров в разные стороны густо населенных и малопроницаемых территорий с неравномерным распределением социальных услуг и рабочих мест, в каждой из которых людям нужно дать право на любовь к городу. Или хотя бы на качество жизни, соответствующее крупнейшему муниципалитету России и представлению жителей этой части о прекрасном и достойном. В каждой из десятков частей.
В подмогу мэру тут только депутаты, районные администрации и соседские сообщества. Самоуправление в полном объеме и в неприкрытом величии.
Нынешнее состояние делает Новосибирск постоянно перемещающимся городом. И упорядочить это маятниковое метание можно двумя способами: либо наладить в каждой отдельной из 50 частей надлежащее качество социальных услуг и рабочих мест, чтобы не нужно было по любому поводу ездить в дальние дали, либо ювелирно наладить работу городского транспорта по качественным дорогам. Либо соединить то и другое и получить Новосибирск, достойный Новосибирска.
Замечу, я говорю исключительно об инфраструктуре: каждый квадратный километр жизни должен быть обеспечен всеми типами инфраструктур. Инженерной, транспортной, социальной, экологической. Больше ничего от мэрии в современных условиях не требуется. Деятельность в этих инфраструктурах — экономическая, образовательная, культурная, спортивная, патронажная, инопланетная — может быть сферой ответственности города только тогда, когда инфраструктурный порядок наведен. Это главная задача и ответственность нового мэра. Инфраструктурная достаточность.
Для наведения инфраструктурного порядка можно отказаться от сладкого и:
- Провести мониторинг инфраструктурной потребности и обеспеченности. В каких-то районах инфраструктура избыточна для населения (такое есть), в каких-то (в основном) недостаточна. А заодно — оценить эффективность использования муниципальной собственности и реальные возможности муниципалитета справиться с объемом зарезервированных участков, создающих сегодня пустыри. И, возможно, разрешить на этих пустырях необходимую городу деятельность. Например, организованный выгул собак, хотя, конечно, кому-то это покажется незначительным и возмутительным, но 20% россиян убеждены, что в счастливой семье трудно жить без счастливой собаки. Заодно, кстати, обезопасить и внутригородские пешеходные маршруты к школам: социализация пустыря всегда лучше его заброшенности. Не любите собачников — отдайте физкультурникам. Или художникам. Появятся возможности — пустыри без труда вернутся к своему предназначению стать домом культуры, школой или социальной деревней.
- Понять предел своих возможностей, определить приоритетные территории и виды работ на них. Приоритет определять не из принципа «приедут гости, что мы им покажем», а из принципа «люди живут здесь, и людьми надо дорожить». Хотя бы потому, что люди — это потребление и налоги. Ну, и человеческий капитал, но это уже после, как только от дыр в трубах и дорогах избавимся.
- Ввести в практику квартальное — не дворовое — благоустройство с зелеными зонами, защищающими жилье. Хотя бы одной полосой, но лучше — двумя и тротуаром. И вернуть в город тротуары, кстати, ремонтировать их в общем объеме с автомобильной дорогой и в согласованности с освещением.
- Согласовывать объем инфраструктуры и ее использование (преимущественно в части социальной инфраструктуры) с потребностями жителей, а не с усредненными нормативами, обеспеченными расчетными KPI средневзвешенной величины (кто-то вообще понимает, зачем нам средний показатель по Сибири приземлять, например, на Дзержинский район вместо того, чтобы просто спросить людей: чего тебе надобно из существующего ассортимента и нет ли предложений по его изменению?). А для этого разработать свою интегральную систему оценки качества жизни в этом конкретном городе с этими конкретными людьми в этих конкретных условиях, мотивациях и ограничениях. Чтобы не кричать каждый раз про бессилие в полномочиях, а отстаивать их реализацию через партнерство всех ветвей власти. И довести дороги и тротуары до социальных объектов — прямо до входа в поликлиники, школы, рынки, дома культуры. Везде. Хотя бы.
- Максимально использовать механизмы социального партнерства с вовлечением средств бизнеса и населения для создания городской инфраструктуры. Пусть даже путем целевых налогов и иных форм финансового участия населения в улучшении условий жизни, предусмотренных 131-ФЗ и рядом нацпроектов. А заодно настаивать на оптимальной стоимости работ и объектов. И все это соединить мониторингом выполнения, исполнения, содержания, который отдать жителям, потому как кому же и мониторить, если не тем, кто платит налоги и пользуется услугой.
- А чтобы еще больше ценить НДФЛ в бюджете города, создать инвестиционный план привлечения производств (работодателей), обеспечивающих занятость с высокой заработной платой (а это, скорее всего, производство качественного конечного продукта, а не просто сортировка чужих продуктов на складах разной категории). И план этот создать с учетом кадровых особенностей и инфраструктурной обеспеченности каждой из 50 (условно) территорий.
- Не дублировать функции регионального уровня. Не дублировать функции регионального уровня. Не дублировать. Кесарю — кесарево, слесарю — слесарево. Пока город как инфраструктурный объект, удобный и безопасный для пользования, эффективный в обеспечении своей функции быть пространством, поощряющим деятельность, а не препятствующим ей, не будет налажен, забыть вообще про цвет чехла для этого механизма.
- Но не забыть про репутацию, миф и нарратив. Город без идеи не живет. При всей важности инфраструктуры, город — не средство, а цель. Дети и молодежь должны получить право рационального прогнозирования своего будущего и своей востребованности именно в этом городе.
- Перестать причитать, что Новосибирск — город молодой. Это оправдывает многое. К своему 130-летию Великий Новгород уже правил большой частью Северо-Запада и имел солидную историю. Новосибирск тоже имеет историю. И он уже не молодой. Он — зрелый. Какое это имеет отношение к инфраструктуре? Молодой — экспериментирует и ценит «здесь и сейчас». Зрелый продумывает и делает с перспективой «надолго». Это психология планирования крепкого и ответственного жизнеобеспечения города. Взрослого.
- Использовать научный, университетский, технологический ресурс города для выработки решений эффективной и безопасной инфраструктуры. Стать заказчиком интеллектуальных решений, а не только объема физического труда.
- Транспорт и городская техника. Адекватные маршрутам и соразмерные дорогам. В части транспорта — поставить город на все рельсы, включая электрички, трамваи, струны и даже, возможно, метро, но это после реального транспорта. Вместе с девелоперами заняться созданием транспортно-пересадочных узлов и создать их примерно 50. По количеству узловых поселений внутри нашего мегаполиса. И обеспечить их автомобильностью. Перестать называть Новосибирск транспортным узлом и назвать транспортной развязкой. Может быть, это поможет. В части городской техники — полюбить маневренность и многофункциональность. Признать, что размер имеет значение, когда все артерии переполнены, полюбить маленькое, но верткое и эффективное в чистке не только Красного проспекта, но и условной Колонды. Или тупика Первой молодости в междворовых пространствах. Именно там, где дети ходят в школу, беременные — в консультацию, а пенсионеры — на курсы серебряной экономики.
- Полюбить женщин. Дать им возможность ходить легкой походкой на каблуках, а не в полуприседе на ледоступах. Иначе никакой многодетности не случится. Разве что от безысходности, но мы помним, что для Новосибирска это не путь.
- Планирование городского пространства и его частей проводить на основе той деятельности, которая в этом пространстве будет. Объединение пространства и деятельности города называется мастер-план. Перестать подменять мастер-план схемами дорожно-транспортной сети и иными отвлеченными от реальной жизни абстрактными рисунками. И вспомнить про закон о стратегировании и сумме всех национальных проектов и инициатив, которыми с успехом пользуются разумные города России уже примерно 10 лет с видимыми результатами. То есть найти ответ на вопрос, зачем я вообще все это делаю.
Это, кстати, могло бы стать единственным пунктом программы нового мэра: перестать делать «почему» и начать делать «зачем». Как утверждают психологи, действовать исходя из последствий — это ключевая отличительная характеристика человека разумного.
В общем и целом, думаю, что флешмоб «по-моему, городу нужно» — явление небесполезное в ходе подготовке претендентов на пост мэра (сити-менеджера (градоуправителя)) к ристалищу. Думаю, к созданию коллективного сознательного нужно присоединиться всем, кто по своей службе, профессии или общественной позиции думает о городе. И любит его. В болезни и здравии, в богатстве и бедности.
Мы задолжали городу. Но он все еще верит в нас.