Академик РАН, главный научный сотрудник НГУ и ИФП СО РАН (по совместительству), председатель СО РАН в 2008–2017 гг.

Горькие всходы коммунальных катастроф: насколько защищен Академгородок в сравнении с другими территориями страны

Наступивший новый 2024 год ознаменовался чередой серьезных коммунальных катастроф и аварий в системах тепло-, энерго- и водоснабжения городов Подмосковья и крупных городов Сибири (Новосибирск, Омск). Хотелось бы определить причины и обстоятельства, которые привели к этим неблагоприятным для населения и системы власти современной России событиям. В качестве иллюстрации укажу на процессы последних лет в системе тепло-, энерго- и водоснабжения новосибирского Академгородка, которые могут пояснить цепочку причинно-следственных связей, приведших к столь плачевной ситуации в жилищно-коммунальном секторе страны в целом.

Следует отметить полную автономность инженерных систем жизнеобеспечений Новосибирского академгородка по теплоснабжению (две ТЭЦ), электроснабжению (независимое подключение к магистральной ЛЭП), водоснабжению (артезианские скважины), кроме водоотведения (канализации), система которой использует канализационный коллектор Новосибирского МУП «Горводоканал». Долгое время бесперебойное снабжение институтов СО РАН и населения Академгородка обеспечивало Управление энерго- и водоснабжения СО РАН, в котором работал более чем тысячный коллектив высококвалифицированных специалистов под управлением многолетнего директора В. А. Окольздаева и главного инженера В. И. Запорожченко. Проблемы в работе преобразованного во ФГУП «УЭВ» предприятия начались в лихие 90-е и 2000-е годы, что объективно было связано с резким уменьшением финансирования институтов СО РАН и низкими зарплатами персонала ФГУП «УЭВ».

В середине 2000-х годов на имя тогдашнего председателя СО РАН академика Н. Л. Добрецова стали поступать жалобы и обращения сотрудников ФГУП «УЭВ» на кричащий разрыв в зарплатах основной части персонала и нового руководства предприятия во главе с г-ном В. Б. Любашевским, вместе с «новорусским» стилем этого руководства. Вникать в проблемы работы ФГУП УЭВ пришлось уже мне, как новоизбранному в 2008 году председателю СО РАН вместе с моими ближайшими коллегами, в частности, с покойным ныне академиком В. Е. Накоряковым. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что основной состав предприятия вместе с базовыми инженерными активами ФГУП УЭВ был в 2005 году переведен в образованное руководством предприятия акционерное общество «Городские коммунальные сети» и основная часть доходов предприятия оказалась в этой частной структуре. В результате значительная часть деятельности базового для Академгородка предприятия ФГУП УЭВ СО РАН сделалась неподконтрольной руководству и президиуму СО РАН.

При этом зарплаты в руководстве ООО «ГКС» существенно выросли, в то время как значительно выросли и долги ФГУП УЭВ По моей просьбе была организована компетентная комиссия РАН, присланная из столицы, которая показала несомненные нарушения законодательства в распоряжении государственным имуществом, а также явные признаки коррупционной составляющей в связке ФГУП «УЭВ» — ООО «ГКС». Благодаря помощи тогдашнего президента РАН академика Ю. С. Осипова, обращениям в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет РФ была проведена непростая работу по обеспечению законности в работе ФГУП «УЭВ». Отмечу при этом пассивное отношение руководства города и области к абсолютно ненормальной ситуации в деятельности базового предприятия инженерной инфраструктуры знаменитого  во всем мире научного центра. Еще более поразительным явилось явно неодобрительное отношение к нашим действиям местных органов федеральных структур, обязанностью которых было обеспечение законности, открытости и правопорядка в работе хозяйствующих субъектов.

Технопром 2023: Неизбежное исправление ошибок

«Технопром-2023»: неизбежное исправление ошибок

Ситуация была исправлена расформированием ООО «ГКС» и сменой руководства ФГУП «УЭВ», во главе которого стали опытные специалисты – директором был назначен  В. Г. Горевой, в последующем Г. В. Сокольцов, а главным инженером стал В. П. Михеев, в последующем главный инженер СО РАН. Их усилиями было исправлено финансовое положение предприятия, ликвидированы долги перед ресурсоснабжающими организациями, предприятие стало приносить доход, начался капитальный ремонт инженерных систем и сетей Академгородка с вложением значительных средств из средств ФГУП «УЭВ».

Тем не менее, после реформы РАН в 2013 году последовала новая волна деятельности по приватизации ФГУП «УЭВ», прошедшей под лозунгом реформаторов об избавления РАН от т.н. непрофильных активов. Хорошо помню прямой вопрос в мой адрес в 2012 году тогдашнего министра в правительстве Д. А. Медведева, ныне печально известного г-на М. А. Абызова, «когда отдадите непрофильный актив в виде ФГУП «УЭВ»?», на что я твердо ответил, что «актив в виде ФГУП «УЭВ», жизненно необходимый для устойчивого функционирования научно-технологического комплекса ведущих институтов СО РАН, таких как ИЯФ им.Г.И.Будкера, ИТПМ им. С. А. Христиановича, ИФП им. А. В. Ржанова и других, не может быть непрофильным для СО РАН». Уверен, что конечной целью г-на Абызова являлось поглощение ФГУП «УЭВ» подконтрольными ему структурами, в том числе ООО «Сибэко» со всеми последствиями для ЖКХ Академгородка, которые ныне произошли в левобережье нашего замечательного города. Распоряжением правительства РФ 2013 г. ФГУП «УЭВ» был выведен из подчинения СО РАН и стал подведомственным вначале ФАНО России, а затем Минобрнауки РФ.

Недостаточная компетентность и низкая квалификация сотрудников ФАНО и Министерства вместе с отсутствием контроля со стороны СО РАН стали причиной катастрофического роста долгов предприятия и к срыву мероприятий по модернизации и расширению мощностей ФГУП «УЭВ». Как следствие, состоялось обращение Минобрнауки РФ в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и ФГУП «УЭВ» был включен в проект дополнений к Программе приватизации федерального имущества на 2020-2022 годы. Последовала энергичная реакция научной общественности и населения Академгородка, которая была поддержана принципиальной позицией и действиями Полномочного представителя Президента РФ в СФО А. А. Серышева. Ведь уже тогда было ясно, что риски нестабильной работа ФГУП «УЭВ» в качестве частной структуры грозили срывом масштабных проектов развития «Академгородок-2.0» и строительства кампуса мирового уровня Новосибирского госуниверситета. В результате в июле 2022 г. премьер-министр М. В. Мишустин подписал  историческое решение правительства РФ  об исключении ФГУП «УЭВ» из программы приватизации.

Новые вызовы для коммунальщиков Академгородка, и как они намерены на них отвечать

Новые вызовы для коммунальщиков Академгородка, и как они намерены на них отвечать

Ближайшее будущее покажет, удастся ли менеджменту ФГУП «УЭВ» преодолеть имеющиеся трудности и создать основу для устойчивого развития предприятия и, тем самым, всего научно-образовательного и технологического комплекса Новосибирского академгородка. Тем не менее, указанные драматические события в истории предприятия на фоне очевидного коллапса жилищно-коммунального комплекса страны, произошедшего в первые же дни нового 2024 года позволяют сделать важные выводы:

  • можно с уверенностью сказать, что провозглашенный в 90-е годы лозунг о большей эффективности частного способа ведения хозяйственной деятельности для решения проблем функционирования и развития сложных и жизненно важных для населения и государства систем инженерной инфраструктуры населенных пунктов России является мифом. Нельзя необдуманно и некритически переносить на российскую почву опыт хозяйствования западных и теперь уже в значительной части недружественных стран. И дело не только в географических особенностях и суровом климате нашей страны, но и в исторически обусловленных особенностях российского общества, лишь в ограниченной степени допускающих индивидуальный успех частника. Неоспоримые преимущества российского общества состоят в вековых традициях общинности и соборности в дореволюционной России и в мощной силе коллективизма в советскую эпоху;
  • деятельность частных структур в жизненно-важной сфере жилищно-коммунального хозяйства должна быть под неусыпным и эффективным контролем общественности, депутатов всех уровней с полной открытостью всех без исключения финансовых решений. Каждый налогоплательщик, каждая условная бабушка должны иметь полную информацию о том, как и с какой эффективностью тратятся их средства в виде платы за коммунальные услуги и государственные субсидии на ЖКХ. Нельзя позволять частникам относиться к народным средствам, как к якобы ими заработанным, а в реальности присвоенным. Позорным должно стать владение дорогостоящими яхтами и другими предметами роскоши, влекущее за собой хроническое недофинансирование ЖКХ, страдания замерзающих детей, стариков и больных в неотапливаемых городах и поселках нашей бескрайней страны;
  • не менее важным является пресечение бездеятельности компетентных и силовых структур, финансируемых государством, их фактическое  покрывательство финансовых и организационных нарушений в деятельности организаций систем жизнеобеспечения частной формы собственности, даже несмотря на защищаемые законом частные интересы их владельцев.  Открытость и справедливость в сфере ЖКХ должна восторжествовать!
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ