Количество регистраций новых легковых автомобилей в Сибирском федеральном округе в 2023 году, по данным агентства «Автостат Инфо», выросло лишь на 39,6% относительно 2022 года в том время, как в целом по стране увеличилось на 66,7%. По прогнозам автодилеров, в 2024 году вместо дефицита автомобилей будет наблюдаться усиление ценовой конкуренции.
Какие бренды возглавили рейтинг?
В СФО в 2023 году было зарегистрировано 55,7 тыс новых автомобилей, однако округ продемонстрировал гораздо более скромные цифры прироста, чем российский авторынок в целом. По этому показателю в масштабах СФО лучше всего ситуация у Новосибирской области (+52,9%), которая по совокупному объему зарегистрированных автомобилей, как и ранее, уступила Кузбассу. Также высокой динамикой по итогам 2023 года отличились Омская область (+50%) и Алтайский край (+47,3%). Наименьшие темпы прироста регистраций среди регионов СФО продемонстрировали республика Алтай (+16,8%), Иркутская область (+23%) и Красноярский край (+28,4%).
На фоне других регионов России покупатели из Сибири особенно лояльны китайским автобрендам. По данным «Автомаркетолога», оглашенным на итоговой конференции «Автобосс», лишь в трех округах России доля марок из Поднебесной превысила 50% — СФО стал одним из них наряду с ЦФО и СЗФО. Непосредственно в Новосибирске эта доля оказалась почти сопоставима с московской (59% против 61%) в то время, как в соседнем Омске этот показатель составил 45%. Одним из рекордсменов среди городов СФО можно считать Иркутск, где доля китайских брендов достигла 66%.
Тем не менее, говорить о полном доминировании марок из Поднебесной было бы не совсем верно, так как их доля в автопарке Сибири составляет, по данным «Автомаркетолога», лишь 1,8%. По этому показателю СФО находится на 6 месте из 8 федеральных округов. При этом, в Красноярском крае рассматриваемый показатель составил 1,9%, в Новосибирской области – 1,4%. Если же рассматривать только крупные города, то в Красноярске речь идет о 2,2%, в Новосибирске – о 3%, в Барнауле ─ о 1,5%.
Пятерка самых популярных брендов оказалась достаточно предсказуемой. По данным «Автостат инфо», ее сформировали российская LADA (+43%), а также китайские бренды CHERY (+135,4%), HAVAL (+218,4%), GEELY (+263,6%) и Changan (+1173,5%).
Несмотря на то, что LADA из года в год сохраняет первое место в «общем зачете», не подпуская к себе ни корейские бренды (ранее), ни китайские (сейчас), в отдельных регионах СФО ситуация обстоит иначе. Например, в Иркутской области первое место по году заняла китайская марка CHERY, у которой в 2023 году в регионе появился второй дилер (ГК «Первая Автоколонна»).
Однако позиции CHERY в качестве главного иностранного автомобильного бренда в России и непосредственно в Сибири имеют все шансы измениться уже в 2024 году. Об этом говорит статистика последних месяцев год, согласно которой китайский бренд HAVAL стал уверенно закрепляться на первой строчке среди марок из Поднебесной. Этому способствует и наличие производства на территории России, и работа с дилерской сетью. Так, по данным исследования «Автобосса» и «Автомаркетолога», дилеры чаще всего называли именно HAVAL наиболее предпочтительным автомобильным брендом с точки зрения сотрудничества. Кроме того, HAVAL, по данным «Автомаркетолога», занял первое место по количеству продаж на один дилерский центр (61), опережая CHERY (46), Geely (41).
На сегодня HAVAL уже занимает первое место в своем сегменте в Кузбассе и Томской области, в то время, как в остальных крупных регионах CHERY остается главной китайской маркой. И считать, что HAVAL сможет легко потеснить CHERY, тоже неверно. Например, в Иркутской области HAVAL находится лишь на 5 строчке, уступая не только CHERY, но также GEELY и OMODA.
Однако даже если HAVAL формально удастся стать «главной иномаркой» в Сибири, то у CHERY в любом случае остаются дочерние бренды (OMODA, JAECOO, EXEED), а также родственные бренды (Jetour, Kaiyi), которые тоже активно развиваются на рынке. Сам HAVAL также активно выводит новые марки, в том числе TANK, Ora, Wey. Так что речь будет идти о соревновании не столько между двумя брендами, а, скорее, между двумя корпорациями, как это было в свое время между Ford и General Motors.
Большие надежды возлагают дилеры и на бренд Changan, рассчитывая, что он сместится вверх в рейтинге марок уже по итогам 2024 году. Такие прогнозы обусловлены и широким модельным рядом (17 моделей, согласно сайту), и сопоставлением позиций Changan на российском и китайском рынках. О росте интереса к бренду на основе анализа объявлений говорят и в «Авито». В отдельных регионах марка уже имеет более высокие позиции, чем в среднем по Сибири, например, в Кузбассе она уже сейчас на 4-ой строчке. Однако в некоторых регионах СФО, например, Иркутской области, марка за пределами ТОП-5. Не случайно в конце 2023 года стало известно, что у Changan открываются сразу два новых дилера в Иркутске.
Важно принимать во внимание, что ситуация в крупных городах Сибири отличается от положения дел в целом по регионам. Например, в Новосибирске, по данным «Автомаркетолога», первые места по регистрациям занимают CHERY, Changan, за которыми следует HAVAL. А непосредственно в Бердске ─ Changan, CHERY, Geely. Другой пример – Иркутск, где первое место, по данным «Автомаркетолога», занимает Geely, за которым следует CHERY и OMODA, хотя в целом по области наблюдается другая «расстановка сил».
Что с ушедшими брендами?
По данным «Автостата», самыми узнаваемыми на сегодня китайскими автомобильными брендами в России являются CHERY (88%), HAVAL (82%), Geely (76,5%). Однако каждый из этих брендов присутствует на рынке не первый год. В то же время у относительно нового для рынка бренда VOYAH показатель узнаваемости составил 4,4%. Сравнивать эти цифры с аналогичными показателями по ушедшим брендам нецелесообразно. Таким образом, в 2024 году китайским маркам вместе с их дилерами предстоит большая работа по знакомству покупателей с новыми для рынка брендами.
Как выяснили в «Автостате», на сегодня на автомобили HAVAL и CHERY чаще всего пересаживаются с LADA, Kia, Hyundai, Renault. Это касается и премиум-бренда EXEED, который привлекает бывших владельцев Kia, Hyundai, Toyota.
Если говорить о японских и корейских брендах, то Toyota, Kia, Hyundai пока остаются в общесибирском ТОП-10, хотя лишь в конце. Однако ситуация разнится от региона к региону. Например, если в Красноярском крае Hyundai даже отсутствует в первой «десятке», то в Омской области марка по итогам года удержалась на 6 позиции. Таким образом, списывать со счетов корейских производителей пока рано: многие дилеры этих брендов продолжают осуществлять поставки благодаря параллельному импорту, а также официальным поставкам. Так, в конце 2023 года калининградский завод «Автотор» возобновил поставки дилерам кроссоверов Kia Seltos и Kia Soul. Несмотря на несопоставимость объемов с прежними, у покупателей остается выбор. По данным исследования «Авито», с Hyundai Solaris люди все чаще посматривают на OMODA, HAVAL, с Toyota Camry – на EXEED.
Однако разрыв между спросом и предложением ощутим. По информации «Авито», 70% объявлений о продаже автомобилей в Новосибирске касаются китайских брендов, но с точки зрения спроса лишь 31% объявлений затрагивают автомобили из Поднебесной. То есть покупатели до сих пор ищут модели ушедших брендов.
В 2023 году по данным «Автостата», на российский рынок выведено 96 новых моделей автомобилей. С точки зрения модельного ряда наибольшая доля приходится на внедорожники С-класса (SUV C). Самыми популярными моделями в Сибири, по данным агентства «Автостат Инфо», стали LADA 2190 Granta, LADA 2123 Niva, CHERY Tiggo 7 Pro, LADA 2191 Granta, LADA 2121 Niva. Таким образом, первенство среди иномарок удержал внедорожник CHERY Tiggo 7 Pro. Вместе с тем, средневзвешенная цена покупки не опускается ниже 3 млн рублей.
Что ожидает авторынок в 2024 году?
2023 год прошел под знаком освоения китайскими брендами российского авторынка, и учитывая ситуацию нехватки автомобилей, места хватало всем. При этом, на рынке, по данным «Автостата», официально представлено 28 китайских марок, и их количество продолжает расти. Это позволило российскому авторынку в соответствии с оптимистичными прогнозами преодолеть планку в 1 млн автомобилей. Однако такие результаты заложили у самих китайских производителей позитивные ожидания от 2024 года. В результате, как подсчитал руководитель проекта «Автомаркетолог», экс-глава ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев, в 2024 году китайские марки совокупно рассчитывают продать 1 169 500 автомобилей. Такой объем рынок «переварить» не готов, а значит, неминуема ценовая конкуренция и борьба за «место под солнцем». Тем более, что уже к ноябрю 2023 года авторынок столкнулся с насыщением.

В свою очередь дилеры, работая по своим планам, уже накопили двухмесячные запасы выкупленных у дистрибьюторов автомобилей, которые теперь нужно сбывать. В такой ситуации компании, имеющие высокую стоимость фондирования, в большей степени будут склонны побыстрее избавиться от запасов, даже продавая авто в «минус». Снижение цены с большой долей вероятности вынудит поступать аналогичным образом и других участников рынка, что запускает ценовую конкуренцию, которая является плюсом для покупателя, но критичной для самих дилеров. Но утверждать наверняка, что автомобили подешевеют в 2024 году, нельзя, поскольку важно принимать во внимание также макроэкономические факторы, в том числе инфляцию.
Ситуация в премиум- и люкс-сегментах
Оценка ситуации в премиум-сегменте авторынка требует пересмотра привычной методологии. До сих пор не выработан общий подход, в соответствии с которым ту или иную марку целесообразно относить к премиум-сегменту или нет, и можно ли ставить на одну «полку», например, Mercedes-Benz и EXEED.
Если рассматривать привычный для анализа сегмент японских и европейских премиум-брендов, то здесь ситуация не претерпела существенных изменений – первое место удержал бренд Lexus, за которым следуют BMW и Mercedes-Benz. При этом, самой популярной моделью по-прежнему остается кроссовер Lexus RX, за которым следует LX.
Интересно посмотреть и на ситуацию в люкс-сегменте. За 12 месяцев 2023 года в Сибири, по данным агентства «Автостат Инфо», нашли своих владельцев один внедорожник Rolls-Royce Cullinan (против 2 годом ранее), 5 люксовых внедорожников Bentley Bentayga (против 1 годом ранее), 3 седана Bentley Continental (против 2 годом ранее), 1 седан Bentley Flying Spur, 1 внедорожник Maserati Grecale, 2 спорткупе Porsche 911 (столько же, сколько годом ранее), 1 кроссовер Jaguar F-Pace (против 7 годом ранее), 1 кроссовер Jaguar E-Pace. При этом, в отличие от 2022 года на учет не было поставлено ни одного нового автомобиля Ferrari и Lamborghini.
В Новосибирске продали флагманский внедорожник Rolls-Royce за 100 млн рублей
Флагманский внедорожник Rolls-Royce Cullinan был продан в Новосибирске в 2023 году по схеме лизинга, его стоимость составила около 100 млн рублей. Об этом сообщил генеральный директор компании «СТС-Автомобили» Павел Костенко. В одном из автосалонов Новосибирска также отметили «Континенту Сибирь», что продали автомобиль Rolls-Royce, однако не раскрыли деталей. Исходя из статистики «Автостат Инфо» можно предположить, что автомобиль отправился в другой регион страны.
Если же говорить об автомобилях Bentley, то этот бренд можно считать более «массовым» для люкс-сегмента. В новосибирском автосалоне V12 AutoGroup отметили «Континенту Сибирь», что за год привезли в регион 3 автомобиля Bentley стоимостью от 37 млн рублей. В декабре, по словам коммерческого директора V12 AutoGroup Николая Видинеева, салоном была выдана клиенту Bentley Bentayga за 43 млн рубей. На сайте одного из новосибирских автосалонов Bentley Bentayga был выставлен за 45,7 млн рублей. У единственного в СФО официального дилера Bentley – «Бентли Красноярск» (ГК «АГАТ») — на сайте доступна только одна модель ─ Continental GT, остальные, включая Bentley Bentayga, находятся «в транзите».
Что происходит на авторынке Сибири, и чего ждать в 2024 году?
Что касается люксовых и премиальных брендов из Китая, то за 2023 год в Сибири было также зарегистрировано 65 новых автомобилей марки Hongqi. Эти машины используются в качестве автомобилей для первых лиц Китая, а сам бренд находится в числе лидеров в премиум-сегменте. Наибольшим спросом у сибиряков пользовался седан H5 и электрический внедорожник E HS9. В 2023 году у марки появился первый в Сибири официальный дилер в Новосибирске ─ им стала ГК «ФАСТАР». Логично ожидать расширения дилерской сети в 2024 году, а следовательно, и роста продаж.
Однако главный вопрос ─ готовы ли сами покупатели пересаживаться на премиальные и особенно люксовые китайские бренды? По данным исследования «Авито», оглашенного на итоговом клубе «Автобосс», автомобили китайского премиум-бренда ZEEKR покупают в том числе владельцы BMW X5, X6, Mercedes E-Class, S-Class, а продукцией китайского бренда Avatr в том числе интересуются собственники Mercedes-Benz GLE, BMW X5. Таким образом, оценить интенсивность «пересадки» на автомобили этих брендов можно будет по итогам 2024 года.
Какими темпами развивается электрификация Сибири?
В 2023 году в Сибирском федеральном округе, по информации агентства «Автостат Инфо», было поставлено на учет 170 новых автомобилей ZEEKR, 162 новых автомобиля VOYAH, 76 новых электрокаров Volkswagen, 66 новых автомобилей Evolute, 37 новых автомобилей TESLA. Примечательно, что если в целом по стране VOYAH разместился лишь на 5-ой позиции, то в Сибири стал одним из лидеров сегмента электрокаров. На сегодня у марки в Сибири уже 4 дилера, а у «родственного» бренда Evolute – один – в Красноярске. Также в этом городе запущен салон Mooow, продающий электрокары ZEEKR и Lixiang. Таким образом, электрокары продолжают наращивать присутствие в Сибири.
Не стоит на месте и зарядная инфраструктура для электрокаров. Всего, по данным сервиса 2ГИС, на сегодня жителям одного только Новосибирска доступно 90 станций по зарядке электрокаров, а жителям Красноярска — 108.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виктор Поддубный, собственник ГК “Арсенал” (официальный дилер автомобилей Haval, Jetour, JAC, Dongfeng, Evolute, Voyah, Sollers, экстремальной техники — Hisun, Stels, Segway), владелец шоурума электромобилей Mooowru electrocars в Красноярске:

─ ГК “Арсенал” на автомобильном рынке Красноярске более 20 лет. При этом именно 2023 год ощущается как определяющий период, который ярко подсветил, кто из дилеров может справиться с условиями нового времени.
Рынок новых автомобилей показал двукратный рост.
Марочная структура авторынка изменилась в пользу китайских брендов. Когда мы первыми в Красноярске открывали дилерство Haval в 2019 году, я лично тестировал Haval F7 и помню, как в дорожном потоке спрашивали: “а что это за автомобиль? А как называется?”. Один из первых клиентов «Хавейл центра АВТОПЛЮС», владелец Haval H9, делился, как его автомобиль на парковке во дворе фотографировали, уточняли, как верно произносится название бренда. Сейчас доля рынка Haval в России — 10%, в СФО — 14,5%. Уверен, что в течение следующих 5 лет узнаваемость китайских автобрендов будет кратно увеличиваться. Например, ГК “Арсенал” усилила присутствие в городе за счет брендов Jetour, JAC, Dongfeng, и мы отмечаем растущий интерес к этим автомобилям.
Красноярск — по-прежнему “город кроссоверов”. В линейках новых брендов акцент сделан именно на паркетники и внедорожники, но при этом доступны и седаны, пикапы.
Важная тенденция — рост рынка электромобилей. Мировой рынок вырос на треть, российский — почти в 5 раз! В сибирском регионе популярность электрокаров в 2023 году увеличилась в 6 раз.
В топ-5 брендов электромобилей вошли Zeekr (доступен в автосалоне Mooowru electrocars), Evolute (Evolute центр Маршал), Voyah (Voyah Форпост).
Современные электромобили и сибирская зима совместимы, проверено на личном опыте. Красноярск входит в топ-5 городов России по количеству зарядных станций для электротранспорта. Современные электромобили обеспечивают запас хода от 400 км. А средний дневной пробег, по последним данным Drom, не превышает 50 км. Стоимость полной зарядки по тарифам компании «РСК Сети», например, для Evolute i-PRO — менее 300 рублей. Электромобили адаптированы для холодного времени года — оснащаются предпусковым отопителем, подогревами батареи, руля, сидений, лобового стекла. На электромобили, официально поставляемые в Россию (Evolute, Voyah) действует полноценная гарантия производителя, которая распространяется и на тяговую батарею.
Примечательно, что электромобили сейчас стали доступны для широкой аудитории. Благодаря госпрограммам, например, Evolute i-PRO можно приобрести по цене от 1 555 000 рублей.
Первые за Уралом официальные представительства электромобилей Voyah, Evolute открыла в Красноярске группа компаний “Арсенал”. При этом обслуживать электрокары мы начали намного раньше — когда в линейках Audi и Jaguar в России появились первые EV-кроссоверы.
В России в целом, и в Красноярске в частности активно развивается направление премиум-электрокаров. В ГК “Арсенал” доступны как электромобили Voyah (официальное дилерство), так и электрокары Zeekr, Lixiang. Премиальные электромобили впечатляют даже искушенных автовладельцев — это настоящие “гаджеты на колесах” с запасом хода до 1010 км, оснащенность которых — на высшем уровне.
Сейчас в ГК “Арсенал” (проект Mooowru electrocars) в наличии и под заказ доступны премиальные электрокары. При этом “под ключ” мы можем привезти практически любой автомобиль премиум-класса — с заключением договора, грамотной консультационной поддержкой, НДС. Мне лично важно, чтобы клиент был уверен — он работает с холдингом с 20-летней историей, это надежно и максимально комфортно.
Группа компаний «Арсенал» — более 20 лет в Красноярске.
- https://avtoplus-haval.ru/
- jetour-lider.ru
- dfm-autostyle.ru
- https://evolute-krasnoyarsk.ru/
- voyah-forpost-krasnoyarsk.ru
- redut-krasnoyarsk.ru
- https://arextreme.ru/
- https://mooow.ru/
Реклама
18+
Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную WhatsApp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.