Бывший вице-мэр и вице-губернатор Андрей Ксензов: «Я родился в Новосибирске и вернусь»

Десять лет назад, после победы коммуниста Анатолия Локтя на конкурентных выборах, АНДРЕЙ КСЕНЗОВ (до этого долго работавший во властных структурах Новосибирска и Новосибирской области) занял ключевую позицию в новой команде мэрии. Но вскоре покинул и городскую администрацию, и родной регион. После объявления об отставке Локтя «Континент Сибирь» поговорил с ныне вице-мэром Челябинска о грядущих переменах и спросил, когда он вернется.

Андрей Ксензов родился в 1966 году. С 1991 года работал во властных структурах Новосибирска и области.

1998-2005 гг. — глава управления благоустройства и озеленения мэрии Новосибирска,

2005-2009 гг. глава департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска.

2009-2012 гг. первый вице-мэр Новосибирска.

2012-2014 — вице-губернатор Новосибирской области.

2014 год — кандидат в мэры Новосибирска (партия «Родина). Снял свою кандидатуру.

2014-2015 гг. — первый вице-мэр Новосибирска (курировал экономический блок и городское хозяйство).

2015-2017 гг. — начальник Новосибирского метрополитена. После увольнения безуспешно пытался судиться с мэрией Новосибирска.

2017-2020 гг. начальник управления дорожного хозяйства государственного комитета дорожного хозяйства Республики Крым, заместитель министра транспорта Крыма.

С 2021 года заместитель главы Челябинска по дорожному хозяйству и транспорту.

— Сегодня 5 января, разгар выходных, а вы в своем кабинете. Работаете все каникулы? И 1 января?

— С 29 декабря работаем почти круглые сутки. В Челябинске снегопады начались 25 декабря. Так что не до отдыха, каждый день в строю. Это нормально, в Новосибирске тоже, наверняка, в праздники действует оперативный штаб на случай проблем с уборкой города, с транспортом.

Полагаю, вы хотите спросить, что я думаю об увольнении Анатолия Локтя с поста мэра. Сразу скажу, не считаю разговор в таком ключе актуальным. Вместе с ним уходит определенный период формирования и жизни города. Обязанности главы исполняет первый заместитель Олег Клемешов, насколько понимаю, это решение согласовано с региональным руководством. А оценивать коллег я точно не хочу и не буду.

— Я бы предложила оценить саму ситуацию, в которой город оказался зимой без градоначальника, без «хозяйственника» — в последние годы нас учат видеть в мэре именно его.

— Если администрация останется без главы еще на полгода, жизнь Новосибирска не замрет. Возникнут некоторые, чисто бюрократические, сложности. Люди покачают головой: как же так, полуторамиллионный город без мэра. Но службы продолжат функционировать, исполняющий обязанности главы проведет планерки. Не думаю, что нужно делать акцент на том, в какой момент мэр уходит. Важнее — что дальше: как будут прирастать город в благоустройстве, совершенствоваться транспортная система, улично-дорожная сеть, появляются ли дополнительные парковки, особенно в центре. Все это во многом зависит от руководителя города.

— Мэрия Локтя машины в центре Новосибирска наоборот как-то не очень приветствовала, сокращала места под бесплатные парковки.

— Конечно, нужны платные парковки. Я работаю в Челябинске ровно два года , здесь мы подготовили программу на 1600 парковочных мест. Пока не запустили, так как для начала необходимо обновить состав общественного транспорта. При поддержке губернатора Алексея Текслера этот процесс активно идет. По его завершению скажем челябинцам, что постарались обеспечить комфортный проезд, через некоторое время начнем внедрять платные парковки. В следующем году введем 1600, всего по проекту примерно шесть с половиной тысяч парковочных мест. По договоренностью с Москвой, взяли за основу программу, работающую в столице.

Андрей Ксензов
Фото из архива «Континента Сибирь»

Повышение комфортности среды жизни — важнейшее направление развития муниципалитета. Понятно, что не обойтись без упора на социальную сферу, образование, здравоохранение, культуру и так далее. Видел, какой красивой стала Набережная, еще ряд общественных пространств. Стоит и дальше вкладывать в город, без этого сложно рассчитывать на инвестиции. В бизнесе мало альтруистов, предприниматели выбирают территории, которые обещают доходность. Нельзя упускать из внимания то, чем живет культурная среда, что ценит научное сообщество, городской истеблишмент. Новосибирску есть, что показать, чем гордиться. Пусть не без проблем, но продолжается строительство метро. В Челябинске только приступили к развитию метротрама: по поручению президента готовимся к 2026 году ввести первый участок Север-Юг.

— Следите за перипетиями с метро в Новосибирске? Слышали о провале с проектной документацией по Дзержинской линии? Кроме того, неизвестно, когда введут практически готовую станцию «Спортивная». Может быть, стоит сосредоточиться на скоростном трамвае, других транспортных проектах? Маршрут городской электрички в аэропорт довести до ума?

— Время от времени погружаюсь в новости о Новосибирске. Категорически убежден, что метро нужно развивать. Уверен, это главная стратегическая задача для будущей команды мэрии. Речь не просто о строительном объекте, связанном с выносом инженерных коммуникаций, обустройством подъездных путей, благоустройством, налаживанием мобильных сооружений, станций. Это сложнейший с точки зрения проектирования многоуровневый процесс. На мой взгляд, необходимо выдерживать баланс: с одной стороны, развитие метрополитена, с другой — транзитных магистральных дорог. Правильным я считаю возвращение в повестку темы возобновления строительства Юго-Западного транзита, который мы презентовали еще в начале 2007-2008 года. Нужно искать источники финансирования, добиваться их на федеральном и региональном уровнях. Нельзя откладывать, город разрастается — в Ленинском, в Кировском районах огромные жилмассивы. И Дзержинскую линию метро обязательно стоит продолжить.

— Незадолго до объявления об увольнении Анатолия Локтя, мэрия рассказала о планах по оптимизации маршрутов общественного транспорта.

— К этой теме нужно подходить очень скрупулезно, чтобы не страдали устоявшиеся направления, привычные для пассажиров. Если людей устраивают существующие маршруты, нужно все изменения тщательно взвесить. Реформа ради реформы не нужна. Читал о планах в Новосибирске. А Челябинск, как я уже говорил, готовится к очень серьезным преобразованиям в этой сфере. Принят региональный закон о создании единой службы перевозчика — государственное учреждение, которое выступает единым заказчиком по всем контрактам. Маршруты будут выставлены на торги на 1,5-3 года, участвуют и частные, и муниципальные организации. Понятно, что на электротранспорт претендентов фактически нет, но мы заключили долгосрочное концессионное соглашение на обновление подвижного состава, модернизацию трамваев. Четкие и понятные правила игры дают результат: получили около сорока млн рублей прибыли. Причем, впервые за последние годы в плюс вышел даже горэлектротранспорт.

Анатолий Локоть. Фото из архива "Континента Сибирь"

Что Анатолий Локоть сказал на прощание коллективу мэрии Новосибирска?

Точечные проблемы остаются, переход продолжается. Но планируем в 2024 году завершить процесс заключения государственных контрактов со всеми перевозчиками.

— Вероятно, этот процесс в Челябинске учитывает и пересмотр тарифов. В декабре в Новосибирске на пять рублей подорожал проезд в метро, что вызвало определенный резонанс. На ваш экспертный взгляд, достаточно или недостаточно повысили цену и есть ли вообще смысл поднимать стоимость поездки в подземке?

— Не слышал об особом резонансе вокруг повышения стоимости метро. В нашей стране только три безубыточных метрополитена: в Москве, Санкт- Петербурге и в Новосибирске. Новосибирское метро — стабильно работающее предприятие, которое обеспечивает комфортное передвижение по городу. Тариф на проезд — щепетильная тема. Экономисты могут сказать, какой должна быть стоимость поездки. Нужно понимать, что действующий метрополитен несет огромные расходы: электроэнергия, налоги, зарплаты, ремонт станций, ремонт оборудования, нужны деньги для обновления подвижного состава.

— Повышение цены на проезд помогает решать эти проблемы?

— Безусловно, влияет на решение некоторых проблем, сокращает их, но полностью не покрывает расходы — иначе поездка стоила бы в разы дороже.

— Как вы считаете, на решении каких задач новой команде мэрии Новосибирска нужно сосредоточиться в первую очередь?

— Всегда добрым словом вспоминаю Владимира Городецкого, который говорил: пусть бедненько, зато чистенько. Мудрая житейская пословица. Аккуратные остановки, своевременно вывезенный снег, подстриженные газоны, мусор убран, ямы в асфальте заделаны. А новой команде предстоит решать элементарные вопросы транспортного обслуживания, обустройства дорожной сети. Затем можно переходить к инвестиционным проектам: новой станции метро, новым дорогам. Я придерживаюсь мнения, что под каждый большой проект нужен проектный офис, команда специалистов. Может быть, это помогло бы избежать упреков в духе: сотни миллионов рублей выделили, а документацию на строительство метро подготовить не смогли. Жизнь сложна, случается, срываются планы и контракты.

Андрей Ксензов
Фото из архива «Континента Сибирь»

Другая дискуссионная тема: кто должен поддерживать порядок? Муниципальное предприятие или передать это в частные руки? В Челябинске, много лет частные предприятия отвечают за нормативное содержание города. Налажена четкая технологическая цепочка. За неисполнение обязательств, например, по вывозу снега, предусмотрены санкции до пяти процентов от суммы контракта.

По понедельникам на планерках я отчитываюсь: сколько вывезено снега, рассыпано противогололедного материала, убрано тротуаров, сколько подрядных организаций получили предписания, сколько — штрафных санкций. СМИ эту информацию еженедельно публикуют.

Важно наладить систему так, чтобы руководство не сетовало на отсутствие денег в бюджете. Никому не нравятся занесенные снегом дороги, а летом — грязь. Многие города-миллионники эту проблему решили.

— Губернатор Новосибирской области считает, что в этом плане и некоторые райцентры дадут фору Новосибирску.

— Это плохая история. Если бы высшее должностное лицо региона дало такую оценку работе дорожных служб города, я бы написал заявление и ушел.

— Можно сказать, так и произошло. («Континент Сибирь» прогнозировал, что за замечанием губернатора может последовать заявление мэра об уходе).

— С природой бороться сложно, признаю. Но организовать работу муниципальных служб, договориться с подрядными организациями команде городской администрации по силам. В Челябинске, помимо прочего, мы привлекаем горожан к мониторингу качества уборки города: публикуем точки, где проезжает техника, чтобы жители районов могли зайти в приложение и проконтролировать, убирает трактор снег или нет.

—  Трудно судить, насколько Челябинск и Новосибирск сравнимы в плане подходов к содержанию и благоустройству. Они оба — города-миллионники. Возвращаясь к вопросу, справедливы ли упреки регионального руководства к порядку в Новосибирске: огромная разбросанная растянутая территория, содержание которой требует гораздо больше ресурсов (и финансовых, и человеческих), чем любой райцентр. Локоть тоже десять лет назад шел во власть под лозунгами о наведении чистоты, едва ли его команда в этом преуспела. Но в неэффективности ли управленческой команды проблема?

— Содержание города — начиная с лестничной площадки, двора, заканчивая территорией любого предприятия — это каждодневный труд. Не престижный и не всегда хорошо оплачиваемый. Применение техники, оптимизация расходов, зарплаты людей, которые работают в этой сфере — во всем есть нюансы, которые требуют особого щепетильного подхода. Дворники, дорожники, водители машин — с кадрами просто беда, и это накладывает свой отпечаток на отрасль, к которой внимание должно быть приковано 365 дней в году. Многие заводы, даже получая государственный заказ, максимум продляют смены, вводят вторую. Какие предприятия действуют 24 на 7, кроме городских служб, которые отвечают за состояние территории? По 131 ФЗ благоустройство и содержание муниципалитета — это не просто функция. Это прямая обязанность мэрии, главы города.

— В системе управления Челябинска есть только заместители главы города. В Новосибирске два вице-мэра обладают статусом «первых». Причем, долгое время после вашего ухода из мэрии Новосибирска на этой позиции не было фигуры, курирующей городское хозяйство. Олег Клемешов стал «первым» около года назад, то есть на излете мэрства Анатолия Локтя. Имеет ли значение для городского хозяйства, кто является первым вице-мэром?

— В Челябинске нет «первых», глава города председательствует во всех комиссиях. В Новосибирске так исторически сложилось, что в отсутствие мэра обязанности главы исполнял заместитель, который курирует городское хозяйство. В его ведении комиссия по безопасности дорожного движения, по чрезвычайным ситуациям, пожарной безопасности и тому подобное. Значение этого направления подразумевает, что у того, кто его ведет, должны быть определенные рычаги: хотя бы ранг заместителя мэра. Содержание города — важнейшая задача муниципальной власти, сопряженная с государственными полномочиями, понятно, это должно находить отражение и в статусе, его нужно приподнять.

Культурные события года

Самые яркие культурные события последнего года, по мнению известных новосибирцев, и их ожидания от 2024-го

А вот ситуацию, когда у мэра два «первых» заместителя, считаю не вполне правильной. Кто более «первый»? Тот, кто финансами занимается? Или тот, кто отвечает за жизнеобеспечение города?

— На региональном уровне тоже у главы области два главных заместителя: первый вице-премьер и первый вице-губернатор.

— Заместитель председателя правительства области, курирующий экономику, отвечает и за «хозяйственные» вопросы.

— На ваш взгляд, сказываются ли на перспективах развития Новосибирска, на работе будущей команды мэрии, на реализации планов, эффективности воплощения их в жизнь изменения в системе отбора мэра? В Новосибирске за главу города больше не голосуют жители, по сути, губернатор отвечает за то, кто встанет у руля городской администрации.

Челябинск работает в подобной системе. Считаю, что если у будущего градоначальника будет достаточно полномочий, взаимопонимание с губернатором, то все получится. Действительно, поддержка главы региона очень важна для реализации важных проектов. Я вижу, что у руководства Новосибирской области есть желание, чтобы новая команда мэрии смогла сдвинуть с мертвой точки главные проблемные вопросы развития города. В случае же форс-мажора, ответственность ложится не только на губернатора, но и на городских депутатов, которые голосуют в финале за будущего мэра на сессии. Новая система отбора главы города повышает роль политических партий, представленных в городском Совете депутатов.

— В Новосибирском горсовете осталось совсем немного представителей КПРФ. Большинство принадлежит одной партии, «Единая Россия», которая в ГС разбилась на внутренние фракции по группам влияния.

Так или иначе, но на депутатах лежит ответственность за то, кто возглавит мэрию.

— Насколько тесную связь вы поддерживаете с Новосибирском?

Последние два года не был в родном городе, просто физически некогда.

— А между тем, в Новосибирске грядут перемены. Не хотите вернуться?

— Я родился в Новосибирске и вернусь в свой родной город. Вопрос — когда и в каком статусе — открыт. В Челябинске у меня работа. Мне нравится наша команда, отношения в коллективе без всяких интриг — просто вместе пашем, делаем свое дело, радуемся результатам.

— Вы бы подали документы для участия в конкурсе по отбору главы Новосибирска?

Рассуждать об этом имело бы смысл при наличии предложения войти в команду.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Ну тогда господин Ксензов пусть подаёт в отставку, раз имеет такие же взгляды на работу коммунальных служб. Прошел месяц после снегопада, а в центре города тротуары не убраны. Город — это не автомобили, а люди. Сам владею джипом, но больше хожу пешком и могу сказать, что Ксензов не справляется.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ