В 2023 году «Газпром межрегионгаз Новосибирск» сделал серьезный шаг в сторону цифровизации бизнеса и внедрения умных сервисов для абонентов. О том, как ИТ-технологии повлияли на работу компании, какие умные продукты сегодня наиболее востребованы у клиентов, а также о планах на 2024 год «Континент Сибирь» поговорил с генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» ИГОРЕМ ДОМАРЕНКО.
ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» входит в Группу «Газпром межрегионгаз», осуществляет поставки природного газа всем категориям потребителей Новосибирской и Томской областей, Алтайского края и Республики Алтай.
— Игорь Викторович, с какими результатами закончила год ваша компания? Все ли планы удалось реализовать?
— Если смотреть в целом, то в прошедшем году мы совершили «большой разворот» в сторону цифровизации, сделав акцент на умных решениях. В частности, приступили к автоматизации внутренних бизнес-процессов в компании, что в будущем позволит свести к минимуму человеческий фактор при обработке данных. Продолжили развитие интерактивных клиентских сервисов, которые позволяют совершенствовать и ускорять коммуникации с потребителями. Например, в сервисе «Личный кабинет» абоненты могут не только оплатить счета и передать показания счетчика в режиме онлайн, но и проверить начисления, историю переданных показаний, отслеживать статистику потребления, получить необходимые документы, задать интересующий вопрос.
Мы расширили перечень способов оплаты за услугу газоснабжения — теперь все наши клиентские центры оснащены терминалами. Кроме этого, мобильные терминалы есть у наших контролеров, проверяющих газовое оборудование. Это дает возможность абонентам оплатить услугу, что называется, не выходя из дома и, что немаловажно, без комиссии.
Для повышения скорости и качества обработки обращений в call-центры мы начали внедрять новую СRM-систему «Смородина Диалог». Оператор, принимая звонок абонента, автоматически видит на экране монитора всю необходимую информацию — лицевой счет, задолженность, количество потребленного газа — и не тратит время на поиск этой информации вручную.
Еще одним шагом к цифровизации стала установка умных счетчиков у частных и промышленных потребителей. Это новый для наших регионов проект, предполагающий внедрение и использование современных технологий для организации интеллектуального учета газа. На первом этапе мы установим интеллектуальные приборы учета 138 абонентам — физическим лицам и 259 промышленным потребителям. Хочу отметить, что счетчики абонентам мы устанавливаем бесплатно, все затраты берет на себя наша компания.
Основное преимущество нового прибора в том, что он позволяет абоненту исключить «ручную» процедуру передачи показаний и автоматизировать начисление платежей. Кроме этого смарт-счетчик сохраняет архив данных, благодаря этой функции пользователь самостоятельно может отслеживать, анализировать и при необходимости корректировать объем потребления газа.
— Регион активно газифицируется. Насколько увеличилось количество абонентов у вашей компании среди населения? Подключились ли к газу новые промышленные и социальные объекты?
— Сегодня договоры поставки газа у нас заключены со 160,8 тыс. абонентов в категории «население», прирост составил около 11 тыс. за год. Хорошие показатели мы видим в Новосибирском, Ордынском, Мошковском, Маслянинском районах, в Новосибирске.
В категории «юридические лица» поставляем природный газ 2,8 тыс. потребителей Новосибирской области, за год их число увеличилось на 265. Например, в этом году на экономичное и экологически чистое природное топливо перешли четыре котельные рабочего поселка Мошково, которые отапливают жилые дома, социальные и инфраструктурные объекты населенного пункта.
Так же на газ переведены помещения врачебных амбулаторий в нескольких селах Новосибирского района.
─ Не сказывается ли увеличение количества новых абонентов на росте задолженности за поставленный газ? Какая ситуация с неплатежами по итогам года?
— За прошлый год нам удалось достичь поставленных целевых показателей и обеспечить некоторое снижение задолженности. Так, общая просроченная дебиторская задолженность всех категорий потребителей Новосибирской области снизилась на 16% по сравнению с прошлым годом. По категориям: юрлица — снижение 16,4%, население — 8,7%. По-прежнему основная доля должников — 77% — приходится на теплоснабжающие организации и организации, частично выполняющие роль теплоснабжающих.
— Вы приложили немало усилий, чтобы наладить платежную дисциплину потребителей — теплоснабжающих организаций (ТСО). Можно говорить, что ситуация изменилась в лучшую сторону? Какую помощь в этой работе вам оказывают правительства регионов присутствия компании?
— Совместно с властью мы контролируем ситуацию с текущими платежами и решаем проблемные вопросы при исполнении графиков погашения просроченной задолженности. Благодаря совместной работе в целом нам удалось сдержать рост задолженности ТСО. Тем не менее, основная часть наших должников в Новосибирской и Томской областях пока отстают от графиков погашения задолженности, которые ранее были подписаны главами регионов. Исключение — Алтайский край, где сумели выстроить работу в соответствии с графиком и рассчитаться с долгами еще в прошлом году.
В Новосибирской области наиболее тревожная ситуация сложилась в областном центре. Самые крупные должники — это новосибирские теплоснабжающие организации. Среди них особое беспокойство вызывают АО «Энергетик» и бердское МУП «КБУ».
В районах Новосибирской области таким организациям существенно помогает региональное правительство. В 2023 году на субсидии для ТСО из областного бюджета было выделено более 700 миллионов рублей. Без региональных субсидий многие просто обанкротились бы.
Более того, губернатор Новосибирской области Андрей Травников принял решение, что все ТСО, которые получили дополнительные субсидии в 2023 году, будут переведены в казенные предприятия. На мой взгляд, это очень правильное решение. Дело в том, что организационно-правовая форма действующих сегодня теплоснабжающих организаций — муниципальное унитарное предприятие (МУП). Она дает возможность бесконтрольно осуществлять свою хозяйственную деятельность и зачастую использовать денежные средства нецелевым образом на решение своих проблем, не относящихся к оплате за рессурсы. Став казенными предприятиями, ТСО будут под полным контролем выполнять свои непосредственные обязанности.
В Томской области со следующего года будет введен льготный тариф для теплоснабжающих организаций. Теперь, если организация при защите тарифа сможет доказать экономически обоснованный тариф на теплоэнергию, то регион будет компенсировать разницу между утвержденным тарифом и экономически обоснованным. Это должно помочь ТСО выполнять свои обязательства по оплате за газ.
— В сентябре этого года изменились правила, касающиеся техобслуживания газового оборудования в частных и многоквартирных домах. Какие изменения произошли в этом направлении? Все ли потребители перешли на новые правила?
— В соответствии с поправками в законодательство техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных, а также в индивидуальных жилых домах может проводить только специализированная газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа по газораспределительным сетям.
В связи с этим всем собственникам (пользователям) газового оборудования в многоквартирных домах необходимо в срочном порядке заключить договоры техобслуживания с газораспределительной организацией. С 1 января 2024 года наличие договора на техническое обслуживание газового оборудования с газораспределительной организацией является обязательным условием поставки газа для жителей многоквартирных домов. В случае несоблюдения данного требования потребители могут быть отключены от газоснабжения согласно законодательству РФ.
Для собственников индивидуальных жилых домов ранее заключенные договоры продолжат действовать до их прекращения или расторжения, после чего необходимо будет перезаключить договор согласно новым требованиям.
Процесс перезаключения договоров идет. Например, в Томской области по новой форме заключили договоры уже 99,7% абонентов, проживающих в МКД. В Новосибирской области чуть медленнее, так как в регионе большое количество специализированных ГРО, и есть некоторые сложности с определением зон ответственности.
— Какие планы у компании на 2024 год?
— Цифровизация — наш вектор движения на ближайший год. Мы продолжим ускоренными темпами развивать цифровые продукты для потребителей с целью предоставления качественных услуг и сокращения временных затрат на обслуживание. В ближайшее время подпишем соглашение о сотрудничестве с СибГУТИ, которое подразумевает разработку ИТ-продуктов на базе университета и их внедрение в нашей работе, в том числе для автоматизации внутренних процессов.
Еще одно направление — использование искусственного интеллекта при обработке запросов в контактных центрах. Например, голосовой помощник будет помогать нашим абонентам решать типовые вопросы. В настоящее время эта система проходит тестирование.
В течение будущего года продолжим реализацию проекта по внедрению интеллектуальных приборов учета газа. Планируем установить еще 1452 счетчика нового поколения.
ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск»
mrg54.ru
Реклама