Новосибирск можно считать одним из крупнейших городов России с точки зрения количества всевозможных франшиз в общепите. Начинающим предпринимателям кажется, что в этом разнообразии достаточно выбрать свой формат, и деньги потекут сами. В колонке я бы хотел поделиться своим опытом, который может быть полезен тем, кто не хочет «наступить на грабли» при развитии по франшизе.
На днях я натолкнулся в соцсетях на информацию о том, что в центре Новосибирска открывается точка новой для города сети стритфуда. На первый взгляд, нормальная новость. Знаете, что меня смутило? Эта компания уже продает франшизу (!). Но как так? Вы еще не открыли точку, еще не убедились в жизнеспособности бизнес-модели, а уже предлагаете потенциальным партнерам зарабатывать от 150 тысяч рублей. Я, конечно, буду верить в то, что у этой сети все получится, но такие действия вызывают вопросы. Впрочем, когда я узнал, кто запускает этот бизнес, все встало на свои места. Открывает не эксперт в общепите, а эксперт в детских садиках и продаже франшиз. В то же время если бы я стоял перед выбором франшизы, то обратил бы внимание на проекты, которые созданы на основе собственных точек, работающих не один год и стабильно генерирующих доход в 150 тысяч рублей.
В свое время мы тоже «набивали шишки» в вопросах развития по франшизе. В феврале 2014 года запустили одну из первых кальянных в Новосибирске. Бюджет на открытие тогда составлял 1 млн рублей. Окупили эту сумму за 4 месяца. И что вы думаете, мы сделали после этого? Конечно же, решили запустить франшизу. Скажу сразу: ошибка была в том, что у нас не было понимания, что из этого может выйти. Мы продавали франшизу ради паушального взноса и видели только такую бизнес-модель.
За упаковкой и продвижением мы обратились к знакомому человеку, который на тот момент развивал свою сеть кофе с собой и уже продал 60 своих франшиз. Он сделал нам небольшой сайт, разместил везде франшизы, и его менеджер начал обрабатывать заявки. Стартовали мы с нулевым бюджетом, собранным на коленке сайтом и без упакованного франчайзингового пакета.
Да, упаковывать франшизу перед тем, как ее продавать, не было никакого смысла. Вот если вы уже нашли конкретного покупателя, тогда сразу есть стимул быстро сесть и проработать франшизу.
Вместо первой продажи мы нашли знакомых ребят и просто их руками открыли кальянную в Красноярске. Они сразу взяли площадь более 200 кв.м., и на удивление эта локация «стрельнула» очень хорошо. Работает до сих пор. Именно первая продажа франшизы была со скидкой по договору оказания консультационных услуг за 120 тыс рублей. Обычная цена была на тот момент составляла 300 тыс рублей.
Всего за 2 года нами было продано около 30 франшиз. Были очень крутые проекты, стильные, а некоторые работают и по сей день. Однако мы разошлись с нашим третьим партнером и столкнулись с нежеланием далее развивать это направление. Закончилось это все тем, что мы продали права на товарный знак моему другу за приятную цену. Успех продаж франшиз кальянных мотивировал меня на запуск франшизы производства. Там все было сложней, но это отдельная история.
Возвращаясь к франшизе как инструменту для развития: важно понимать, что безусловно, это решение многих проблем и «головняков» на старте. Но это решение могут дать только сильные компании, которые выпускают качественные франшизы. А их на самом деле не так уж и много, несмотря на огромное предложение.
Самым проблемным моментом будет невозможность продать ваше предприятие как «готовый бизнес». Тут и головная компания захочет еще раз паушальный взнос получить, а нового собственника может спугнуть все описанные выше ограничения и требования со стороны собственника франшизы. У моего партнера был опыт покупки франшизы одной популярной сети стритфуда, но год работы в ноль и в минус заставили отказаться от этой идеи и продать точку с оборудованием, но без товарного знака и т.п. Если мне не изменяет память, как раз тогда головная компания и хотела повторно получить оплату в виде паушального взноса, ну а покупатель не захотел.
Купить франшизу ─ не означает нажать кнопку «деньги». Это момент, на котором многие спотыкаются. Покупка франшизы не только дает много возможностей для дохода (если, конечно, франшиза хорошая), но и много ограничений. Это необходимость соблюдения фирменного стиля, фирменного меню, навязывание поставщиков, невозможность трансформировать бизнес в случае проблем.
Альтернативой франшизе можно считать сопровождение от опытного предпринимателя. Когда у человека есть желание и идея своего бизнеса, а у предпринимателя экспертиза, которой он делится. Поэтому решая о том, как развиваться, определите, что для вас главное. Изучите рынок, отзывы действующих и бывших владельцев рассматриваемой вами франшизы или отзывы на предпринимателя, опытом которого вы хотите воспользоваться. Принимайте взвешенные решения, не ведитесь на красивую обертку, смотрите суть. И помните, что даже самая хорошая франшиза не приносит деньги сама по себе — она обязательно потребует вашего вовлечения.