Известные и влиятельные сибиряки говорят, какие события за прошедший период запомнились им в мире культуры, и стремятся прокомментировать свои эстетические и интеллектуальные предпочтения. На этот раз мы спрашивали наших собеседников о том, что яркого и интересного читали/видели/слышали/ они на сценах, экранах, в концертных залах и в книгах в уходящем 2023 году. А также интересовались, какие мысли и образы, по их ожиданиям, будут значительными для них в 2024-м.
«Континент Сибирь» продолжает рубрику «Культурное впечатление», которая опровергает (а иногда, впрочем, подтверждает) распространенное мнение, что в условиях современной России должности и деньги превращают людей в функциональные винтики. В своего рода говорящие машинки, способные изъясняться лишь пропагандистскими штампами, актуализированными на данный политический момент, и/или бессмысленно воспроизводить набор суждений, предписанных служебной, корпоративной или социальной ролью. Начали мы с того, что предложили «пройти тест» на «детекторе культуры» тем, кто представляет регионы Сибири в Федеральном собрании РФ, и их коллегам из региональных парламентов.
РЕНАТ СУЛЕЙМАНОВ,
депутат Госдумы (КПРФ, Новосибирская область, Кузбасс):

— В 2023 году в Новосибирске наконец удалось вывести из подвала театр под руководством Сергея Афанасьева. Он переехал в новое здание, где раньше располагался кинотеатр «Пионер». Так что исполнился один из наказов, которые я получил еще когда был депутатом городского Совета Новосибирска. В число масштабных я бы поставил прошедшую в Новосибирском художественном музее выставку работ знаменитого Василия Сурикова. (Подробности можно прочитать в тексте «Континента Сибирь» «И правда: Суриков. Есть на что посмотреть, есть о чем вспомнить, есть о чем помолчать» — примечание редакции). Одним из значимых событий культурной жизни Новосибирска считаю старт реконструкции Дома Кондратюка на улице Советской. Надеюсь, музей откроется уже в следующем году.
В столице у меня не так много свободного времени, но кое-что я успел. Рад, что удалось послушать молодого пианиста Ивана Бессонова в Московской консерватории, он играл Шопена. Очень понравился большой концерт Александра Розенбаума «Летать — так летать» в Театре Российской Армии, артист в хорошей форме. Хорошее впечатление оставил спектакль «Бег» московского «Ленкома». Мне кажется актуальной тема гражданской войны и судеб тех, кто жил в тот сложный период. Запомнилась постановка «Преступление и наказание». Выделил бы Театр.doc на Лесной, смотрел «Человек из Подольска».
В этом году был юбилей Владимира Маяковского, я посетил дом-музей на Акуловой горе в подмосковном городе Пушкино. Место, где родилось «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» («…Светить всегда, светить везде…»). После пожара дачу восстанавливал местный священник по фотографиям, хотя это — объект культурного наследия. На мой взгляд, его не общественники должны реконструировать, а государство. Я сделал соответствующий запрос в Министерство культуры. С удивлением обнаружил, что в Москве уже десять лет музей Маяковского вообще закрыт. Речь об одном из ярчайших имен русской литературы! В 2023-м году было 130 лет со дня его рождения.
Рейтинг регионов СФО по величине ВРП: куда движется экономика Сибири во время СВО
Если говорить о фильмах, которые я посмотрел, отметил бы «Наполеон» Ридли Скотта. Он вышел в этом году, видел в подпольной версии. Не мог пройти мимо, так как занимался в свое время темой наполеоновских войн. Зрелищная, но спорная лента, на мой взгляд. Чем-то напомнила «Цезаря и Клеопатру» с Вивьен Ли. В том смысле, что жизнь Наполеона показана через его отношения с Жозефиной, что на мой взгляд несколько искажает восприятие исторической личности и событий. Есть моменты, которые вызывают сомнение.
В следующем году исполняется триста лет Российской Академии наук. Это знаковый юбилей, в том числе для Новосибирска, как одного из центров мировой науки.
Надеюсь, что в 2024 году будут отмечены достойными фильмами, постановками, спектаклями, выставками юбилеи Александра Пушкина, Николая Гоголя, Михаила Лермонтова. В нашей стране всегда с вниманием относились к творчеству тех, кто пишет о военном времени: сто лет скоро исполнится писателю-фронтовику Юрий Бондареву, по произведениям которого снято много советских лент. Стоит помнить о вековых юбилеях Виктора Астафьева и автора «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева.
2024-й — год Олимпиады и чемпионата мира по футболу. Не знаю, в каком формате и в каком качестве смогут участвовать наши спортсмены, но, несомненно, это событие для общественной, спортивной, культурной жизни.
ОЛЕГ МАТВЕЙЧЕВ,
депутат Госдумы («Единая Россия», Кузбасс, Томская область):

— Самым значимым событием уходящего года я считаю назначение народного артиста, художественного руководителя Московского театра Олега Табакова Владимира Машкова председателем Союза театральных деятелей РФ (Всероссийское театральное общество). Я в этом предчувствую новое дыхание культурной жизни нашей страны. Убежден, что это сулит большие перспективы развитию отечественного искусства.
Что касается ожиданий от следующего года, на февраль намечен Первый Евразийский философский конгресс, который должен пройти в Москве. Списки гостей еще согласовываются, но уверен, что масштабное мероприятие соберет философов со всего континента, в столицу приедут ведущие интеллектуалы мира из Европы, Китая, Азии.
ОЛЕГ ИВАНИНСКИЙ,
депутат Госдумы («Единая Россия», Новосибирская область):

— Новосибирск всегда отличался яркой насыщенной культурной жизнью. Хорошим завершением этого года стал XV Международный Рождественский фестиваль искусств (о фестивале можно прочитать в тексте «Герзмава, Башмет, «Евгений Онегин»: в Новосибирске продолжается Рождественский фестиваль искусств» – примечание редакции). Мне запомнился наш знаменитый Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина. В числе знаковых я назвал бы Суриковскую выставку. Подобные масштабные мероприятия происходят в Новосибирске постоянно, что демонстрирует высокий культурный уровень и города, и всего региона. Во время Репинского фестиваля замечательные музыканты выезжали в наши районные центры. Безусловно, большим культурным событием стали гастроли наших музыкантов на Донбассе, недавно в Беловодске выступил вокальный ансамбль Павла Шаромова. Отмечу и приезд к нам донбасских и луганских музыкантов.
«То, что предлагается в культурной сфере Сибири, абсолютно не провинциально»
Не все, что хотел, я успел посмотреть в уходящем году. Но ощущаю, что в столь непростое для нашей страны время трансформируется само назначение культурных мероприятий: выставки, выступления сегодня подаются иначе. Меня искренне радует выход из тени новых музыкантов и поэтов, которых раньше не подсвечивали федеральные каналы, которых нельзя было увидеть на больших площадках. Специальная военная операция изменила подход к освещению истории страны, сделала его более рациональным. Культурные события стали больше ориентированы на традиционные ценности. Так, композиции Дениса Майданова транслируют совершенно иной культурный код. Новое время помогает мне открыть для себя многих новых артистов: пример – SHAMAN. Познакомился с уникальным поэтом Владиславом Маленко, внимательно слежу за его выступлениями, он бывает, в том числе, на новых территориях. Юлию Чичерину раньше знали, как рок-музыканта, она раскрыла себя как патриотическая певица. Так же с другой стороны показал себя Джанго.
Не считаю, что стоит делить жанры на качественные и нет, не думаю, что классическая музыка более важна, чем популярная. Я считаю очевидным, что акценты в культуре смещаются: от пародий на западную попсу мы движемся к более живым произведениям. Приходит осознание культуры как проводника патриотизма. Надеюсь, что тренд на появление новых писателей, поэтов, музыкантов, художников, режиссёров продолжится. Их творения помогают поднимать статус нашей национальной культуры, укреплять семейные ценности, говорить о роли женщины и мужчины, семьи. Надеюсь на укрепление этой тенденции в наступающем году. Это особенно важно в период сегодняшнего противостоянии нашей страны с так называемым цивилизованным миром, который пропагандирует скорее разрушение традиций и культуры.
АЛЕКСАНДР АКСЕНЕНКО,
депутат Госдумы («Справедливая Россия», Новосибирская область):

— Из новосибирских культурных событий большое впечатление оставила постановка по мотивам поэмы Гоголя «Мёртвые души» в театре «Красный факел», премьерный спектакль Андрея Прикотенко на посту главного режиссера в этом театре. Говорят, столичные театралы надеются, что эту постановку им тоже покажут и привезут в Москву.
ТОП-10 жилых комплексов Новосибирска высокого ценового сегмента
Однозначно событием можно назвать выставку «Новый Рерих» в Москве в Новой Третьяковке к 150-летию художника и философа. Экспозиция действительно масштабная и показывает мастерство Николая Рериха во всей его многогранности, мне близки многие его работы и надеюсь еще раз успеть посетить эту выставку на Крымском валу.
Из ожидаемых событий следующего года — экранизация по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Дата выхода фильма в кинотеатрах переносилась, жду, что в январе 2024 года мы увидим интересное прочтение этого величайшего романа на больших экранах.
И в Новосибирске обязательно планирую посетить премьерную постановку в «НДТ-Советский» — спектакль «Старший сын» по пьесе Вампилова. Режиссер-постановщик — Анатолий Кубанов. Глубокий смысл – в самом сюжете пьесы, ожидаю увидеть на сцене точность передачи и такую же осмысленность, как в первоисточнике.
НАТАЛИЯ КРАСОВСКАЯ,
Депутат Законодательного собрания Новосибирской области (фракция ЛДПР):

— Я очень люблю театр, оперу и балет, и, несмотря на напряжённый график, стараюсь не пропускать интересные театральные постановки. Самым сильным впечатлением для меня стала «Царская невеста» в НОВАТе с Олесей Петровой. Сильные эмоции вызвало ее исполнение акапельной песни Любаши. Потрясающее проживание роли… Запомнилась великолепная Светлана Захарова. Невероятная техника, стиль и утончённость, абсолютная индивидуальность в раскрытии образа. (Подробности гастролей Большого театра в Новосибирске, состоявшихся в рамках Транссибирского арт-фестиваля, можно прочитать по ссылке «Новосибирцы оценивают звёзд Большого театра на сцене НОВАТа» — примечание редакции.)
Ещё одним сильным впечатлением, которым хочется поделиться, стала выставка «Россия» на ВДНХ. Это, конечно, больше про технологии, науку и историю, но само открытие, презентации регионов, дизайн многих павильонов были очень впечатляющими. Наша Новосибирская область приятно удивила. И не только меня. Вечером был концерт с живым исполнением, первым прозвучал гимн области, и, хотя было очень холодно, количество зрителей у сцены было немалым, и, пока звучал гимн, оно росло на глазах. То, что за время работы выставки ее увидело несколько миллионов человек, показывает, как важно людям сейчас получать позитивную информацию о стране, формировать для себя образ современной России как страны, устремлённой в будущее.
В этом году у меня не получилось посетить все, какие хотела, концерты Транссибирского арт-фестиваля, впервые за многие годы. Очень жаль, потому что очень люблю Вадима Репина: его владение скрипкой просто божественно. Каждый его концерт — настоящее событие. Так что в следующем году я буду больше всего ждать именно арт-фестиваля и надеяться, что мне удастся на него попасть.
ДЕНИС ТЕРЕХОВ,
депутат Законодательного собрания Красноярского края (фракция «Новые люди»):

— Я бы не стал выделять отдельное театральное событие или один из перформансов, на которых побывал в 2023 году. На мой взгляд, все это блекнет на фоне мощного впечатления от форума «Россия» в Москве. Он проходит на ВДНХ. Само место очень интересное, сейчас — тем более. Я уже дважды сходил на выставку и собираюсь снова, чтобы посмотреть более внимательно и погулять с дочерью. С моей стороны, вероятно, будет некорректным, если я выделю стенд какого-то из российских регионов. Но мне сложно сохранять объективность, конечно, хочется сказать, что Красноярск выделяется, особенно своим потрясающим динамическим макетом. Также мне запомнились «гигантские девушки» у стенда Нижегородской области. Показались любопытными находки Челябинской области, например, их интересные качели.
Выставка «Россия» напомнила мне Петербургский международный экономический форум. Такая версия для всех. Часто ПМЭФ называют элитарной тусовкой, но на самом деле это некий нетворкинг (в значении «рабочие связи» от английского networking: net (сеть) и work (работать) — примечание редакции) с павильонами, которые демонстрируют достижения бизнеса и властей в регионах — то, чем территории могут похвастаться. Попасть на Питерский форум могут далеко не все, тогда как выставка «Россия» позволяет предпринимателям и регионам рассказать о себе широкому кругу желающих. Очень важно, что любой человек может побывать на ВДНХ и почувствовать себя участником большой корпорации под названием Россия.