Минздрав России подал ходатайство в Центральный районный суд Новосибирска об ужесточении ареста здания, в котором сегодня работает «Клиника НИИТО». Рассмотрение документа намечено на 25 декабря. Ходатайство подано в рамках уголовного дела о масштабных хищениях при закупках оборудования бывшим руководством Новосибирского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии Минздрава РФ. Если суд его удовлетворит, то клинике придется освободить арестованные помещения.
В Новосибирске внимательно следят за перманентно меняющейся ситуацией вокруг АНО «Клиника НИИТО», которую в этом году суд признал банкротом. Однако за экономическим спором упускается из вида уголовное дело, рассматривающееся в Центральном районном суде Новосибирска. Между тем, от приговора суда зависит как деятельность самой клиники, так и будущее здания и медоборудования, которыми в настоящее время пользуется АНО. Если суд признает, что Минздраву России в лице ФГБУ «ННИИТО им. Я. Л. Цивьяна» нанесен ущерб в размере более 1,3 млрд рублей, то здание на Фрунзе 19а будет передано в качестве компенсации потерпевшей стороне. Стоимость здания до недавнего времени оценивалась в 555 млн рублей.
Для того, чтобы понять, что же происходит вокруг знаменитого новосибирского бренда НИИТО, нужно вспомнить с чего вся история началась. В 2000 году на базе федерального института – ФГБУ «ННИИТО им. Я. Л. Цивьяна» – была создана Автономная некоммерческая организация (АНО) «Клиника НИИТО». Как рассказывал в интервью «Континенту Сибирь» экс-директор НИИ травматологии и ортопедии Николай Фомичев, идея создать при Институте автономную некоммерческую организацию родилась в «лихие 90-е», когда ФГБУ нужно было элементарно выжить и не растерять квалифицированные кадры. «Минздрав РФ настороженно отнесся к нашей идее. Но мы настояли, так как организационно-правовая форма АНО позволяла всю прибыль направлять на зарплаты сотрудникам. И я решил, что это самое лучшее. Так, в 2002 году была образована АНО «Клиника НИИТО» для развития инвестиционных и инновационных проектов, которые можно было бы реализовывать вне жестких бюджетных рамок», – вспоминал Николай Фомичев.
Имущество «Клиники НИИТО» было сформировано из взносов ее единственного учредителя – ФГБУ «ННИИТО им. Я. Л. Цивьяна» Минздрава РФ. АНО, в свою очередь, стало учредителем компании «Техинком», которая специально для клиники на заёмные средства Института построила 10-этажное здание со стационаром в центре Новосибирска по ул. Фрунзе, 19а. Это здание автономная некоммерческая организация арендует до сих пор. Однако из-за действий бывшего руководства «Клиники НИИТО» ее доля в ООО «Техинком» была размыта за счет займов у посторонних компаний, связанных с финансовым консультантом Садового Сергеем Поскочиным.
Уголовное дело
В 2018 году после проверки деятельности ФГБУ Минздравом РФ, выявившей финансово-хозяйственные нарушения в структурах Института, подключились правоохранительные органы. Было возбуждено уголовное дело, в которое были объединены нескольких дел по признакам преступлений по статьям за мошенничество, растрату, легализацию преступных доходов и пособничество. Следователи установили, что прежнее руководство Института закупало лекарства, расходные материалы и металлоконструкции для проведений операций по завышенным ценам через цепочку фирм-посредников, аффилированных с экс-руководством Института (напомним, директором ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» с 2012 по 2018 год был Михаил Садовой). Похищенными деньгами рассчитывались по кредиту на строительство здания по Фрунзе, 19а и на закупки оборудования для АНО «Клиника НИИТО».
Фигурантами уголовного дела стали пять человек – бывший руководитель ФГБУ Михаил Садовой, его партнёр и научный консультант ННИИТО Сергей Поскочин, а также трое руководителей коммерческих организаций – заведующая аптекой при ФГБУ Елена Водянкина, Эльмира Хафизова и Светлана Тыщенко, соответственно учредитель и управляющая в ООО «Бизнес-аналитика», компании, занимавшейся управлением фирмами-поставщиками ФГБУ.
Михаила Садового задержали в феврале 2018 года. Его дело было выделено в отдельное производство и слушалось в особом порядке. Экс-директор ФГБУ стал единственным из пяти фигурантов, признавшим вину. Он заключил досудебное соглашение о сотрудничестве: профессор в деталях рассказал о схемах хищений и отмывания денег, дал показания против предполагаемых сообщников. В ноябре 2019 года Центральный районный суд Новосибирска признал Михаила Садового виновным в растрате 10,7 млн рублей и приговорил к 3 годам заключения и к штрафу в размере 100 тысяч рублей. Потерпевшим по делу признано министерство здравоохранения Российской Федерации, заявившее гражданский иск к фигурантам уголовного дела на сумму более 1,3 млрд рублей.
В рамках уголовного дела были задержаны еще три подозреваемых. Руководители фирм-поставщиков Елена Водянкина и Светлана Тыщенко в обмен на выход из СИЗО заключили сделку со следствием и дали показания против Садового и Поскочина. Эльмира Хафизова провела в СИЗО год и вышла под подписку о невыезде, не признав вину. Затем, нарушив меры процессуального принуждения, скрылась от суда, выехав за пределы России. Раньше всех из страны, якобы на лечение, уехал Сергей Поскочин. Два последних фигуранта уголовного дела сегодня находятся в международном розыске.
7 мая 2020 года постановлением УФСБ России по Новосибирской области здание по ул. Фрунзе, 19а и медицинское оборудование были переданы на ответственное хранение ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России. Часть помещений, в которых работала клиника, были опечатаны.
Сегодня в Центральном районном суде Новосибирска рассматривается уголовное дело в отношении Водянкиной и Тыщенко. Дело Хафизовой, так как она находится за рубежом, выделено в отдельное производство. Велика вероятность, что суд может рассмотреть ее дело заочно.
Здание, в котором работает клиника, арестовано как вещественное доказательство по этим уголовным делам, и для него судом установлен специальный режим охраны. Любые действия с опечатанными помещениями на Фрунзе, 19а возможны только по согласованию с ответственным хранителем – ФГБУ «Новосибирский НИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России и УФСБ по Новосибирской области.
Признание судом Минздрава России потерпевшим по уголовному делу Михаила Садового на юридическом языке называется преюдиция. Институт преюдиции предполагает освобождение от необходимости повторного доказывания обстоятельств, ранее установленных судом и нашедших отражение во вступившем в законную силу судебном решении. Таким образом, Минздрав России останется в статусе потерпевшего во всех уголовных делах, связанных с хищениями и мошенничеством в Институте. Других потерпевших – ни физических, ни юридических лиц – в деле нет.
По данным сервиса Rusprofile, учредители ООО «Техинком» – ООО «Нитек» с долей 40,3% (управляющая организация ООО «Сервисные технологии», среди учредителей которого Эльмира Хафизова с долей 51%) и Евгений Понкратов), ООО «Медтрейд» с долей 16,81% (учредитель ООО «Бизнес-Аналитика»), ООО «Бизнес-Аналитика» с долей 14,31% (учредитель Эльмира Хафизова с долей 90,91% и ООО «Бизнес-Партнер», которое также учредила Хафизова), АНО «Клиника НИИТО» (доля 24,1%) и еще 4,48% у Дмитрия Сергеевича Поскочина.
Как рассказали «Континенту Сибирь» адвокаты ФГБУ, в уголовном деле нет свидетельств, что «Техинком» (юридический собственник здания на Фрунзе, 19а) или какой-то иной инвестор, вложили собственные средства в строительство здания. «Именно Институт при поддержке Минздрава РФ нашел деньги на возведение клиники. Как можно выводить деньги из АНО, форма собственности которой не предполагает выплаты дивидендов, а прибыль должна направляться только на развитие некоммерческой организации? Соответственно, нужно было окружить АНО аффилированными лицами, которые поставляли медизделия по завышенным ценам. «Техинком» стал устанавливать арендную плату. Формировалась денежная масса, которая выводилась через аффилированные контролируемые лица. Это все видно в материалах уголовного дела. Там документы красноречивее любых свидетелей», – рассказывает подробности представитель ФГБУ.
Если суд Центрального района Новосибирска признает виновными Хафизову, Водянкину и Тыщенко, то они должны будут компенсировать ущерб потерпевшему – Минздраву России. Сумма ущерба все время уточняется. В совокупности по приговору Садовому и экспертизе, содержащейся в материалах уголовных дел трех вышеупомянутых фигурантов, сумма ущерба составила более 1,3 млрд рублей. Это даже больше, чем стоимость здания на Фрунзе, 19а и арестованного оборудования, которое оценивается в 555 млн рублей.
Непосредственно из-за необходимости возмещения ущерба, который был нанесен Минздраву России, и наложен арест на здание и медицинское оборудование клиники НИИТО. В случае положительного решения суда здание на Фрунзе, 19а может быть передано на баланс ФГБУ «ННИИТО им. Я. Л. Цивьяна». По информации «Континента Сибирь», в Росимуществе для этой цели создается рабочая группа.
Представителем потерпевшего в суде Центрального района Новосибирска выступает ФГБУ «ННИИТО им. Я. Л. Цивьяна». Также на ответственном хранении Института находится арестованное судом имущество. Этот факт и лежит в основе обострившихся в последнее время взаимоотношений между ФГБУ и конкурсным управляющим «Клиники НИИТО» Марией Емельяновой. Она считает, что Институт мешает работе клиники – не разрешает пользоваться арестованными помещениями и оборудованием, из-за чего платежеспособность организации трудно восстановить.
Процедура банкротства
И тут надо вновь «нырнуть» в историю. На фоне пристального внимания к Институту со стороны правоохранительных органов и громких уголовных дел в отношении экс-топ-менеджеров в 2018 году АНО «Клиника НИИТО» взяла курс на большую автономность и независимость от своей материнской компании. ФГБУ пришлось приложить усилия, чтобы вернуть контроль над АНО.
В 2020 году ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России вновь стало единственным учредителем АНО «Клиника НИИТО». Директором был назначен Андрей Башаров. Однако новому руководству клиникой работать нормально не дали аффилированные с Поскочиным компании (доказательства их аффилированности есть в уголовном деле). Многочисленные обращения в суд с исками о взыскании задолженности приводили к блокировке счетов судебными приставами. «Техинком» подавал в суд на выселение клиники. В итоге в этом году АНО «Клиника НИИТО» была признана банкротом. По мнению руководства ФГБУ, это было единственно правильным решением. Для нормальной работы медучреждения необходимо было освободиться от долгов, рассчитаться с кредиторами. Институт предложил свой план дальнейшей работы клиники – полный переход под «зонтик» ФГБУ, работа в рамках одного юридического лица, сохранение высококвалифицированного персонала и другое.
Восстановить платежеспособность клиники не удалось ни в ходе процедуры наблюдения, ни в ходе внешнего управления. В результате решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.05.2023 в отношении должника была введена процедура конкурсного производства. 13 июня конкурсным управляющим АНО «Клиника НИИТО» судом была утверждена арбитражный управляющий Мария Емельянова. 5 декабря срок процедуры конкурсного производства в отношении должника был продлен на 3 месяца, до 25 февраля 2024 года.
Напомним, конкурсное производство – это завершающий этап процедуры банкротства перед ликвидацией организации (если не будет подписано мировое соглашение с кредиторами). То есть, оно вводится, когда все предпринятые ранее попытки восстановить платежеспособность компании не увенчались успехом. Между тем, Мария Емельянова через неделю, 21 июня, после своего назначения конкурсным управляющим приняла решение, что «Клиника НИИТО» продолжит хозяйственную деятельность в полном объеме.
В беседе с «Континентом Сибирь» Мария Емельянова аргументировала свое решение тем, что, проанализировав состояния дел клиники, она пришла к выводу, что организация может работать и постепенно рассчитываться с кредиторами. «Я не понимаю, почему идет противодействие со стороны ФГБУ. Моя задача сохранить коллектив, сохранить клинику и рассчитываться с долгами. Мы сейчас работаем для того, чтобы улучшить положение кредиторов», – считает конкурсный управляющий.
Решение конкурсного управляющего, мягко говоря, удивило и учредителя клиники – ФГБУ, и кредиторов, которые ждали от нее оценки активов клиники и расчетов по долгам. В ФГБУ видят в действиях Марии Емельяновой нарушение не только процедуры банкротства, но и Уголовного кодекса (УК). «Арбитражный управляющий, приходя в организацию в рамках банкротного производства, не должен в своей деятельности нарушать принципы УК. Вопрос не в том, что, якобы, Институт хочет воспрепятствовать эксплуатации медоборудования, а в том, что Уголовный кодекс требует сохранения имущества в целях обеспечения интересов потерпевшего – государства», – отметил представитель ФГБУ в разговоре с «Континентом Сибирь».
Тем временем Минздрав России 11 декабря 2023 года подал ходатайство в Центральный районный суд Новосибирска об изменении условий ареста, которые связаны с ограничением прав аренды и арестованного имущества. Дело в том, что при рассмотрении уголовного дела судом неоднократно пересматривались условия ареста здания на Фрунзе, 19а. В последнем постановлении суда говорится о том, что «сохранение арендных отношений [между клиникой и «Техинкомом»] возможно при внесении денежных средств за аренду на депозит нотариуса».
Напомним, здание юридически принадлежит «Техинкому», одна из учредителей которого – Эльмира Хафизова – находится в розыске, как обвиняемая в уголовном преступлении. Суд принял решение – до вынесения приговора клиника должна направлять платежи за аренду на спецсчет, открытый у нотариуса.
«На сегодняшний день сохранение арендных правоотношений угрожает целям уголовного судопроизводства. Поскольку имущество не просто изнашивается, а активными действиями приводится в ненадлежащее состояние. Другими словами, решение конкурсного управляющего продолжить работу клиники ведет к тому, что медицинское оборудование и помещения, которые находятся на ответственном хранении Института, будут изнашиваться, ломаться и так далее», – пояснил «Континенту Сибирь» адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Александр Василенко. Кроме того, по словам адвоката, «Клиника НИИТО» в нарушение постановления суда не вносит деньги за аренду на спецсчет, открытый у нотариуса.
Если Центральный районный суд Новосибирска удовлетворит ходатайство Минздрава России, то «Клинике НИИТО» придется освободить арестованные помещения.
«В этой ситуации меня беспокоит только одно – из-за действий конкурсного управляющего бренд Новосибирский НИИТО несет существенные репутационные иски, – рассказал «Континенту Сибирь» директор ФГБУ «ННИИТО им. Я. Л. Цивьяна» Андрей Корыткин. – Когда в СМИ появляется непроверенная информация о том, что Институт препятствует работе клиники НИИТО, пациенты начинают волноваться. Тем временем, Институт взял на себя критические обязательства клиники, которые она не могла выполнить. Например, обязательства перед Русфондом институт взял на себя. В течение 2022-2023 годов мы госпитализировали и прооперировали 140 пациентов, потому что АНО не могла самостоятельно выполнять эти операции. Институт всегда шел навстречу клинике. Мы спокойно работали с предыдущим директором клиники Андреем Башаровым, с арбитражным управляющим Татьяной Болотовой в процедуре наблюдения».
Как заверил Андрей Корыткин, Институт и сегодня готов выстраивать отношения с АНО и соблюдать баланс интересов. «Наша задача – сделать так, чтобы не пострадали пациенты, особенно дети. Мы готовы обмениваться рентгеновскими снимками, другой медицинской информацией, так как раньше у клиники и института была единая база. Однако руководство клиники на диалог не идет», – отмечает директор ФГБУ.
Более того, по словам руководителя Института, клиника нарушает постановление суда, самовольно вскрывая опечатанные помещения. Так, в ряде помещений выполнена смена замков, дубликаты ключей ответственному хранителю не представлены по настоящий момент. Также конкурсный управляющий предоставила доступ сторонней организации к серверу ФГБУ, тем самым, по мнению юристов Института, нарушив два федеральных закона – о распространении персональных данных и об охране здоровья граждан. «Доступ к объектам критической инфраструктуры должны иметь только сертифицированные специалисты. Компания, которую привлекла Емельянова, в реестре сертифицированных ИТ-организаций не состоит. Не было заключено и соглашение между клиникой и ФГБУ о предоставлении доступа к медицинской информации», – рассказали «Континенту Сибирь» в юридическом отделе ФГБУ.
Недовольны работой Марии Емельяновой и кредиторы. Так, в арбитраж было подано две жалобы от кредиторов – ООО «Медицинский интегратор» и ООО «СМП Имплант». В своей жалобе «СМП Имплант» просит суд признать исполнение обязанностей Емельяновой ненадлежащим. Кроме того, по мнению кредитора, конкурсный управляющий необоснованно привлекла ООО «Аванпост Правовой Консалтинг» для оказания юридической помощи. Сумма услуг, по сведениям кредитора, – 250 тысяч рублей в месяц (или 3 млн рублей в год) до окончания конкурсного производства. «Это увеличивает финансовое давление на организацию-банкрота, как и продолжение деятельности клиники, которая обрастает дополнительными обязательствами. И это притом, что из отчета конкурсного управляющего в ноябре следует, что финансовый результат за 9 месяцев работы в 2023 году – отрицательный, убыток «Клиники НИИТО» составил 6,8 млн рублей», – сообщил кредитор.
По одной из версий, которую высказывают источники «Континента Сибирь», знакомые с ситуацией вокруг НИИТО, конкурсный управляющий может работать в интересах третьих лиц. По версии источника, конкурсный управляющий увеличивает долговую нагрузку и пытается вывести денежные средства через определенных лиц из конкурсной массы. По его словам, все цены, указанные в договорах на привлеченных специалистов, существенно завышены и не соответствует тому объему услуг, которые они оказывают.
Другая версия основана на том, что Мария Емельянова не исключает появления стороннего инвестора, который бы выкупил долги клиники. Об этом конкурсный управляющий сама рассказала «Континенту Сибирь». На эту версию указывает появление письма известного новосибирского предпринимателя Эдуарда Тарана на имя губернатора Новосибирской области, в котором он предложил свои возможности в качестве инвестора для «Клиники НИИТО». А в конце ноября этого года Эдуард Таран, глава РАТМ-холдинга, стал соучредителем (75%) ООО «Национальный исследовательский институт травматологии и ортопедии — Открытие». Аббревиатура организации совпадает с НИИТО. Впрочем, на вопрос «Континента Сибирь» — не обращался ли к конкурсному управляющему Эдуард Таран — Мария Емельянова ответила отрицательно и заметила, что не знала, что «в Новосибирске есть токсичные фамилии».
Между тем, интерес к «Клинике НИИТО» проявляют и другие инвесторы. По словам Андрея Корыткина, к нему поступают предложения от желающих вложить деньги в новосибирскую клинику. Но когда узнают, что ее имущество и здание находятся под арестом до окончания уголовного дела, этот интерес сразу пропадает.