Подведены итоги конкурса «Самозанятость. Успех года», организованного центром «Мой бизнес» Новосибирской области. О том, кого наградили в каждой из номинаций, и какие проекты привели самозанятых к победе ─ в материале «Континента Сибирь».
По данным Минэкономразвития РФ, с 2020 по 2023 год режим самозанятости оформили более 194 тысяч жителей Новосибирской области. «Новосибирские самозанятые реализуют себя в самых разных сферах — от фермерства до индустрии красоты. Помогает им в этом господдержка, которую можно получить в центре “Мой бизнес”. Ежегодный конкурс — это еще одна возможность отметить вклад самозанятых в экономику региона и поддержать их в продвижении бизнеса», ─ рассказал руководитель регионального центра «Мой бизнес» Михаил Космынин.
Жюри выбрало лучшие проекты самозанятых в семи номинациях. Интересно, что открытие собственного дела для многих участниц было связано либо с пандемией, либо с декретом. Поэтому большинство самозанятых на защите проектов делали акцент на том, что им было важно совместить хобби и семью, а также найти дополнительный источник дохода.
Номинация «Красота и здоровье». Стилист для предпринимателей Елена Ерохина
Стилист для бизнесвумен Елена Ерохина начала свой путь в качестве самозанятой в сентябре 2022 года. К этому её подтолкнуло желание работать удаленно и свободно планировать свой график. «Я работала в различных салонах красоты, в том числе премиум-класса, а потом открыла свой. Опыт работы с женщинами и насмотренность у меня более 20 лет, а помимо этого есть личный опыт предпринимательства», ─ отмечает Елена Ерохина. Во время презентации она рассказала, что основная целевая аудитория ее проекта — это женщины от 35 до 45 лет, занимающиеся саморазвитием и спортом.
«Это основная масса классных экспертов, которые достигли определенного уровня и хотят дальше продвигаться, планируют выйти на аудиторию, которая более платежеспособна. Чтобы клиент «читал» их как равных себе, нужно «упаковывать» портретную зону — ту нашу часть, которая видна окружающим большую часть времени», — отметила собеседница «Континента Сибирь».
В планах Елены Ерохиной на 2024 год ─ получение выручки до 2 млн рублей, преимущественно за счет наставничества онлайн. Выбирая каналы продвижения, она ставит на социальные сети, нетворкинг, мастер-классы, «сарафанное радио» и коллаборации с магазинами одежды и фотографами.
Номинация «Консалтинг». Наставник для начинающих предпринимателей-строителей и их команд Наталья Павловская
В консалтинг Наталья Павловская пришла из строительного бизнеса — она проработала 34 года в этой сфере, из них 16 лет исполнительным директором генподрядной организации в Омске, а последние три года — в службе заказчика в Москве. Как у большинства участниц, стимулом для старта своего дела у Натальи были семейные обстоятельства — она стала «бабушкой в декрете», переехала в Новосибирск для помощи детям и, решив, что средств для комфортного проживания недостаточно, захотела заняться тем, о чем всегда мечтала.
«Работая в строительной отрасли, я видела, как смелые предприниматели, умеющие отлично строить, создавали компании. Не зная, как работает этот бизнес, не понимая основных управленческих функций, они терпели неудачи со сдачей объектов, попадали в «кассовые разрывы» и нарабатывали долги. У меня есть опыт прибыльного освоения договоров подряда и управления доходами и расходами компании. Поэтому у меня была мечта создать пособие, в котором описано все шаг за шагом», — рассказала собеседница издания.
По словам Наталья Павловской, сейчас ее деятельность включает наставничество, проведение курсов, лекций, вебинаров и ценового аудита. В 2022 году, на старте, общая выручка составила 282 тысячи рублей, а к концу 2023 года приблизилась уже к 1 млн рублей. При этом средние маржинальность и рентабельность по всем направлениям деятельности — около 30%. В эти расчеты она закладывает затраты на написание обучающих курсов и стоимость рабочего часа.
«Я структурировала все свои наработки, освоила методологию наставничества, обновила знания, обучаясь в MBA по специальности «Антикризисное управление компанией», и у меня появилась идея курса по построению прибыльного строительного бизнеса. Первыми заказчиками были сметчики, потом они начали доносить важность системной работы руководству. Часть директоров со своими командами пришли ко мне напрямую на наставничество, осознав, что дела у них совсем плохи и с этим надо что-то делать», ─ отметила Наталья Павловская. Она планирует и дальше развивать услуги консалтинга в сфере строительства.
Номинация «Услуги для дома и офиса». Дизайнер интерьеров Юлия Рогозинская
Юлия Рогозинская занимается дизайном интерьеров как для частных лиц, так и для различного бизнеса. Ее основной продукт — создание дизайн-проектов. Кроме того, речь может идти о комплектации объекта и нахождении наиболее выгодных решений от поставщиков. Также Юлия Рогозинская берется за консультации по расстановке мебели и декорированию интерьера. Свою главную цель она видит в том, чтобы показать, что дизайн доступен для каждого.
«По первому образованию я психолог. Много лет проработала руководителем в общепите. Потом появились семья и дети, стало сложно совмещать их с графиком работы. Как управляющая, я часто курировала ремонты ресторанов и решила получить второе образование в сфере дизайна», — пояснила Юлия Рогозинская, уточнив, что именно первое образование помогает ей понять желание заказчика, если он искренне сомневается в выборе того или иного решения.
По подсчетам Юлии Рогозинской, около 70% портфеля ее клиентов составляют физлица, которым нужно обустроить жилище. Большая часть из них находится в Кольцово или Академгородке, так как дизайнер работает в этом районе, и около 90% аудитории приходит по «сарафанному радио». Юлия Рогозинская отмечает, что для нее как для дизайнера важно оптимально использовать пространство, сделать интерьер уникальным и сопроводить проект от создания на бумаге до координации закупок и работ.
Другое направление ее работы, а именно B2B-решения, преимущественно связано с заведениями общепита и офисными помещениями. Юлия Рогозинская считает, что для офлайн-бизнеса дизайнер является первым помощником: «Выбор цветовой гаммы, удобная расстановка мебели, правильно расставленные акценты напрямую влияют на комфорт клиента и помогают повысить лояльность покупателя».
Номинация «Обучение». Основательница Сибирской швейной академии «Прошить» Дарья Богиня
Дизайнер одежды Дарья Богиня защитила проект Сибирской швейной академии «Прошить», расположенной в центре Новосибирска. В академии она выступает как преподаватель и автор курсов по шитью и мастер-классов. «Речь об обучении тех, у кого нулевой опыт в шитье. Это новички, которые хотят обучиться шитью не только в качестве хобби, но и развивать это направление в будущем — быть мастером индивидуального пошива, открыть свое ателье или запустить бренд одежды. Курс длится 4-6 недель в зависимости от нагрузки и проходит как офлайн на базе сибирской академии, так и онлайн», ─ рассказывает Дарья Богиня.
«Я за то, чтобы шитье было доступным и не таким, как его представляют стереотипно: люди работают в швейных цехах, в подвальных помещениях. Весь процесс может быть красивым и вдохновляющим», — считает собеседница «Континента Сибирь».
По итогам года Дарья Богиня пришла к выводу, что необходимо менять режим налогообложения — многие факторы сдерживают рост бизнеса. В дальнейшем академию ждет расширение штата и увеличение выручки. Победительница конкурса подчеркнула, что изначально выбрала самозанятость из-за того, что не знала, будет ли хорошо развиваться ее дело, ведь это отличный вариант для тех, кто только хочет попробовать свои силы в бизнесе.
Номинация «Пищевое производство». Стартапер Наталья Герасименко
Изначально связав карьеру со сферой туризма, во время декрета Наталья Герасименко начала развивать проект NG Art и изготавливать сувенирную и декоративную продукцию на заказ. После декрета она поняла, что в ближайшие годы туристический рынок не восстановится, и решила найти другие ниши для заработка — стала заниматься выращиванием зелени и овощей под маркой «Ай да колхоз» и приготовлением авторских сладостей под брендом «Голая кухня».
«В период пандемии моя основная работа «встала на стоп», поэтому я взяла в аренду участок земли в Новосибирской области и решила, что буду выращивать экопродукцию. Мне помогли курсы флористики и ландшафтного дизайна, где дополнительным предметом было огородоведение. Так я узнала о совместных посадках, которые дают возможность выращивать культуры так, чтобы избежать большинства болезней растений и вредителей, без использования химии. Я очень много экопродукции раздавала бесплатно, на пробу, и все охали и ахали. Начало работать «сарафанное радио». Знакомый повар предложил мне поставлять товар ресторанам. Но для заключения договоров необходимо было иметь регистрацию и возможность предоставлять отчетные документы, которых на тот момент у меня не было. Поэтому я поняла, что должна оформить самозанятость», — рассказала Наталья Герасименко.
В дальнейшем она планирует найти участок с более удобной транспортной доступностью и построить летний дом, хочет завести птичник и разводить уток, гусей и индеек, а впоследствии рассчитывает нанять персонал. Основной доход Наталье Герасименко приносит ее проект «Голая кухня», название и логотип которого были разработаны совместно с «Гастроинкубатором» при поддержке «Моего бизнеса». В планах у предпринимательницы — довести до ума рецептуру мармелада из алкоголя под брендом «ЖевАлко» и масштабировать ее проекты.
Номинация «Цифровое искусство». Фотограф Алёна Цизман
Алёна Цизман занимается фотографией в течение восьми лет и постоянно развивается в профессиональном плане. «В 10 классе я попросила фотоаппарат у родителей на Новый год, затем накопила деньги и пошла обучаться в фотошколу. С тех пор моя любовь к этому искусству не пропадает. Я постоянно прохожу обучения и повышаю уровень профессионального мастерства, а также держу фокус на развитие личного бренда», — пояснила собеседница издания.
По словам Алёны Цизман, для ее основной целевой аудитории — самозанятых, экспертов в различных областях, мастеров бьюти-сферы с доходом от 100-150 тысяч в месяц ─ важна возможность создавать контент на два месяца вперед за одну съемку. В дальнейшем она планирует создать некоммерческое сообщество фотографов, объединенных схожими ценностями, и найти такого же самозанятого человека для делегирования рабочих процессов.
«Также планирую продолжить снимать за границей. В этом году у меня уже была свадебная съемка в Алматы. Хочу и дальше расширять горизонты. Чтобы стать таким уникальным фотографом, которого приглашают в разные города и страны, нужно прокачивать себя, свои навыки, софт-скиллс, развивать личный бренд и проявляться», ─ объясняет Алена Цизман.
Номинация «Производство товаров». Автор кукол и мастер-классов Юлия Ненюкова
Юлия Ненюкова 15 лет работала бухгалтером и по выходу в декрет стала активнее заниматься своим хобби — изготовлением авторских кукол. Вскоре она начала зарабатывать больше на куклах, нежели на основной работе, а ее изделия к тому моменту присутствовали на всех континентах. Поэтому было принято решение уволиться и посвятить себя творчеству.
Как отмечает самозанятая, она до сих пор видит недоумение и непонимание среди знакомых, которым говорит, что изготавливает кукол. «Творческое дело не имеет гарантированного заработка, здесь нет оклада, но тем и интереснее, что всё зависит только от меня», — рассказала Юлия Ненюкова, сообщив, что для нее главным источником поддержания внутреннего ресурса являются путешествия и ее семья — дети, муж и родители.
Юлия Ненюкова занимается куклами на протяжении 13 лет, но только в этом году решила попробовать проводить мастер-классы. По ее подсчетам, онлайн мастер-классы уже принесли доход, почти равный продаже авторских работ (за 2023 год доход составил 1,2 млн рублей — «КС»), а общая прибыль составила 77,7% от совокупного дохода. В дальнейшем предпринимательница планирует проводить свои мастер-классы офлайн — для более активного продвижения личного бренда. «Куклы для меня — это не только бизнес, но и интересный образ жизни, а еще самореализация, счастье и свобода выбора!», — резюмировала Юлия Ненюкова.
Фото победительниц: Роман Мельников и Станислав Попов
18+