Как российскому бизнесу найти универсальную «ИТ-розетку»?

Как превратить огромный «зоопарк» ИТ-бизнес-решений, которые заполнили российский рынок в универсальную экосистемную «розетку», рассказали эксперты компании Softline — директор управления реализации сервисов АЛЕКСЕЙ ПИЛИПЧУК и директор департамента инфраструктурных решений ВИТАЛИЙ ПОПОВ.

Развитие информационных технологий можно сравнить с эволюцией, которую прошла электроэнергия. На заре становления электричества, после смены паровых машин — каждый сам стремился обеспечить себя электроэнергией, предприятия ставили генераторы и различные динамо-машины.  Но в итоге, электричество превратилось в сервис, простую розетку в  нашей стене. Все что нужно знать пользователю — как в эту розетку воткнуть штепсель, а остальное — от него скрыто стеной, как ненужное для его знания. Перед российской сферой ИТ стоит схожая задача.

─ Экосистема сегодня стала практически бытовым словом. Тем не менее, когда речь заходит про ИТ-инфраструктуру не все понимают, что это такое, и откуда оно берется.

Виталий Попов. Объясню на всем понятном примере, 30 лет мы жили в пределах экосистемы Microsoft, мы росли в ней, работали и развивались. А потом этот уютный экосистемный мир офисных работников испытал шок — нужно быстро переходить, перестраиваться и привыкать, только вот к чему и надолго ли, не понятно. Например, нужно срочно заменить в организации почтовый сервис или офисное программное обеспечение (ПО), на рынке уже есть аналогичные российские решения, но они «не сшиваются» с остальной ИТ-инфраструктурой предприятия, и работа останавливается. Таких примеров масса, виной всему паника и дезориентация. Да, у нас появилось множество вендоров, решений и продуктов, да, они хорошего качества, но как из этого многообразия собрать рабочую инфраструктуру, заказчикам не понятно. Это своего рода пазл, в котором нет права на ошибку.

Директор департамента инфраструктурных решений Виталий Попов. Фото предоставлено пресс-службой ГК Softline

Алексей Пилипчук. Таким образом, у российских ИТ-компаний появилась задача — создать универсальную экосистему, с технологией единого входа, чтобы как было раньше — легко, просто и в режиме «одного окна», но наше, отечественное. Оптимальный результат — единая услуга, предоставляющая полный спектр функциональности и совместимости, с едиными техническими и сервисными политиками, и 24/7 технической поддержкой. Но нужно понимать, что создание платформы такого масштаба  ─ крупный технически сложный проект, который под силу не всем участникам ИТ-рынка.

─ Помимо концепции «одного окна», что еще должна содержать экосистема? Это офис? Хранилище? Серверы? На что обратить внимание организации при выборе?

А.П.  Сегодня абсолютно все бизнес-процессы предприятий цифровизированы, ИТ-инфраструктура организации — сложный организм, просто так все не перечислить. Я могу выделить три крупных раздела, которые обязательно должны быть в экосистеме:

вертикальная интеграция, горизонтальная интеграция, глубинная интеграция. Каждый из этих разделов включает в себя пул продуктов и решений. Так, вертикальная интеграция, это аппаратная часть от рабочих станций сотрудников, до ядра сети, серверов и систем хранения данных. Горизонтальная интеграция включает в себя ПО различных поставщиков. Глубинная интеграция — это техподдержка и обучение персонала.

 

Директор управления реализации сервисов Алексей Пилипчук. Фото предоставлено пресс-службой ГК Softline

В.П. Обучение важно, без этого любой «непогруженный» сотрудник может остановить бизнес-процессы предприятия или ввести всех в ступор.  Мы при внедрении продукта часто видим отрицание пользователей на психологическом уровне. Представьте ситуацию, когда новую почтовую систему поставили, администраторам предприятия сказали с ней разобраться. Допустим, они разобрались поверхностно, но конечные пользователи — сотрудники предприятия просто видят незнакомый интерфейс и тратят несколько недель на то, чтобы понять, как делать то, что они делали раньше. Это плохой пример, в хорошем образовательный аспект затрагивает всех от ИТ-отдела компании до конечных пользователей и топ-менеджмента.

─ Назовите три наиболее важных компонента экосистемы.

А.П. Поддержка на русском языке, инфраструктура в РФ и возможность в размещения в ЦОД.

В.П. Я отмечу еще возможность замены компонента решения. Еще живы воспоминания, когда в 2022 году железо зарубежных вендоров —  аппаратная часть, детали, компоненты и прочее застряли на границе. Этот коллапс принес немало проблем как ИТ-компаниям, так и их клиентам. Поэтому возможность замены компонентов и техподдержка гарантирую спокойствие предприятиям. И, конечно, важны ЦОД и инфраструктура в РФ, чтобы в один момент не лишиться всех данных.

 ─ Каким предприятиям в Сибири, на ваш взгляд, уже сейчас нужна экосистема, из каких отраслей?

 А.П. Всем, масштаб не имеет значения — от корпораций до малого бизнеса. Также и отрасли, нет такого сегмента, который бы не затронула цифровизация. Если предприятие остановится в технологическом развитии — оно встанет.

Как показывает опыт, уровень импортозамещения в некоторых корпорациях уже достигает 90%. А в Сибири очень много крупных производственных компаний, это в первую очередь металлургия, строительные материалы, сельское хозяйство и пищевая промышленность. Но, повторюсь, в поиске альтернативных решений сейчас пребывает весь российский рынок, ведь обновление ПО, тех поддержка и развитие  — гарант надежности и  конкурентоспособности организации.

В.П. Я часто бываю в командировках в Сибири и могу точно сказать, что наибольший интерес заказчиков, а это крупнейшие холдинги Томской, Новосибирской, Омской, Кемеровской областей и Красноярского края, вызывают именно экосистемы. Это логично — нет смысла устанавливать офисные приложения, которые не взаимодействуют с почтой, или бизнес-решения, которые не могут работать друг с другом. К тому же, критически важен вопрос информационной безопасности, это решение также должно быть идеально подобрано и нацелено на удобство пользователей.

─ Почему так важен экосистемный подход?

А.П.  Платформенные решения с единой точкой входа подобны розетке, заказчики не ломают голову, как соединять проводки, чтобы они точно дали свет, а не ударили током. Экосистемный подход снижает издержки на интеграцию и, в перспективе, оптимизирует затраты на развитие и масштабирование инфраструктуры, помогает заказчику не переплачивать.

В.П.  Точечное внедрение изолированных решений на длинной дистанции всегда проигрывает экосистеме, где все продукты и сервисы совместимы, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Почему экосистемы так необходимы? Наступил 2024 год, а значит, все ближе тот момент, когда не только госструктуры и компании с госучастием, но также  бизнес повсеместно должен будет перейти на отечественные решения. Гораздо легче сделать это в один подход, оперативно и без головной боли.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ