2023 год для всего автодилерского бизнеса стал годом пересмотра портфеля брендов и его активного пополнения китайскими брендами. Однако отдельные крупные сибирские дилеры еще до 2022 года имели в своей линейке китайские марки. Стратегически верный выбор позволил им усилить свои позиции в новых реалиях рынка. Так, самым крупным дилером СФО по продажам новых автомобилей за 2022 год, по данным «Автобизнесревю», стала кемеровская ГК «Сибинпэкс». Ее совладелец и коммерческий директор ВЛАДИМИР РЫКУНИН в интервью «Континенту Сибирь» поделился своим видением ситуации на рынке, а также его дальнейших перспектив.
ГК «Сибинпэкс» работает на автомобильном рынке Кемеровской области с 1996 года. Начинала как официальный дилер General Motors (Chevrolet, Opel, Cadillac, Saab), открыв в 2007 году полнофункциональный салон для этих брендов. На сегодня группа компаний официально представляет бренды HAVAL, TANK, Ora, Changan, Jetour, Kaiyi, BAIC, «Москвич», Renault, Hyundai, Audi, Skoda, Volkswagen, Renault, Mazda в Кемерове. В состав ГК «Сибинпэкс» также входит автосалон «Сибмоторс» в Новокузнецке, официально представляющий бренды HAVAL, Changan, Isuzu, UAZ, а также «Сибтрансавто» в Новосибирске, являющийся официальным дилером HAVAL, CHERY. Основателем и генеральным директором группы компаний «Сибинпэкс» является Фания Сапожникова.
─ Владимир Александрович, в 2022-2023 годах большинство дилеров Сибири стало активно открывать салоны китайских марок. В то же время в портфеле группы компаний «Сибинпэкс» еще до 2022 года были китайские бренды, особенно в Новокузнецке. А в Новосибирске вообще были только марки из Поднебесной. Когда вы брали в портфель первые китайские бренды, рассчитывали ли вы на то, что со временем именно они станут долгосрочной опорой группы компаний? Едва ли на тот момент можно было предсказать полный уход с рынка западных брендов…
─ Уход западных брендов с российского авторынка начался отнюдь не в 2022 году. Мы это почувствовали на себе еще в 2015 году, когда такое решение принял General Motors, официальным дилером которого мы являлись на тот момент более 18 лет. Для всего рынка это был шок. Поначалу сложно было поверить, что такое вообще возможно. Но с осознанием этого факта стало понятно, что необходимо диверсифицировать портфель, чтобы обезопасить себя на будущее. С этого момента мы начали системно мониторить авторынок Китая, какие производители там развиваются, какие новинки появляются, и.т.д. Получив понимание об общей конфигурации рынка, мы проанализировали, как ведут себя российские дистрибьюторы тех или иных китайских брендов, насколько они адекватны как потенциальные партнеры. Вначале мы начали сотрудничество по Новокузнецку, опыт оказался положительным, после чего мы расширили партнерство и по Кемерово. Уже тогда было понятно, что с учетом того количества автозаводов, которые работают в Китае, в будущем неизбежен всплеск экспорта на внешние рынки. Именно это мы и видим сегодня.
─ В этом году «Сибинпэкс» открыл в Кемерове салоны китайских марок Changan, Jetour, Kaiyi, BAIC, TANK, Ora. Как они себя показали по итогам 2023 года? Оправдали ли ваши ожидания с точки зрения продаж и интереса аудитории?
─ Если рассматривать автопроизводителей Китая, которые выпускают автомобили под собственным брендом, то Changan на сегодня – самый крупный из них за исключением BYD, который производит только электрокары. С брендом Changan мы ранее успешно работали в Новокузнецке и Новосибирске. В Кемерове мы стартовали с Changan в марте-апреле, и марка оправдала наши ожидания.
Что касается Jetour, то мы были в числе первых назначенных дилеров этого бренда в Сибири. Мы знали, что это марка корпорации CHERY, но в то же время у нее самостоятельный дистрибьютор в России. И текущий уровень продаж показывает, что выбор в пользу этого бренда был верным. Еще в сентябре Jetour вошел в топ-6 автобрендов по количеству регистраций в Кузбассе, показав тем самым уверенный старт.
Если мы говорим про TANK и Ora, то решение о работе с этими брендами было очевидным, учитывая наш опыт работы с материнской компанией Great Wall Motors во всех городах нашего присутствия. Оба бренда себя очень хорошо себя показали. С учетом позднего старта мы планируем достичь 5%-ой доли по бренду TANK в Кузбассе. Для этого есть все основания.
Достаточно часто не мы подаем заявку на тот или иной бренд, а соответствующий дистрибьютор выходит на нас с предложением о сотрудничестве. Именно так было с марками Kaiyi и BAIC, которые производятся на калининградском заводе «АВТОТОР». С учетом «российской прописки» у этих брендов есть перспективы, но нужно время для отладки всех логистических вопросов. Я думаю, через год-два будет видно, насколько эти автомобили приживутся на рынке.
─ На протяжении всего года большое внимание аудитории было приковано к «Москвичу». Но многие дилеры говорят, что этот бренд очень непрост с точки зрения продаж. Некоторые компании уже провели релокацию бренда, а кто-то, как например, «Авторусь» даже отказался от дальнейшей работы с «Москвичом». Как вы можете охарактеризовать ситуацию с «Москвичом» на сегодня?
─ Если посмотреть на то, какие компании получили дилерство «Москвича», то в большинстве случаев это бывшие дилеры Renault. Когда эта марка ушла из нашей страны, а команда российского дистрибьютора по большей мере перешла в «Москвич», то для дилеров была абсолютно логичной замена французского бренда на отечественный. Исходя из этого, выбирались локации салонов.
На 2024 год завод анонсировал выпуск 50 тысяч автомобилей ─ это серьезная цифра с учетом текущего фактического объема продаж. А с учетом того, что «Москвич» все больше углубляется в производство электрокаров, то с точки зрения регионов Сибири продавать такие автомобили станет еще сложнее. Посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше. Пока делать выводы о работе с «Москвичом» преждевременно.
─ Из всех марок, которые есть в вашем портфеле, бренд HAVAL вы представляете сразу в трех городах – Кемерове, Новокузнецке и Новосибирске. При этом, именно в Кузбассе HAVAL занимает первое место по регистрациям новых иномарок, хотя в целом по Сибири находится на второй строчке. На ваш взгляд, станет ли HAVAL самым популярным китайским брендом в целом по стране? И планируете ли в дальнейшем расширять сотрудничество с HAVAL по другим брендам, учитывая, что в этом году вы также открыли салон TANK и запустили Ora?
─ HAVAL на сегодня один из ключевых автомобильных брендов на российском рынке, который к тому же имеет в стране собственные производственные мощности. Мы безусловно считаем его перспективным для себя брендом и планируем расширять сотрудничество. В этом году мы стали дилерами Ora и TANK, в дальнейшем планируем также запустить салон премиального бренда Wey.
Востребованность автомобилей HAVAL в Кузбассе подтверждается и тем, что этот бренд на сегодня занимает первую строчку по количеству регистраций новых автомобилей среди иномарок. Причем наши реальные продажи выше, чем уровень регистраций в Кемеровской области, отражаемый в официальной статистике. Я думаю, что HAVAL имеет все шансы в самое ближайшее время стать самым популярным китайским автобрендом и в масштабах всей России.
─ За 27 лет работы у вас накопилась большая база клиентов. Как, по вашим наблюдениям, аудитория отреагировала на новые китайские марки? Позволили ли предпринятые усилия развенчать мифы, которые до сих пор есть и базируются на опыте эксплуатации первых китайских автомобилей, поступивших на наш рынок 15 лет назад?
─ Я покривлю душой, если скажу, что знаю китайские автомобили с момента их появления на российском рынке ─ 15 лет назад мы ими не занимались. Но если говорить о текущих автомобилях китайских марок, то во-первых, они лучше адаптированы для России, чем первые ввезенные на наш рынок машины. Во-вторых, мы видим позитивные отзывы покупателей, которые «голосуют рублем» за эти автомобили.
Безусловно, мы вместе с дистрибьюторами инвестируем большие средства в маркетинг, чтобы познакомить аудиторию с новыми брендами. В то же время здесь важно другое. Помню, как в 2001-2002 годах, когда мы работали с General Motors, я приехал на награждение лучших дилеров. После церемонии тогдашний вице-президент Opel спросил меня, что бы я хотел изменить во взаимодействии с маркой. Я ему сказал, что очень недоволен маркетинговой политикой GM в России, на что получил ответ: «Вы должны хорошо продавать и обслуживать наши автомобили, за которые мы отвечаем. Самая лучшая реклама – это то, что владелец такого автомобиля расскажет своему соседу по гаражу». То же самое сейчас можно сказать про китайские бренды ─ их успех будет зависеть от этого.
─ Клиенты европейских, японских и корейских брендов, которые вы представляете (Volkswagen, Audi, Skoda, Renault, Mazda, Hyundai), пересели на китайские модели, или по-прежнему лояльны привычным им брендам? Другими словами, пройдена ли точка невозврата для авторынка?
─ На мой взгляд, мы не увидим возврата российских покупателей к ушедшим брендам. И я не вижу возможностей для их возвращения на рынок в будущем.
Тенденция ухода с рынка или постепенного ослабления европейских, американских, корейских и японских автопроизводителей ─ это ведь ситуация, характерная не только для России. Если мы посмотрим на авторынок Китая, то там многие годы наблюдалась ситуация сокращения доли рынка европейских, японских и корейских брендов. Hyundai на пике своих продаж в Китае в 2016 году продавал 1 195 000 автомобилей, в 2022 году – 249 000 машин, то есть почти в 5 раз меньше. Skoda в 2016 году на пике продала 361 000 автомобилей, в 2022 году – 44 000 автомобилей. Это очень показательные цифры, то есть налицо тенденция к падению продаж. В такой ситуации многие марки, например, Citroen, Infiniti, Renault, Jeep, рассматривают возможность ухода с китайского рынка или уже практически ушли с него.
На этом фоне китайские марки наращивают свои позиции не только на домашнем рынке, но и готовятся к наступлению на внешние рынки. У Changan план на 2025 год составляет 3 млн автомобилей, 15% из которых приходится на экспорт. План на 2030 год – 5 млн авто, доля экспорта ─ 20%. Выводы делайте сами.
─ У покупателей пока остается возможность приобрести автомобили европейских, японских и корейских брендов через параллельный импорт. Видите ли вы потенциал в этой схеме, или с учетом произошедших за последние месяцы изменений о нем можно забыть?
─ Параллельный импорт был нужен лишь на тот момент, когда европейские, американские, корейские и японские автопроизводители объявляли об уходе из России, и образовавшийся дефицит нужно было чем-то заполнить. Судите сами: зачем покупать новый автомобиль, если он не адаптирован для страны, на него не распространяется гарантия производителя, и в дальнейшем могут возникнуть вопросы по растаможке? На сегодня параллельный импорт – это тупиковое направление, которое будет постепенно сворачиваться. И мы это видим уже сейчас.
─ Несмотря на то, что многие покупатели находятся в ожидании так называемых бюджетных автомобилей, которые ранее были на рынке (условный Hyundai Solaris, Volkswagen Polo или Renault Logan), аналитики утверждают, что они не появятся на рынке, а покупать автомобиль нужно сейчас, поскольку цены будут только повышаться. Согласны ли вы с тем, что сейчас действительно самое оптимальное время для покупки нового автомобиля?
─ Тут важно определиться, автомобиль какой стоимости сегодня можно считать бюджетным. Да, когда-то цены на Hyundai Solaris начинались с отметки в 300 тысяч, потом дошли до 500 тысяч, потом до миллиона рублей. Но уместно ли сейчас вспоминать об этих ценах? Сейчас другой курс доллара, другая налоговая нагрузка, утилизационный сбор, который только сам по себе обходится в полмиллиона рублей. Сравнивать сегодняшнее ценообразование с ситуацией десятилетней давности без учета новых вводных некорректно.
Отвечая на ваш вопрос: на мой взгляд, автомобиль нужно покупать тогда, когда он действительно необходим. Если вы готовы ездить на неисправной машине возрастом 15 или 20 лет, это ваш выбор. Но и бросаться в спекулятивные покупки с целью заработка я бы не рекомендовал. Но если вам действительно нужен автомобиль здесь и сейчас, то под новый год его покупка может быть более финансово привлекательной как с учетом спецпрограмм от дистрибьюторов, так и с учетом скидок и подарков, которые предоставляет дилер.
─ Если покупатель не готов покупать новый автомобиль, то он обращает пристальное внимание на авто с пробегом. Увеличилась ли для вас значимость этого направления? Или оно вторично для вас относительно сегмента новых автомобилей?
─ Безусловно, это направление стало еще более значимым, но оно вторично для нас в сравнении с сегментом новых автомобилей. У нас хорошо работает trade-in (трейд-ин), мы занимаемся выкупом автомобилей с рынка, но не в больших объемах. Байеров мы не используем. Также у нас есть принципиальная позиция – не продать автомобили перекупам. Мы готовы работать только с конечными покупателями.
В целом автопарк продолжает активно стареть. Сейчас на рынке много 15-летних автомобилей, будут 16-летние, на которых люди будут по-прежнему ездить. Тем более, что сейчас неактуальны экологические нормы «Евро-2», «Евро-1», да и сами выпускаемые автомобили зачастую соответствуют классу «Евро-0». Однако невозможно до бесконечности продавать автомобили 15-16-летней давности, поэтому у этого сегмента здесь есть свои ограничения.
─ Не так давно на конференции Dealer Up экс-главой ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), владельцем проекта «Автомаркетолог» Олегом Мосеевым говорилось, что совокупно китайские марки рассчитывают продать в России в 2024 году 1 169 500 автомобилей, что существенно выше, чем в 2023 году. А какие ожидания вы возлагаете на 2024-ый год с точки зрения авторынка и его дальнейшей динамики?
─ По моим оценкам, в 2024 году в России может быть продано 1 300 000 автомобилей. Китайские бренды, исходя из текущих показателей, могут занять 65% рынка, то есть речь может идти о 845 000 автомобилей. Это более реалистичная цифра. То, что сами китайские марки заявляют более высокие показатели, связано с их желанием «застолбить» за собой определенное место на рынке, обозначить некий ориентир. Тем не менее, в течение года любой производитель может оперативно скорректировать план по отгрузкам, исходя из реальных возможностей рынка.
─ Чем амбициознее планы дистрибьюторов, тем большая нагрузка ложится на дилеров. Но при этом, если у компании в портфеле даже есть ликвидный и перспективный бренд, то нет гарантий, что дистрибьютор не откроет в регионе еще несколько дилеров. Например, у марки CHERY в Новосибирске было 4 дилера, сейчас столько же будет у HAVAL. Как в этой ситуации действовать дилерам, если рост числа партнеров в регионе неизбежен?
─ Дистрибьюторы китайских брендов используют все возможности, которые им дает текущая ситуация на рынке. Имея ликвидный бренд и производя качественные, конкурентоспособные автомобили, дистрибьюторы стремятся завоевать максимальную долю на рынке и использовать дилеров в качестве инструментов достижения этой цели. Но меня здесь настораживает не политика дистрибьюторов, которая в целом понятна, а действия дилеров, которые готовы выходить третьими-четвертыми в регионе. На что они рассчитывают, и как они планируют зарабатывать? Особенно вкладывая по 30-40 млн рублей в тот или иной бренд, увеличивая срок окупаемости инвестиций и размер убытков в случае преждевременного выхода из бизнеса по этой марке.
К сожалению, у автодилеров есть горький опыт в этом направлении ─ мы уже проспонсировали европейских автопроизводителей. Безусловно, никто не застрахован от повторения ситуации в будущем с китайскими брендами, ведь механизмы взаимодействия не претерпели принципиальных изменений. Например, чуть больше, чем за последние 10 лет корпорация CHERY в родном Китае закрыла порядка 6 марок, некоторые из которых не просуществовали даже двух лет. Поэтому дилерам остается надеяться, что те бренды, с которыми они себя связали, останутся на рынке в долгосрочном периоде.
─ В этой ситуации планируете ли вы в 2024 году продолжать пополнять свой портфель новыми брендами, или за 2023-ий год линейка уже сформирована?
─ Нам важно не выживание компании, а ее процветание. Поэтому безусловно мы будем пополнять и дальше свой портфель как за счет брендов, которые будут выводить наши действующие партнеры, так и за счет абсолютно новых марок. Будем опираться на наш опыт с теми брендами, с которыми нам удалось выстроить эффективное взаимодействие.
Дистрибьюторы, которые подписывают с нами договора, всегда рассчитывают, что мы не просто будем представлять их бренд на рынке, а будем в числе лучших во всей России. За 27 лет нашей работы мы доказали это не словами, а делом. Для нашей группы компаний получение наград от дистрибьюторов стало традицией. Мы более 4 лет подряд удостаивались рейтинга «5 звезд» по бренду Renault, наш «Сибавтоцентр» был первым в Сибири победителем проекта «5 звезд» компании Volkswagen, целью которого было выделить лучшие российские автосалоны марки с точки зрения качества оказания клиентского сервиса, и.т.д. В этом году вице-президент Changan встречался с 15 наиболее достойными дилерами страны, среди которых были и мы. Я не сомневаюсь, что и по новым для нас брендам по итогам 2023 года мы покажем не менее убедительные результаты и будем отмечены соответствующими дистрибьюторами. На сегодня мы уже, конечно, выполнили годовые планы по всем нашим ключевым брендам. Поэтому мы уверены в своих силах и в дальнейшем будем использовать те возможности, которые открывает перед нами авторынок.
ГК «Сибинпэкс»
г. Кемерово, ул. Тухачевского, 63, +7 (3842) 48‒10‒10 (Volkswagen), 7 (3842) 72‒72‒72 (Haval), +7 (3842) 45‒00‒15 (Kaiyi), +7 (3842) 49‒19‒06 (BAIC), +7 (3842) 39‒05‒64 (Audi)
г. Кемерово, ул. Волгоградская, 49, +7 (3842) 77‒30‒08 (Сервисный центр)
г. Кемерово, пр. Октябрьский, 2А, +7 (3842) 45‒01‒06 (Hyundai), +7 (3842) 52‒22‒66 (Skoda), +7 (3842) 21‒56‒96 (Changan)
г. Кемерово, пр. Октябрьский, 2В, +7 (3842) 45‒02‒02 (Renault), +7 (3842) 34‒66‒66 (Mazda), +7 (3842) 34‒66‒66 (Jetour), +7 (3842) 49‒19‒15 («Москвич»)
г. Новокузнецк («Сибмоторс»), ул. Димитрова, 38, +7 (3843) 40‒44‒45 (HAVAL, Changan, UAZ, ISUZU)
г. Новосибирск («Сибтрансавто»), ул Петухова 17 +7 (383) 325-30-30 (HAVAL, Changan, CHERY)
https://sibinpex.ru
На правах рекламы
18+
Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную WhatsApp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.