Десятый, юбилейный Российско-итальянский кинофестиваль RIFF стартовал в новосибирском Центре культуры и отдыха «Победа» и продлится до 3 декабря. Что можно сказать о фильмах в программе? Ирина Букреева, организатор RIFF и кинопрокатной компании «ПилотКино», ответила на вопросы «Континента Сибирь».
— Ирина, вы проводите фестиваль РИФФ в России уже десять лет, как начинались ваши взаимоотношения с итальянской культурой и кино?
— Изначально мы занимались всем, что связано с Италией, проводили итальянские фестивали, киноклубы, лекции, мастер-классы и заметили, что итальянское кино слабо представлено на российском рынке, особенно в регионах, многие достойные фильмы не доходили до зрителей. Поэтому мы решили активно развивать это направление. Сначала появился Российско-итальянский кинофестиваль RIFF (в этом году ему исполняется 10 лет), а потом организовали свою кинопрокатную компанию. Помимо комедий и фестивальных фильмов, мы начали привозить документальное кино, а также прокатывать итальянские короткометражки, которые до сих пор пользуются огромной популярностью.
«Свои» или «наши»? В «Победе» показали скандальную военную драму
— Какие тенденции в развитии итальянского кинематографа за эти годы вы можете выделить?
— Как и много лет назад, наибольшей популярностью пользуются итальянские комедии. Эта тенденция неизменна. Помимо этого, продолжает развиваться фестивальное кино, появляются новые имена: Аличе и Альба Рорвахер (мы привозили в Россию их фильм «Чудеса»), Эдоардо де Анджелис, Пьетро Марчелло и другие. До кризисов мы показывали много документального кино. Например, в Италии появился жанр, который мы называем «арт-фильмом»: кино о великих художниках, снятое в полуигровой манере. Мы выпускали в прокат в России картины «Леонардо да Винчи. Неизведанные миры» и «Микеланджело. Бесконечность», они пользовались сумасшедшей популярностью.
— Как сейчас строятся отношения с итальянскими дистрибьюторами?
— Две итальянские сейлз-компании перестали работать с Россией с февраля 2022 года и не работают до сих пор. Помимо этого, стало больше бюрократической волокиты. Приходится заполнять разные формы, чтобы показать, что кинофильм не является продукцией двойного назначения и используется исключительно в мирных целях. Но в целом мы продолжаем общаться с итальянцами и искать взаимовыгодные варианты сотрудничества.
— Что касается российских зрителей — так ли сильна любовь к итальянскому кино, как принято считать?
— Скажем так, к сожалению, не все еще распробовали итальянское кино. До многих зрителей очень сложно достучаться, так как они привыкли исключительно к голливудскому контенту. Но те, кто хоть раз попал на показ хорошей итальянской комедии, влюбляются в это кино и становятся его верными поклонниками.

— Как вы выбираете партнеров для проведения фестиваля, есть ли различия в зрительских предпочтениях в разных регионах России?
— У нас уже сложившийся круг партнеров-кинотеатров в разных городах, которые с удовольствием проводят фестиваль RIFF и берут итальянское кино в прокат. Им как раз удалось приучить свою публику к кинематографу Италии, привить им любовь к этому контенту. Мы очень любим и ценим наших партнеров за их старание и за то, что они не опускают руки в сложное время, а продолжают делать свое любимое дело. Зрители это тоже видят и не разбегаются, как это, к сожалению, случается сейчас во многих кинотеатрах по всей России. Мне кажется, что именно сейчас важно давать зрителю репертуарное разнообразие, чтобы они не ушли полностью в просмотр кино онлайн. А соблазн велик!
Продолжит ли радовать сибирских ценителей оперы тенор Михаил Пирогов?
— Какие фильмы из фестивальной программы этого года впечатлили лично вас?
— Все фильмы очень разные, мы стараемся включать в программу картины разных тематик и жанров. Я бы обратила внимание зрителей на новую работу замечательного режиссера Джорджо Амато, который однажды приезжал к вам в Новосибирск, — «Нерешительный жених». Это свежая, остроумная комедия, в духе его первого хита «Министр», которую мы выпускали несколько лет назад. Если вы любите Алессандро Гассманна, не пропустите фильм «Билли» с ним в главной роли. «Я живу не здесь!» — очень тонкая и глубокая комедия от Джузеппе Баттистона из «Идеальных незнакомцев» (его режиссерский дебют). Я знаю, что в Новосибирске очень любят короткометражное кино, поэтому не пропустите альманах «Быть женщиной». Можно еще долго перечислять, мне все нравится в нашей программе. Осилят ли зрители все фильмы, не знаю, программа большая. Хотя в Москве у нас были случаи, когда зрители смотрели все 20 фильмов! Вот так некоторые любят итальянское кино! Нам это безумно приятно, ведь именно для зрителей мы делаем фестиваль!
— Каких звездных режиссеров и актеров вы бы отметили в первую очередь?
— Звезд в этом году много: потрясающие Пьерфранческо Фавино и Нанни Моретти («Лучшая жизнь»), харизматичный Марко Джаллини («Поездка в Милан»), мэтр итальянского кино Серджо Кастеллитто («Данте»), Алессандро Гассманн («Билли»), Катрин Денев и Виоланте Плачидо («Быть женщиной»), Джанмарко Тоньяцци («Нерешительный жених») и многие другие!
— Расскажите о прокатной судьбе фильмов из фестивальной афиши, какие из них зрители смогут посмотреть в течение следующего года?
— Фестиваль традиционно является флагманом нашей кинопрокатной деятельности. Многие фильмы из фестиваля (в том числе по его результатам) попадают в российский прокат. В 2024 году зрители смогут увидеть в широком прокате картины «Лучшая жизнь», «Нерешительный жених», «Мужчины неидеального поведения», «Поездка в Милан», «Из Тосканы с любовью» и сборник короткого метра. Посмотрим, может быть, что-то еще из фестивальной программы особенно понравится зрителям. Фестиваль тем и хорош, что часто преподносит нам такие приятные сюрпризы.