Издатель «Континента Сибирь»

Не по программе спела Василиса Бержанская

Голос Василисы Бержанской, исполнявшей арии из опер Генделя и Вивальди в зале имени Каца в Новосибирске в среду 8 ноября, был превосходен. Но оправа бриллианта вызвала чувство озабоченности. Кто-то слегка сэкономил деньги и организаторские способности, представляя певицу. Глядя на это, хотелось сказать: стоп, а можно ли так?

Написав как-то раз: «Вивальди – это не «скрепно», это намного более того: консервативно», и полагая себя заядлым консерватором, политическим, эстетическим и т. д., уже не минуешь пункт афиши новосибирской филармонии, гласящий: «Василиса Бержанская исполняет произведения Генделя и Вивальди». Предыдущий раз довелось послушать её в «Дидоне и Энее» на малой сцене НОВАТа (НГАТОиБ) – тоже, кстати, барокко, но постарше. В этот раз впечатление сильнее: такой концентрированный аудиострим старого европейского стиля, «старого порядка», того самого: аристократического, «ультраправого», динамичного и торжественного. Спеть это время, быстрое и сосредоточенное, властное и стремительное – выдержать его глубину и темп – непросто, конечно. Мы со стороны в этом убедились, наблюдая за исполнительницей на сцене. Бержанская справляется прекрасно, заставляя думать, насколько её вокальные данные, особенно в низких регистрах, оптимизированы под эту передачу смысловой энергии из глуби веков.

Погружение в прошлое, отдаленное, но, я бы сказал, неудалённое и неутолённое, состоялось. Искусство сбылось. А вот разные мелкие искусственности сбивались с пути истинного, вызывая недоумение.

Не по программе спела Василиса Бержанская
Василиса Бержанская, Михаил Симонян, 2021 год. Фото: Михаил Периков

Пожалуй, концерт в филармонии был вокально и содержательно поярче, поинтереснее, посильнее выступления Аиды Гарифуллиной, спевшей на большой сцене НГАТОиБ 3 ноября. Хочешь не хочешь, два события с интервалом в пять дней сравнивают. «Одно для истинных меломанов, другое для тех, кто просто хочет отметиться на фоне знаменитости» – не обязательно, наверно, соглашаться с подобным суждением, но приходилось слышать его в минувшие дни.

Вот в чем дело: для меломанов, если речь о них, принципиально относиться к музыке как к тому самому «ненасытному» времени, упомянутому абзацем выше. Для них прослушанное переходит туда – в разряд «неудалённого и неутолённого» и вечно актуального. Оно требует того, чтобы его переслушивали и сравнивали в различных версиях. Без этого никак! Поэтому так важно понимать, что тебе только что сыграли и спели. И не просто понимать, а иметь под рукой четко записанное название вещи, особенно, тем более, если слышишь её впервые.

Я не знаю, принято ли снабжать «программкой» зрителей и слушателей концертов в тех краях, откуда не так давно прибыло к нам с трудом там найденное новое руководство новосибирской филармонии. Возможно, нет? Но в Новосибирске мы местами привыкли к хорошему. Тем более, что НГАТОиБ, он же НОВАТ, старается кое в чём поддерживать стандарты. Аида Гарифуллина, Иван Гынгазов и Ирина Шишкова пели более распространенные, шире известные в околооперном мире композиции, чем барочные арии Генделя и Вивальди. Однако кто бы сомневался, что всего лишь за какие-нибудь сто рублей каждый желающий мог обзавестись экземпляром подробной повестки вечера.

В филармонии такая возможность отсутствовала. Обращения по горячим следам в пресс-службу заведения и к продюсерам концерта ни к чему не привели. «Ну, говорили же вслух, что сейчас будут играть» – выразила недоумение одна из собеседниц. Чего еще надо-то?

Не у меня одного возникло впечатление, что оркестр, уныло вышедший на сцену – да-да, тот самый, Сибирский фестивальный, возглавляемый Михаилом Симоняном – олицетворял чувство сиротливости. Заметим, что по неизвестной причине концерт начался с примерно 15-минутным опозданием. Никто никаких комментариев по этому поводу или, не побоимся этого слова, извинений, разумеется, не выдал. И вот, стало быть, выходят нестройной толпой задумчивые и озабоченные оркестранты. Сидишь, теряешься в догадках, созерцая их: да что там у них приключилось? Вспоминаешь концерты вивальдиевского цикла в том же НОВАТе: музыкантов не больше, но на сцене с ними собственной персоной худрук и главный дирижер театра Дмитрий Юровский. Он и ведёт действие и представляет каждое следующее выступление. 8 ноября худрук оркестра предпочел место в зале, поближе к высокому начальству.

Кольцо Нибелунга Вагнера

А вот и «Зигфрид». В Новосибирске продолжается беспрецедентный показ опер Вагнера

Начальство и впрямь обозначило своим присутствием уровень «мероприятия». Среди зрителей были замечены министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров, глава профильного ведомства – и. о. регионального министра культуры Юрий Зимняков. Ну, у и. о. министра, который не может отделаться от своей приставки уже года два, непонятно какой спрос с подчиненных, включая директора филармонии. Однако ж в зале присутствовал и главный по статусу куратор областных культурных процессов первый заместитель губернатора Юрий Петухов. Было бы интересно услышать, что он сказал коллегам после того, как стихли финальные аплодисменты. Помянул, должно быть, суровые барочные времена, коими вдруг откуда ни возьмись так драматично повеяло (кто-то явно напел). И, раз уж мы об искусстве, призвал, вероятно, пересмотреть фильм «Ватель» из хроник XVII-го  века с новосибирским актером (а скоро опять ресторатором) Депардьё в главной роли. Если в ту пору у организатора праздника в присутствии высокого гостя что-то пошло не так… То что и к чему я это? Мда, померещится же всякая ерунда. И ведь вроде только бароло на выходных пил. К бордо не прикасался.

Народ-то у нас талантливый, но небольшой дефицит управления наблюдается. Кое-где.  Не только на дорогах с тротуарами.

Надо предупредить новосибирского артиста, который снова готов перевоплотиться — в повара ресторатора. Коли на запуск «Жерарни» прибудет самолично областное руководство и вдруг что-то на кухне пойдет не так, вот не надо особо убиваться-то. У нас тут в общем можно и без фанатизма. Как бы ни старались некоторые безукоризненно напеть.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ