Губернатор Андрей Травников выдвигает кандидата в уполномоченные по правам человека в Новосибирской области. Станут ли региональные депутаты искать повод спорить?
Прием заявок в региональные защитники прав человека заканчивается в пятницу, 3 ноября. К моменту публикации материала, очереди из претендентов, по информации редакции, не наблюдалось. Одни депутаты, с которыми беседовал «Континент Сибирь», вообще были не в курсе предстоящих перемен, другие называли единственную фамилию — кандидата от губернатора Новосибирской области.
Нынешний уполномоченный Нина Шалабаева провела в этом кресле два срока и в ноябре освобождает пост. По сведениям «КС», 25 октября в Заксобрание поступил пакет документов на кандидата в омбудсмены от Андрея Травникова. Речь о заместителе начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Новосибирской области Елене Зерняевой.
Справка. В Новосибирской области подготовка регламента под институт уполномоченного по правам человека стартовала в 2011 году. Инициативная группа депутатов по разработке соответствующего законопроекта говорила об этой структуре как об элементе укрепления демократии. Закон Новосибирской области предписывает уполномоченному ориентироваться в своей деятельности на принципы справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности (Статья 3). Человек на этом посту должен откликаться на запросы граждан без оглядки на государственные и силовые органы, которым, если верить статье 3, он неподотчетен. По факту омбудсмен едва ли независим: он занимает государственную должность, назначается и снимается властями (статья 1, статья 10 п.3). Кандидатуру может выдвинуть только губернатор, депутаты или провластная Общественная палата (Статья 5. п1). Основного претендента согласует федеральный уполномоченный.
Омбудсмен назначается на пять лет, может занимать должность не более двух сроков подряд.
В Новосибирской области аппарат уполномоченного по правам человека заработал в 2013 году. Первая попытка поставить на эту должность провластного кандидата провалилась на тайном голосовании в Заксобрании. Но через полгода аппарат возглавила заместитель председателя областной избирательной комиссии Нина Шалабаева. Через пять лет без публичных скандалов ЗС продлило ее полномочия на второй срок, который завершился в 2023 году.
Все идет к тому, что в скором времени парламентарии буднично согласуют нового омбудсмена на сессии. Даже если технически голосование будет альтернативным, вряд ли это повышает вероятность непредсказуемости итога.
Кто будет уполномоченным — мягко говоря, не самый актуальный вопрос для широкой публики. Но приемлемый для персон, желающих продемонстрировать возможности влиять на расклады. Так, десять лет назад, казалось бы, проходное мероприятие по утверждению в Законодательном собрании омбудсмена по правам человека в Новосибирской области стало одной из вех политического кризиса, который привел к большим переменам в областной власти. Тогда, в 2013 году, через ЗС не смог пройти историк Алексей Осипов — кандидатура, поддержанная именно губернатором Василием Юрченко, который через год покинул свой пост с формулировкой «по утрате доверия президента». А тогда, после провала Осипова, Юрченко больше ввязываться в это дело не стал. «Фигурой согласия» сделали заместителя председателя регионального избиркома Нину Шалабаеву, которую в омбудсмены выдвинул председатель ЗС Иван Мороз.
С 2015 года, когда Андрей Шимкив стал спикером, Законодательное собрание регулярно напоминало, что региональной исполнительной власти при принятии решений стоит советоваться с законодательной. Правда, к настоящему моменту с мандатами пришлось расстаться нескольким союзникам председателя ЗС, которые в свое время способствовали убедительности его аргументов в диалоге с командой губернаторов.
Сейчас Андрей Травников выдвигает Елену Зерняеву в омбудсмены не только как руководитель области и местного филиала партии власти и парламентского большинства («Единой России»). Он встанет во главе президентской кампании-2024 в регионе. И минимум до ее окончания областные элиты едва ли решатся на символические демарши, проверяющие на прочность губернаторский авторитет. А потом, вероятно, законодатели найдут другие причины для серьёзных вопросов к исполнительной власти. Концессии и мусорная реформа, например, — темы более значимые, чем то, кому отдать синекуру уполномоченного.
Десять лет с начала работы института уполномоченного по правам человека в Новосибирской области, аппаратом бессменно и бесскандально руководила Нина Шалабаева. В сентябре ей исполнилось 75 лет, она провела в омбудсменах два срока — в данной ситуации это пока предел. Хотя один из коммунистов в разговоре с корреспондентом «Континента Сибирь» упомянул, что Устав можно было бы и поправить при «острой необходимости».
Что ждет Михайловскую набережную в Новосибирске в ближайшие годы?
Два года назад Шалабаеву попытались проводить досрочно. Тогда из регионального правительства уходила министр юстиции Наталья Омелехина. Областное руководство готовилось отдать ей место, занятое Ниной Шалабаевой. Источники «Континента Сибирь» говорят: эту идею завернула федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова, с которой «надо было согласовать прежде», чем обещать. Наталье Омелехиной прочили кресло в Новосибирском государственном университете, но тоже не сложилось. Экс-министр юстиции переехала в Москву, где была замдиректора административного департамента министерства финансов РФ, затем замдиректора Института законодательства и сравнительного правоведения при российском правительстве. В октябре ее фамилия исчезла из перечня заместителей руководителя этой организации, информация осталась только в кэше.
Собеседники «Континента Сибирь» в Заксобрании говорят, что пост омбудсмена устраивает Елену Зерняеву, которую в прокуратуре в связи с кадровыми перестройками ожидает понижение. У депутатов отторжения ее персона тоже не вызывает, они привыкли видеть Зерняеву на своих заседаниях с 2015 года — тогда прокуратура Новосибирской области организовала в ЗС и региональном правительстве постоянное представительство. Да и политический момент такой, что не каждый парламентарий отважится голосовать против представителя силовых структур.
UPD: Назначение Елены Зерняевой и утверждение ее через Заксобрание может затянуться, пока в прокуратуре она передает дела. По регламенту Нина Шалабаева должна была освободить место, так как одна и та же фигура не может занимать пост омбудсмена более двух сроков, ограниченных пятилетним лимитом. Но, например, федеральный уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов тоже до сих пор в должности, хотя по регламенту должен был уйти еще летом 2022 года.