Какие серьезные нарушения в работе городского электротранспорта обнаружила новосибирская КСП?

Контрольно-счетная палата Новосибирска ознакомила депутатов горсовета с результатами проверки эффективности использовании бюджетных средств, выделенных департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии. В результате аудита были выявлены значительные нарушения в работе департамента. Итоги проверки были оглашены на прошедшем 19 октября заседании постоянной комиссии Совета депутатов Новосибирска по контролю за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.

С 2022 года, согласно федеральному закону 220-ФЗ, весь коммерческий городской электротранспорт начали переводить на муниципальный контракт. В ходе проверки контрольно-счетной палатой было установлено, что в 2016 году между департаментом транспорта мэрии и МКП «Горэлектротранспорт» (МКП ГЭТ) были заключены договоры по всем трамвайным и троллейбусным маршрутам сроком действия до 2026 года, а перевод на муниципальный контракт был осуществлен только в части троллейбусных маршрутов в августе 2021 года. Тем временем перевозка пассажиров по всем 11 трамвайным муниципальным маршрутам Новосибирска продолжает осуществляться на основании договора об организации пассажирских перевозок от 2016 года.

Помимо этого, по данным проверки КСП, муниципальные контракты, которые были заключены с поставщиками, существенно изменялись без согласования с антимонопольным комитетом, а это можно считать нарушением федерального закона о закупках.

По мнению председателя постоянной комиссии по контролю за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения Совета депутатов Новосибирска Андрея Гудовского, сложившаяся ситуация недопустима, и необходимо принимать кардинальные меры, чтобы такое больше никогда не повторялось. «Я не могу понять, почему у нас существенно меняются условия в муниципальных контрактах? Это нарушение федеральных законов, эти изменения должны быть согласованы с ФАС, но почему-то департамент подписывает! Руководители предприятий знают заранее, что нарушают закон, и все равно это делают! Говорю всем раз и навсегда: если у нас на следующий год будут такие же нарушения, мы будем ставить вопрос об увольнении руководителей», — отметил Андрей Гудовский.

Аудиторы подчеркнули, что показатели плана рейсов МКП ГЭТ значительно ниже 100%. При переходе на контрактную систему лимиты бюджетных обязательств присваиваются на планируемое стопроцентное выполнение плана, то есть изначально завышены в среднем на 20%. Также МКУ «ЦУГАЭТ» в 2021 году несвоевременно выполнило корректировку лимитов бюджетных обязательств, а в 2022 году не корректировало (уменьшало) лимиты под фактическую потребность. Сложившаяся практика приводит к исключению из бюджетного процесса значительных средств бюджета города на продолжительный период по муниципальным контрактам по перевозке пассажиров и багажа троллейбусом, в том числе в 2021 году — более 90 млн рублей, в 2022 году — более 70 млн рублей.

За счет значительного снижения планового количества рейсов троллейбусная сеть в анализируемом периоде не развивается, а сокращается, в том числе уменьшается количество подвижного состава на маршрутах. Следствием является сокращение троллейбусной сети, что приводит к росту убыточности отрасли, ее хроническому недофинансированию.

Переход на контрактную систему в сентябре 2021 года значительно увеличил доходы от перевозок пассажиров троллейбусом, уменьшились убытки по троллейбусным маршрутам, однако это практически не оказало положительного эффекта на динамику планового количества рейсов и выполнение плана рейсов. При этом с переходом на муниципальный контракт расходы бюджета значительно возросли: совокупные расходы на работу ЦУГАЭТ в 2022 году относительно 2019 года увеличились на 527 млн рублей (55%).

Контрольно-счетная палата пришла к выводу, что выделенные бюджетные средства освоены неэффективно и лишь частично, а также установила неэффективное использование средств, выделенных на перевозку пассажиров электрическим транспортом. Выявленные нарушения касались комфорта жителей Новосибирска. По данным проверки, муниципальные контракты выполняются не полностью: зачастую транспорт приезжает не вовремя или вовсе заканчивает работу раньше положенного срока. Водители не всегда следуют назначенному маршруту, сворачивая с пути или проезжая остановочные пункты. Это все приносит дискомфорт горожанам, особенно в вечернее время суток.

Начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Константин Васильев в ходе заседания попытался объяснить причину больших расходов бюджета на городской электротранспорт. «Пробки, мы просто не успеваем пройти намеченные маршруты. Плюс старый подвижной состав, сход с маршрута. Это тоже очень сильно влияет», — отметил Константин Васильев. Его комментарий приводит издание Om1. В свою очередь директор ЦУГАЭТ Дмитрий Сеновцов пояснил, что из-за пробок на линию приходится выводить больше транспорта, чтобы уложиться в расписание, поэтому появляются лишние расходы. «За 2022 год было невыполнение муниципального контракта — у нас не засчитано было 42 209 рейсов. Как мы можем заранее спланировать?» — цитирует издание Дмитрия Сеновцова.

Однако, по словам заместителя председателя Совета депутатов Новосибирска Николая Тямина, в городе иногда на контракте находятся транспортные средства, которые в полном объеме не исполняют свои рейсы в отдаленные микрорайоны Новосибирска. «К примеру, Пригородный простор: маршрут № 28 доходит до «Колорлона» и высаживает всех людей. Это настолько часто происходит, что мы уже сделали там тротуар, чтобы остальные 8 километров люди шли пешком не по проезжей части. И таких маршрутов много, и с ними надо что-то делать! Обратите на это пристальное внимание!» — подчеркнул Николай Тямин.

Напомним также, что в 2016 году в Новосибирске запущено российско-белорусское предприятие по модернизации трамваев — «БКМ Сибирь». Его силами обновили 42 трамвайных вагона. Еще 10 вагонов планируется модернизировать к концу года. Вместе с Минским автомобильным заводом обновляется троллейбусный парк. До конца года в Новосибирск должны поступить 120 низкопольных троллейбусов, собранных с использованием минских комплектующих.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ