Почему нужно смотреть оперную тетралогию Рихарда Вагнера в «Победе»?

На экранах новосибирского Центра культуры и отдыха «Победа» идет эпическая тетралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга» в постановке культового русского режиссера Дмитрия Чернякова и бережного интерпретатора музыки Вагнера Кристиана Тилемана на сцене Берлинской государственной оперы. Уже прошли показы первых двух опер «Золото Рейна» и «Валькирия». Впереди (22 октября и 12 ноября) — «Зигфрид» и «Сумерки богов».

оперная тетралогия Рихарда Вагнера
Прощание Вотана и Брунгильды («Валькирия»). На скриншоте, предоставленном ЦКиО «Победа», одна из самых трагически сильных (и продолжительных) сцен мирового оперного искусства в интерпретации Берлинской оперы

Текст Вагнера Дмитрий Черняков прочел как психологический и, как обычно, придал известным символам новый смысл. Почему важно и интересно увидеть то, что получилось? Перечислим причины.

1. Это единственная возможность увидеть постановку всей тетралогии полностью и услышать музыку Вагнера в Новосибирске.

Оперу немецкого композитора в нашем городе уже ставили. В 2014 году тогда еще  в театре оперы и балета прошла премьера «Тангейзера», режиссером которого стал Тимофей Кулябин. Вокруг постановки разразился скандал, который закончился судом над директором театра и режиссером. Постановщики были оправданы, но спектакль исчез из репертуара театра. Скандал вокруг постановки вышел далеко за пределы Новосибирска и даже попал в книгу автора Гарри Поттера Джоан Роулинг «Чернильно-черное сердце». Вагнеровский музыкальный текст — челлендж для вокалистов. Дирижер Филипп Чижевский называет его «музыкальный альпинизм». Нужно уметь рассчитать свои силы. Поэтому отрадно было услышать в постановке солистов оперного театра: сопрано Ирину Чурилову (Елизавета) и баритона Павла Янковского (Вольфрам фон Эшенбах). К сожалению новосибирской публики, Ирина и Павел теперь блистают в столичных оперных домах.

2. Это редкая возможность посмотреть грандиозную сагу Вагнера в России.

Полностью «Кольцо Нибелунга» встречается только на афишах Мариинского театра. Четыре оперы были поставлены в 2005 году по инициативе Валерия Гергиева. Он выступил и автором концепции сценического воплощения спектакля.

3. Это единственная возможность познакомиться с вагнеровской идеей «гезамткунстверк» — синтетического произведения искусства — в Новосибирске.

Вагнер писал «Кольцо Нибелунга» 26 лет (1848–1874). Общее время звучания всех четырех опер — более 15 часов. Он воплотил в «Кольце…» свои мечты о единстве драмы, поэзии и музыки, как это было в античном театре. Когда «они сольются в единое ремесло и перестанут быть праздной забавой в руках скучающих бездельников». Да, выдержать несколько часов действа, сидя на жестких деревянных креслах фестивального театра в Байройте, действительно испытание для истинных ценителей гезамткунстверка!

Екатерина Майдибор
«Культурное впечатление» от Екатерины Майдибор

Для исполнения своей «музыкальной драмы будущего» Вагнер построил в Баварии специальный театр. В 2014 году мне довелось попасть на Байройтский фестиваль. Почему повезло? Билеты на него купить почти невозможно. Их не продавали онлайн. А многолетние ценители музыки Рихарда Вагнера «занимают очередь» заранее. Многие из них годами покупают билеты на одно и то же место и приходят на спектакль со своими мягкими подушечками для сидений.

В Фестивальном театре все посвящено звуку.  Простые деревянные кресла отражают звук, который вылетает из щели оркестровой ямы. Яма закрыта «деревянной крышкой». Оркестр не виден зрителю, а музыканты работают в своей обычной одежде. Цена великолепного звучания — жара и духота в оркестровой яме. Спектакли проходят только летом.

В Байройтском фестшпильхаусе, наверное, самая лучшая акустика в мире. Я была на опере «Валькирия». По сценарию на сцене стояла клетка с индюком. Так вот, в шуме зрителей, которые занимают свои места перед началом спектакля, был отчетливо, как в наушниках, слышен хруст соломы, по которой ходила птица.

4. Это единственная возможность увидеть режиссерскую работу Дмитрия Чернякова в Новосибирске.

Новосибирск стал для Дмитрия Феликсовича городом становления его карьеры оперного режиссера. Но дебютировал он как режиссер драматический. Мне еще удалось застать поставленный им в 2002 г. в молодежном театре «Глобус» золотомасочный спектакль по пьесе французского драматурга XIIV века Пьера Мариво «Двойное непостоянство». Комедию положений он превратил в психологическую драму, которую развернул как шоу «За стеклом».

«Золото Рейна» Рихарда Вагнера

«Сыщи пламя вод»: новосибирцы медитируют над «Золотом Рейна» в ожидании других опер «Кольца Нибелунга» Рихарда Вагнера

В «Красном Факеле» в те же годы играли «Козий остров» по пьесе У. Бетти.

Затем уже настал черед оперы. Дебют и мировая премьера «Молодой Давид» В. Кобекина, снова лауреат премии «Золотая Маска» опера «Аида» Дж. Верди, которой дирижировал Теодор Курентзис. И копродукция с Парижской оперой «Макбет» Дж. Верди.

Именно впечатляющий «Макбет» Чернякова —Курентзиса, разительно отличающийся от тогдашнего российского оперного ландшафта, стал отправной точкой моего многолетнего интереса к опере.

Возможно, «Кольцо Нибелунга» Вагнера — Чернякова — Тилемана станет для кого-то  пунктом отправления в мир оперного искусства.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ