Основатель сети PRIMETIME COFFEE

Банкротство – удар по репутации и… новый шанс

Я нахожусь в процедуре банкротства уже больше года. Для меня это цивилизованный путь разрешения ситуации в случае реализовавшихся предпринимательских рисков: в силу стечения разных обстоятельств моя компания не может исполнить все обязательства. В своей колонке я бы хотел поделиться своим опытом и дать рекомендации, каких ошибок можно избежать на этом пути.

Банкротство в России имеет долгую историю в законодательстве, аж с 1740 года. Со времен НЭПа до 80-х годов XX века институт несостоятельности был по понятным причинам не нужен, а с 1993 года снова возродился. И вот сейчас мы имеем дело с законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года.

Да, «банкротство» звучит не очень приятно и к тому же влияет на деловую репутацию. Но, на мой взгляд, это в любом случае лучше, чем бросить компанию, дело, связанных с ним людей, которые тебе доверяли. Тем более что преднамеренное банкротство компании уголовно наказуемо.

Банкротство компании вовсе не равно прощению всех долгов. Так же, как и неспособность физлица отдать все набранные кредиты не означает автоматического банкротства и освобождения от долгов. Суды отлично умеют разделять реальное банкротство и инициированное с целью обмана.

Когда человек не хочет платить по своим долгам — он м…к. А когда хочет, но не может — он банкрот. Попрошу не путать!

Для физлиц обязательной процедура банкротства становится при размере долга в 500 тысяч рублей, стоит также учесть судебные расходы (70–150 тысяч рублей). Но все обязательства, которые связаны с личностью кредитора, в любом случае остаются. Это алименты, возмещение вреда здоровью, имуществу и еще некоторые.

Для юрлиц критерии — невозможность удовлетворять требования по оплате кредитов, по выдаче зарплаты и выходных пособий, по оплате обязательных платежей (в том числе налоги) в течение 3 месяцев. Сумма долга при этом должна превышать 300 000 руб. Должник в течение месяца имеет право подать документы на банкротство. А через месяц уже обязан это сделать.

пицца

Как управлять себестоимостью так, чтобы не разориться? Авторская колонка генерального директора ресторанного консалтинга PROF/T Олеси Петровой

Признаки приближающегося банкротства довольно простые:

  • на оплату регулярных платежей не хватает, есть просрочки;
  • нет имущества, которое можно продать без ущерба для работы компании;
  • не удается рассчитаться с нынешними и даже бывшими работниками по зарплате и прочим выплатам по трудовому договору и законодательству.

Сначала возникает временное (или техническое) банкротство, как большой и долгий кассовый разрыв. Если много дебиторской задолженности и удается ее взыскать, проблема на время отступает. Но звонок очень серьезный.

Если же ситуация не меняется, необходимо обращаться в арбитражный суд, за 15 дней до этого следует разместить публикацию на специальной площадке, оплатить госпошлину и подготовить необходимые бумаги для подачи заявления.

Что происходит, когда компания вступает в процедуру банкротства?

  1. Кредитор, который инициировал банкротство, получает возможность наблюдения: на этом этапе производится анализ ресурсов, возможности вернуть платежеспособность. Это занимает 4–7 месяцев.
  2. Компания в результате наблюдения или переходит на этап финансового оздоровления, а затем внешнего управления, и дело прекращается, или переходит на следующий этап банкротства.
    Про финансовое оздоровление подробно писать не буду — это делает уже не руководитель компании (он постепенно лишается полномочий, ему запрещены вывод средств с баланса, выплата доходов, вывод имущества и т. д., вводится внешнее управление, если есть перспективы наладить работу компании). В случае успеха на два года составляется график погашения задолженности по кредитам и зарплате.
  3. Арбитражный суд признает несостоятельность компании и разрешает конкурсному управляющему реализовать имущество, чтобы закрыть обязательства (конкурсное производство). Это тоже 6–12 месяцев.
  4. Когда имущество реализовано, организация подлежит ликвидации.

Кирилл Соппа

Стоит ли дробить бизнес и является ли это законным? Авторская колонка налогового консультанта Кирилла Соппы

Итого, в последствия банкротства для юрлица входят:

  • переход управления компанией к третьему лицу;
  • запрет на заключение сделок;
  • публикация в открытых источниках информации о несостоятельности фирмы;
  • исключение фирмы из госреестра;
  • ряд других последствий, вплоть до уголовной ответственности за преднамеренное банкротство.

Бонус один — списание налоговых задолженностей и штрафов.

Контрагентам тоже достаётся. Про это мало кто рассказывает, но в ходе проверки все, кому платила компания, получают соответствующие письма о необходимости подтвердить результаты договорной деятельности. Необходимо отчитываться, предоставлять документы, за что получены деньги, доказывать, что работы выполнены. Это ещё одна причина тщательно и правильно вести абсолютно всю документацию, даже если кажется, что через год никто не вспомнит ни про сайт, который для вас делала дизайн-студия, ни про покрашенный подрядчиками забор.

Если концы в воду, и документы найти не получается или они оформлены с ошибками, то деньги, которые были вам заплачены банкротом за последние 3 года (!), арбитражный управляющий может вернуть обратно в конкурсную массу. Но это в случае, если не удастся доказать, что работы выполнены в полном объёме.

Нервы это выматывает капитально.

У физлица последствия тоже весомые:

  • замораживаются банковские счета. Нельзя переводить деньги третьим лицам;
  • должник не может быть поручителем для кредитов друзей и родственников (а может, это даже плюс?);
  • нельзя продавать и покупать ценные бумаги, акции, активы;
  • нельзя открывать бизнес;
  • все доходы замораживаются арбитражным управляющим, должнику ежемесячно выдается прожиточный минимум;
  • в суде могут ограничить передвижение, запретить выезд за границу (обычно когда сумма долга превышает 600−700 тыс. руб.).

Бонус — пени, проценты и штрафы по кредитам больше не начисляются.

Антон Горестов
Фото предоставлено автором

Если гражданин признан банкротом, то в соответствии со ст. 213.30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года:

  • в следующие 5 лет нужно сообщать о банкротстве, если вы берете кредит;
  • 3 года нельзя быть директором, членом совета директоров или правления;
  • еще раз подать на банкротство можно только через 5 лет;
  • 10 лет нельзя занимать управленческую должность в банке или другой кредитной организации;
  • 5 лет нельзя работать в управлении страховых и микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных, инвестиционных и паевых фондов.

У юридических лиц бывает по-разному.

Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, в течение года не сможет заниматься предпринимательской деятельностью, теряет лицензию.

А вот при банкротстве ООО его бывший владелец может открыть новое, поскольку директор – всего лишь наёмный работник, и последствий для него нет. Больше того, по закону после закрытия ООО директор обязан получить заработную плату, компенсацию за непотраченный отпуск или даже выходное пособие.

Конечно, есть риск субсидиарной ответственности, когда речь об умышленном банкротстве и о случаях, когда ущерб возник из-за действий или бездействий контролирующего лица: в случае продажи по заниженным ценам, неправильной оценке имущества, заключении заведомо проигрышной сделки и т.д. В этом случае можно взыскать личное имущество и запретить заниматься определенной деятельностью на какой-то срок.

Я уверен, что банкротство не должно ставить крест на предпринимателе. Это один из этапов, с которым можно вполне адекватно и успешно справиться.

Генри Форд дважды прошел через банкротство, прежде чем построить автомобиль. Уолт Дисней пять раз обанкротился, пока не открыл Диснейленд. Дональд Трамп тоже дважды становился банкротом.

Так что шанс на то, что следующее дело будет успешным, всегда есть. Творческие идеи и проекты продолжают рождаться, а процедура банкротства не только формирует мой опыт, но и меняет меня как личность, я пересматриваю свое отношение к ответственности, к планированию. Кстати, лично мне предприниматели, которые прошли процедуру банкротства, а уж тем более успешно из неё вышли в санацию, кажутся более адекватными и в хорошем смысле «приземлёнными». Банкротство отлично отбивает охоту бегать про граблям.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ