В ближайшие годы будут созданы условия для подключения к газу 60 тысяч домовладений в Новосибирской области. Переходят на газ и коммерческие организации. «Континент Сибирь» поговорил с генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» ИГОРЕМ ДОМАРЕНКО о том, как обстоят дела с платежной дисциплиной существующих потребителей газа, какую роль при этом играют региональные власти, а также о том, что влияет на безопасное обращение с газом в быту.
– Игорь Викторович, заканчивается отопительный сезон. И можно подводить итоги. Как обстоят дела с долгами теплоснабжающих организаций (ТСО)? Насколько уменьшилась или увеличилась задолженность?
– В 2022 году общая просроченная задолженность всех категорий потребителей в регионах нашего присутствия снизилась на 15%. По ТСО этот показатель еще выше – на 21,3%. Наиболее существенное снижение показали организации Алтайского края – 52,4% и Новосибирской области – 28,7%. Здесь надо отметить существенную поддержку властей регионов. В 2022 году выделено субсидий на сумму более 1 млрд рублей, в том числе на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций – 752,9 млн рублей.
В Новосибирской области общий объем субсидий регионального правительства составил 835,2 млн рублей, в том числе на ТСО – 584,9 млн рублей. Совместными усилиями нам удалось снизить задолженность теплоснабжающих организаций до 440 миллионов.
Однако если посмотреть на итоги первого квартала 2023 года, то просроченная задолженность увеличилась в разы – до 1 миллиарда 700 миллионов рублей. К сожалению, это обычная история. Первый квартал у всех ТСО провальный, потому что расчет идет не по фактическому потреблению ресурсов, а по 1/12. Ближе к концу года надеемся на улучшение ситуации.
– Такая, не побоюсь этого слова, астрономическая задолженность не повлияет на планы по газификации региона?
– «Газпром» выполняет задачи газификации региона поэтапно за счёт собственных средств, вне зависимости от уровня платежей потребителей. Задолженность почти в два миллиарда рублей – эта цифра примерно сопоставима с финансированием годовой программы. Важность своевременной оплаты услуг газоснабжения прежде всего на совести потребителей.
– Теплоснабжающие организации – это ваши основные должники?
– Да. Если по объему отгрузки газа на долю ТСО приходится 29%, то на просроченную задолженность этих компаний – 75%. Дело в том, что если промышленным предприятиям мы можем за долги ограничивать поставку газа и это их, безусловно, дисциплинирует, то ТСО, которая поставляет тепло и горячую воду населению, ограничить поставку газа целая проблема. А поскольку нельзя применить меры, то и платежная дисциплина хромает.
Стоит отметить, что по нашим данным, ФГУП «УЭВ» – единственная ТСО, которая выполняет График по погашению просроченной дебиторской задолженности, подписанный в прошлом году губернатором Новосибирской области. Другие ТСО не справляются. Фактическое исполнение графика на 1 января 2023 года составляет 57,8%. На конец 2022 года наибольшее отставание от установленных Графиком показателей просроченной задолженности показали АО «Энергетик» (отставание на 65,5 млн рублей), ООО «СибТЭК» (отставание на 44 млн рублей) и ООО «Генерация Сибири» (отставание на 24,2 млн рублей).
– Помимо составления графиков, какие еще совместные меры используются для решения проблемы задолженности?
– Например, в Новосибирской области раз в две недели проходит межведомственная комиссия с участием руководителей администраций районов, на которых обсуждаются вопросы по задолженности ТСО за топливно-энергетические ресурсы (ТЭР), обговариваются сроки и мероприятия по выходу из сложной ситуации той или иной организации. Проходят выездные балансовые комиссии в районах с участием вице-губернатора, министра ЖКХ и энергетики, поставщиков ТЭР и других. Там тоже принимаются решения по проблемным вопросам. Аналогичная работа идет и в Томской области, и в Алтайском крае. Кстати, в последнем регионе График действовал до 1 января этого года и был исполнен на 100%.
Мы всегда занимаем конструктивную позицию. Идем навстречу, подписываем дополнительные мировые соглашения. Наша задача – не наказать должников, а найти решение, которое поможет им снизить долговую нагрузку.
– Вы уже почувствовали эффект от реализации программы догазификации в Новосибирской области?
– Безусловно. В прошлом году в Новосибирской области количество абонентов – юридических лиц – выросло на 6,5% и составило 2 680. А физических лиц стало больше на 5,7% ─ теперь мы работаем с 151 552 частными потребителями. Благодаря продолжающейся догазификации населенных пунктов области сформирован хороший задел. В регионе уже сегодня могут подключиться к газу 19 тысяч домовладений.
Активно подключать дома население начинает ближе к отопительному сезону. Поэтому мы ждем рост потребителей в конце лета. Обычно в сентябре ажиотажный спрос, выстраивается очередь из желающих. Но тут надо помнить, что подключение к газу – это целая процедура, которая занимает определенное время. Оно потребуется для заключения договоров, непосредственно работы по подключению и так далее. Поэтому мы предлагаем не затягивать с решением и начинать подключаться с весны.
– Какие районы Новосибирской области наиболее газифицированы?
– Новосибирск и Новосибирский район. В других районах области газификация идет полным ходом. В перспективе реализация программы развития газоснабжения и газификации региона ПАО «Газпром» обеспечит подключение к сетевому газу потребителей в 65 населенных пунктах. Будет создана техническая возможность для газификации 40,8 тысяч индивидуальных жилых домов и 104 котельных.
– Безопасное обращение с газом в быту – тема, как никогда актуальная. Что нужно знать абонентам?
– Самое главное – потребителям нужно помнить, что заключение и пролонгация договоров технического обслуживания ВДГО (внутридомовое газовое обслуживание) – это их прямая обязанность и гарантия безопасности. Выбирать необходимо специализированную организацию, которая имеет лицензию, обученный штат, соглашение с газораспределительной организацией (ГРО) об аварийно-диспетчерском обеспечении и включена в реестр специализированных организаций Новосибирской области.
В этом вопросе не следует экономить и искать, где дешевле. Здесь работает простой принцип – либо качественно и дорого, либо дешево и некачественно.
Кроме того, следует помнить, что недопуск специалистов организации, с которой заключен договор, для проведения техобслуживания (ТО) может повлечь за собой утечку газа и создание аварийных ситуаций. Это прямая угроза жизни и здоровью граждан. В то же время законодатель разрешает нам приостановить подачу газа, если не заключен договор на ТО ВДГО.
– А что подразумевается под некачественным техобслуживанием?
– Например, при замене шлангов ставят водопроводные, а не газовые. Это дешевле. Но именно это может привести к трагедии. Когда речь идет о жизни людей, нельзя экономить.
– Сколько в Новосибирской области специализированных организацией по техобслуживанию внутридомового газового оборудования?
– Регион в этом плане уникальный. У нас зарегистрировано 98 специализированных организаций, их полный перечень можно найти на сайте Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Новосибирской области.
В марте этого года после совещания у заместителя губернатора Новосибирской области Сергея Сёмки мы провели масштабную сверку наличия договоров на техобслуживание ВДГО. Выяснилось, что почти 15 тысяч абонентов либо вообще не имеют таких договоров, либо заключили их с организациями, которые исключены из реестра.
Сегодня все газораспределительные организации получили от нас списки абонентов в их зоне ответственности, у которых нет договоров. Кроме того, мы разослали таким абонентам уведомления о необходимости заключить договоры на ТО по всем каналам – официальные письма, электронные сообщения, в мессенджерах.
Дело в том, что мы не начинаем поставку газа, если абонент не заключил договор на ТО. Но наш договор – бессрочный, а на ежегодное техобслуживание срочный. Его каждый год нужно пролонгировать. Если потребитель будет отказываться, нам придется пойти на непопулярную меру и отключать от газоснабжения.
– Для компании, непосредственно взаимодействующей с клиентами, очень важно выстроить диалог. Какие изменения произошли в работе с абонентами?
– Мы значительно переформатировали нашу клиентскую службу. Сегодня колл-центр «Газпром межрегионгаз Новосибирск» выделен в самостоятельную структуру. Мы увеличили штат операторов и провели несколько обучающих семинаров. Эта работа не осталась незамеченной потребителями – мы получили большое количество положительных отзывов, где люди благодарят за помощь, понятное объяснение и доброжелательность наших сотрудников.
За 2022 год мы дистанционно обработали 113 тысяч обращений. Из них 93% поступили через колл-центр, остальные – через онлайн-сервисы. Основные вопросы, с которыми обращается потребитель: передача показаний, проверка начислений и получение справок.
Между тем, мы развиваем удобные цифровые сервисы и переориентируем потребителей на их активное использование. Сегодня практически все вопросы можно решить без звонка в колл-центр или визит в абонентский пункт. Подключившись к электронному «Личному кабинету» в веб-версии или в мобильном приложении «Мой газ» абоненты могут оплатить счета за газ без комиссии, передать показания счетчиков, получить полную информацию о состоянии лицевого счета и объемах потребления ресурса. На сегодняшний день онлайн-сервисом пользуются 87,6 тысяч абонентов-физических лиц и более 3 тысяч промышленных потребителей.
Важным цифровым инструментом взаимодействия с абонентами является интернет-приемная генерального директора. Сервис дает возможность отправить электронное обращение руководителю компании и оперативно получить ответ. Такой формат позволяет нам повысить прозрачность и эффективность нашей работы.
Максимальная открытость и создание удобных механизмов для пользователей – ключевые направления развития компании в 2023 году. Наша задача – упростить получение услуг, сделать их доступными и понятными для людей.