Бесконечная бюрократия: почему открытие новой станции «Спортивная» в Новосибирске все время откладывается

Сроки запуска станции «Спортивная» неоднократно сдвигались, а сейчас ввод объекта отложен на неопределённое время. Новая дата запуска станции в эксплуатацию будет определена только после получения мэрией Новосибирска повторной экспертизы проектной документации. При этом подрядчик, сумевший построить станцию, несмотря на санкции и рост цен на расходные материалы, подвергся проверкам прокуратуры, а его руководство — штрафам. В чем причины задержек, выяснял «Континент Сибирь».

Напомним, что строительство станции «Спортивная» ведется с конца 2019 года. Первоначально объект планировали сдать в июне 2022 года, потом дату торжественного открытия станции перенесли на конец 2022 года. При этом, сроки введения неоднократно сдвигались по разным причинам. Сейчас ввод объекта отложен на неопределённое время – заказчику необходимо получить заключение Главгосэкспертизы и разрешение Ростехнадзора.

Как поясняли ранее в компании «СпецТрансСтрой» (подрядчик строительства), сразу несколько разделов проектно-сметной документации станции метро «Спортивная» не получили положительного заключения Главгосэкспертизы после внесения изменений. Без этой процедуры станцию не могут сдать в эксплуатацию.

Что не так с проектной документацией станции «Спортивная»

Для выполнения работ по строительству объекта «Станция «Спортивная» были заключены контракты между муниципальным образованием город Новосибирск в лице муниципального предприятия города Новосибирска «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» (далее – МП «Метро МиР»), действующего от имени департамента транспорта и дорожно — благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска и обществом с ограниченной ответственностью «Специальное и Транспортное Строительство» (далее – ООО «СпецТрансСтрой»).

Согласно данным Rusprofile, учредителями ООО «Спецтрансстрой» являются Сергей Дмуха, МП «Метро МИР» и ООО «ММК»

Все работы по строительству станции «Спортивная» производились ООО «СпецТрансСтрой» согласно проектной документации, которая получила положительное заключение в Главгосэкспертизе, и была разделена на 4 этапа – 4 муниципальных контракта. Первые три – строительные работы – выполнены в срок. С января 2022 года идет четвертый, заключительный этап, включающий обустройство новой станции, пусконаладку и т.д.

При этом заказчик выдавал проектные решения частями, в зависимости от этапа контракта. «В процессе выполнения работ по контракту возникла необходимость корректировки проектной и технической документации, но при этом изменения существенным образом отличались от проектных. Об этом мы неоднократно сообщали заказчику», ─ отметили «Континенту Сибирь» в ООО «СпецТрансСтрой».

В компании добавляют, что при таких обстоятельствах у нее не было объективной возможности выполнить работы, предусмотренные контрактом в установленный срок. «Создается ситуация, в которой искусственно затягиваются сроки сдачи важнейшего объекта, и идет перекладывание ответственности на подрядчика, который добросовестно исполняет все условия контракта», ─ отмечают в компании ООО «СпецТрансСтрой».

Зачем во время строительства заменили эскалаторы

Проектные эскалаторы на момент проведения торгов мэрией Новосибирска не выпускались. В качестве аналога заказчик выбрал эскалаторы поставки АО «ВО Машиноимпорт» изготовленные совместно со швейцарским концерном Schindler. В компании ООО «СпецТрансСтрой» утверждают, что «подъемное оборудование отвечает всем требованиям, которые были заложены в проект и используются в московском метрополитене на станциях «Деловой центр», «Выставочная» и «Международная», а в Санкт-Петербурге, такое оборудование установлено на станциях «Спортивная», «Зенит» и «Достоевского»». Замена эскалаторов, по данным подрядчика, была согласована в Главгосэкспертизе.

Фото: Михаил Периков

«Замена эскалаторов повлекла за собой изменения и в конструктивных элементах, перекрытиях и установке дополнительных конструкций. В ходе строительства нам также пришлось изменить электроснабжение станции, системы отопления, вентиляции и пожарной безопасности», – рассказывал в прямом эфире радио «Серебряный дождь Новосибирск» генеральный директор ООО «СпецТрансСтрой» Сергей Арапов.

Помимо этого, необходимы изменения и в нормативную документацию для согласования действия при возникновении ЧС на станции «Спортивная» во время оперативной эвакуации пассажиров со станции.

«В связи с тем, что «Спортивная» – станция верхнего уровня, ее эскалаторы настроены на вывоз людей в обратном режиме – сверху вниз. Даже под это нужно менять нормативную документацию.  Несмотря на, обстоятельства, заказчик длительное время не выдавал корректные технические решения, а сделал это только по окончанию срока выполнения работ согласно контракту, – отметил Сергей Арапов. ─ Кроме того, часть проектной документации (принятой еще в 2018 году) была изменена, в соответствии с современными требованиями. Эти изменения должны были пройти экспертизу в силу прямого указания закона. Провести все необходимые процедуры должны были проектировщик и заказчик. При этом изменения, внесенные в проект непосредственно заказчиком, до настоящего времени не получили положительного заключения государственной экспертизы».

 Санкции и технологический суверенитет

В конце февраля 2022 года западные страны начали вводить санкции в отношении России. Это коснулось в том числе и поставок оборудования. В проекте станции метро «Спортивная» была указана система управления Шнайдер (Schneider Electric). Это европейский поставщик. Программный комплекс AVEVA, который управляет движением поездов, регулировкой всех систем – из США. В 2022 году это программное обеспечение было запрещено к поставке в РФ.

ООО «СпецТрансСтрой» в мае-июле 2022 года провело мониторинг по поиску отечественных аналогов с требуемыми характеристиками, которые срастили отечественные аналоги систем автоматизации низшего уровня с системой управления верхнего уровня Шнайдер.  При этом, самостоятельная замена подрядчиком оборудования, предусмотренного контрактом, прошедшего экспертизу и снятого с производства, действующим законодательством не предусмотрена.

«К сожалению, есть ряд причин, на которые мы не могли повлиять. Это санкции, политическая обстановка, и уход многих производителей оборудования, предусмотренного в рамках реализации проекта, с российского рынка. Мы нашли варианты совмещения текущего проектного оборудования с российским программным обеспечением, нашли отечественных производителей для замены проектного оборудования, поставили его. По крупицам собирали у поставщиков оборудование, многое из которого производят только в Европе, а в России на складах его не было в нужных объемах. Под эти замены приходилось практически полностью перерабатывать проекты, сметную документацию, пересогласовывать ее с заказчиком и направлять в производство работ. И на это, чтобы устранить замечания и совместить системы, согласования занимали не одну неделю. Мы обратились к заказчику с обоснованием и просьбой о переносе сроков строительства станции, но сроки строительства продлены не были», – отметил Сергей Арапов.

 Заказчик не продлил срок выполнения работ по контракту

В 2022 году на июньской сессии Законодательного собрания Новосибирской области парламентарии приняли решение о выделении дополнительных денежных средств на строительство станции «Спортивная», а в октябре 2022 года решением депутатов Горсовета Новосибирска денежные средства доведены на объект.

«Также подписаны распоряжения мэра об увеличении цены контракта в ноябре ─  декабре 2022 года, и принято решение продлить срок действия муниципального контракта – подготовить дополнительное соглашение на продление срока выполнения работ. Мы не раз обращались в адрес заказчика с предложением подписания дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ. В настоящее время заказчик обязанность по продлению сроков выполнения работ не выполнил и соглашение не заключил. Фактически же получается, что практически весь объем работ на «Спортивной» выполнен, но мы не можем эту работу предъявить, потому что у нас нет документации, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы. Сейчас нам вынесено решение о наложении административного штрафа за неисполнение сроков контракта в объеме 13,5 млн рублей. Размер штрафа определен исходя из суммы не исполненных обязательств. Мы планируем обжаловать решение суда и надеемся, что к нам не будут применять радикальные штрафные санкции, которые могут оказаться фатальными», – отметил Сергей Арапов.

Как проверки строителей угрожают инфраструктуре области

Помимо строительства станции «Спортивная», ООО «СпецТрансСтрой» является генеральным подрядчиком по строительству и других социально-значимых объектов в Новосибирске и Новосибирской области.

«Бездействие заказчика по строительству станции «Спортивная» может привести к крайне неблагоприятным последствиям и, теоритически, к банкротству ООО «СпецТрансСтрой». Это, в свою очередь, повлечет к расторжению действующих контрактов, а также срыву сроков строительства и сдачи в эксплуатацию социально-значимых объектов. При этом, все эти объекты являются стратегически важными – заказчиками выступают федеральные и муниципальные органы власти, а объекты финансируются из федерального и муниципального бюджетов, контроль за строительством осуществляется правительством РФ», – отметил Сергей Арапов.

В ООО «СпецТрансСтрой» рассчитывают на то, что мэрия Новосибирска продлит срок исполнения контракта, а заказчик предоставит актуальную документацию, и таким образом, станция будет достроена.

«Континент Сибирь» направил запрос в мэрию Новосибирска и будет следить за дальнейшим развитием событий.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ