Что скрывает «Невидимое»? Фильм о Новосибирской консерватории произвел фурор в «Победе»

Московский режиссер Алексей Камынин снял документальное кино о Новосибирской консерватории — умное и эмоциональное высказывание о жизни студентов и преподавателей. Как создавалась картина? Почему важно снимать в городе свое документальное кино? Как сложилась судьба героев? Зрители получили ответы на эти вопросы, а также были заинтригованы неожиданным происшествием на премьере картины.

Фильм о Новосибирской консерватории впервые показали в Новосибирске на большом экране в Центре культуры и отдыха «Победа» 29 марта. Картина была снята больше года назад к 65-летию консерватории. Инициатором проекта выступила Корпорация Ёлка, сценаристом и режиссером — Алексей Камынин, выпускник журфака МГУ и Высших курсов сценаристов и режиссеров им. Г. Н. Данелии (мастерская В. И. Хотиненко — П. К. Финна — В. А. Фенченко).

Сценарист и режиссер Алексей Камынин
Сценарист и режиссер документального фильма «Невидимое» Алексей Камынин

У Алексея за плечами несколько успешных игровых художественных фильмов. Например, его «Хандра» открывала фестиваль «Кинотавр» в 2019 году. А вот картина о консерватории для молодого режиссера — дебют в документальном кино.

Главными героями «Невидимого» стали студенты консерватории — сегодня они уже сами педагоги и профессиональные музыканты. Их четверо, все они — участники стипендиальной программы Фонда «Ёлка.Развитие»: скрипачка, аккордеонист, вокалист и пианист.

По сути, фильм — это зарисовки из жизни ребят. Их рассказы о планах и мечтах, надеждах и разочарованиях. В кадр попали реальные репетиции и общение с педагогами, концерты и дружеские беседы.

Артисты балета Большого театра

Новосибирцы оценивают звёзд Большого театра на сцене НОВАТа

«Моя роль была лишь организующей и незаметно наблюдающей. Я старался быть по максимуму… [невидимым], — раскрыл особенности съемок «Континенту Сибирь» Алексей Камынин. — Передо мной стояла задача создать драматургическую структуру, канву сюжета, а дальше не вмешиваться. Актеры внутри сцены жили сами — играли, общались, репетировали… Мы начали снимать два года назад. Приезжали в Новосибирск раз в месяц на несколько дней — подгадывая важные моменты в жизни героев, чтобы их запечатлеть. Всего на съемки ушло полгода».

По словам режиссера, картине повезло попасть на международные фестивали. Почти весь 2022 год «Невидимое» путешествовало не только по российским, но и  по зарубежным кинофестивалям — в Буэнос-Айресе и Берлине. Только, в силу понятных причин, без участия самого режиссера.

«Это большое чудо, что фильм хоть на какие-то международные фестивали попал, потому что сейчас это очень сложно для русского кино. Практически невозможно. Поэтому мы были крайне счастливы, что у фильма будет международная судьба», — не скрывает радости режиссер.

Фильм снимался в то время, когда всех еще лихорадило от ковида. Теперь об этом напоминают только попадающие в кадр маски. Особо внимательные зрители заметили и другие детали — унылым фоном за играющими музыкантами то и дело мелькали стены с облупившейся штукатуркой и выцветшими обоями.

Зрители Невидимого
Зрители во время общения со съемочной группой после премьеры картины «Невидимое» в ЦКиО «Победа» 29 марта

«Скажите, вы намеренно добавили хандры, чтобы получилось фестивальное кино? Мы видим интерьеры в стиле артхаус», — поинтересовалась одна из зрительниц.

«Да, конечно, я специально пришел и обои ободрал, — отшутился режиссер. — Для нас было главное люди и то, чем они занимаются. Студенты и педагоги. А если вдруг кто-то посмотрит и подумает, что у них могло быть лучше с ремонтом, то, может, он им и поможет?»

После этих слов зал дружно зааплодировал. Алексей Камынин уточнил, что съемки фильма проходили не только в помещениях консерватории, но и в филармонии, в музыкальном колледже им. Мурова и некоторых театрах. Напомним, что ранее новый ректор консерватории Вячеслав Стародубцев также обращал внимание на неудовлетворительное состояние учреждения.

Дон Жуан НОВАТ
Что делал Моцарт, когда убивали Командора, и где был Вивальди 24 февраля?

После премьеры картины Алексей Камынин признался, что остался очень доволен результатом своего дебюта в документальном кино.

«Мне, честно говоря, очень нравится, как получился фильм. Я считаю, что он лучше всех моих игровых. Передо мной была сложная творческая задача сделать фильм одновременно и фестивальным, и документальным, но при этом без говорящих голов ТВ-формата. Чтобы он был про искусство, но при этом интересен разному зрителю. Потому что, как правило, документальный фильм вызывает интерес, если посвящен известному человеку или горячей социальной теме. Тема «Невидимого» — искусство и служение ему», — говорит режиссер.

Другим вопросом, вызвавшим живой интерес зрителей, стало то, как отбирались участники  картины. По словам режиссера, знакомство с ребятами проходило по-разному, никаких особых требований к ним не предъявлялось. Например, скрипачку Анну Слепушкину он заприметил в коридорах консерватории в момент репетиции и пригласил в картину.

Экс-ректор Новосибирской консерватории Жанна Лавелина заинтриговала присутствующих информацией, что в фильме предполагалась еще одна героиня — сирийская студентка. Однако при монтаже было принято решение не включать эту линию, чтобы фильм не выглядел затянутым.

актеры фильма Невидимое
Режиссер Алексей Камынин (с микрофоном), актеры фильма «Невидимое» Иван Ромашко, Марк Парфенов, Анна Слепушкина и бывший ректор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Жанна Лавелина (в центре)

Чем же теперь заняты герои фильма, за время съемок успевшие окончить консерваторию? Как изменилась их жизнь?

«Я работаю в театре «Глобус», где прошла часть съемок. Оказался в театре впервые, посмотрел закулисье и пришел в полный восторг. Сейчас руковожу  вокальной студией театра», — поделился вокалист Иван Ромашко.

Другой участник картины, пианист Марк Парфенов, также преподает после окончания консерватории — у него большой класс студентов в музыкальном колледже. Кроме того, молодой человек подрабатывает концертмейстером и активно занимается сольной деятельностью. Но свои съемки в фильме вспоминает до сих пор.

Пианист Марк Парфенов
Пианист Марк Парфенов, герой документальной картины о Новосибирской консерватории

«Это было интересное и необычное время. Все мы были под прицелом камеры, старались быть непосредственными», — говорит Марк.

Анна Слепушкина называет съемки незабываемым опытом в своей жизни. Сегодня девушка работает по специальности в школе искусств и продолжает заниматься творчеством.

режиссёр Александр Сокуров

Режиссёр Александр Сокуров: «Мы не можем обойти своё время, перехитрить его. И это наша главная проблема»

К сожалению, четвертый герой фильма, баянист Темирлан Омаров, не смог присутствовать на премьере. После окончания консерватории он вернулся в родное село Довольное Новосибирской области.

Ненадолго увидели зрители в фильме и самого известного выпускника Новосибирской консерватории имени М. И. Глинки — выдающегося скрипача Вадима Репина, создателя Транссибирского арт-фестиваля.

Не обошлось на премьере «Невидимого» и без неожиданностей. На несколько минут экран потух, и зрители слушали только голоса героев. Как позже объяснили организаторы, это было связано с перебоями с электричеством. Зрители с юмором восприняли ситуацию, а некоторые заподозрили в случившемся «магию» названия картины. Впрочем, после заминки всем повезло увидеть и услышать в исполнении Ивана Ромашко «музыку космической красоты», как ее охарактеризовал сам вокалист, — песню о Днепре из оперы «Бег» Екатерины Приходовской. Композитор — тоже выпускница Новосибирской консерватории. Опера была написана ею в начале 2000-х гг. по одноименной пьесе Михаила Булгакова.

Екатерина Ивантеева
Екатерина Ивантеева — генеральный продюсер «Невидимого», попечитель Новосибирской государственной консерватории

Довольна премьерой и генеральный продюсер фильма Екатерина Ивантеева. Она раскрыла планы по дальнейшему участию Корпорации Ёлка в развитии документального кино в городе.

«Мне кажется, все прошло отлично. Мы рады продолжать сотрудничать с консерваторией, так как являемся членами попечительского совета учреждения. Было бы здорово сделать продолжение картины — например, приурочить его к одному из последующих юбилеев Новосибирской консерватории. Также у нас есть идея создания подобных совместных проектов с другими культурными учреждениями Новосибирска», — сказала «Континенту Сибирь» Екатерина Ивантеева.

В ближайшее время фильм о Новосибирской консерватории планируют показать и в других кинозалах города и области. Уже ведутся переговоры о прокате фильма в зале «Синема» и музыкальных школах районов Новосибирской области. Организаторы отмечают, что намерены с помощью картины популяризировать академическое музыкальное образование, и напоминают о том, что 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника.

Отдельной темой прошедшей премьеры стала судьба регионального кинематографа, который, по мнению присутствующих, сегодня по-прежнему остается вне поля внимания властей.

«Без спонсорской помощи не было бы фильма «Невидимое». Хотя фильм стоит меньше, чем обычно выделяется на иные культурные цели. И любой город, если захочет, может снимать подобные картины», — отметил Алексей Камынин.

Посмотреть реалистичную и трогательную историю становления молодых музыкантов можно на сайте Kinopoisk со 2 апреля. Организаторы благодарят ресторан «Морриконе» за участие в организации премьеры в Новосибирске.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ