ЛДС «Сибирь-Арена» является знаковым объектом Новосибирска не только благодаря своим инфраструктурным возможностям для проведения спортивных мероприятий. Среди важнейших задач, которые решались на стадии его проектирования и строительства, была организация связи, чтобы посетители арены могли всегда оставаться в онлайне. Опыт построения телеком-инфраструктуры ЛДС как сложного и важного в масштабах региона проекта интересен и с точки зрения тиражирования такого опыта на других объектах. О том, как проходила цифровизация ЛДС, — в материале «Континента Сибирь».
«Сегодня мы живем в век информационных технологий, когда постоянно быть на связи не просто прихоть, а важная необходимость. Общая площадь «Сибирь-Арены» — более 70 тыс. кв. метров, на которых работает порядка 120 человек. И своевременная передача информации от специалиста к специалисту — залог качественной работы и функционирования этого масштабного спортивного объекта», — такую задачу поставил директор ГАУ «Арена», эксплуатирующей организации «Сибирь-Арены» Павел Морозов.

Качественное покрытие для функционирования объекта такого уровня — важнейшая составляющая инфраструктуры. Как подчеркивает директор «МегаФона» в Новосибирске Денис Трофимчук, высокоскоростной интернет и хорошая голосовая связь необходимы как для повседневной работы сотрудников спорткомплекса, так и для зрителей во время проведения массовых мероприятий. Именно «МегаФон» создал техническую базу коммуникационной инфраструктуры «Сибирь-Арены», которой могут пользоваться и другие операторы.

«Компания «МегаФон» взяла на себя функцию якорного оператора на этом объекте и предложила решение, которое позволило и другим операторам «большой четверки» подключать оборудование к системе и обеспечить своих пользователей устойчивым сигналом, — добавляет министр цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь. — К настоящему времени на арене обеспечено устойчивое покрытие ПАО «МегаФон» и других операторов «большой четверки». Мы уже провели тестовые мероприятия на арене, которые показали, что сеть с нагрузками справляется».
Денис Трофимчук также отметил, что такие крупные инвестиционные проекты, как проект по оснащению нового ЛДС телеком-инфраструктурой, реализуются в том числе в рамках подписанного соглашения между «МегаФоном» и правительством Новосибирской области, заключенного в июне 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме. Помимо модернизации сетей связи на территории региона, соглашение включало в себя и ряд крупных строительных проектов — и «Сибирь-Арена» вошла в их число.
Также оператор оцифровал волейбольный центр «Локомотив-Арена» и новый международный терминал в Толмачево.
Сам оператор считает цифровую среду «Сибирь-Арены» в определенном смысле уникальной. «ЛДС — это многофункциональный комплекс, который может трансформироваться и принимать не только соревнования по хоккею, но и культурно-массовые мероприятия, собирающие единовременно более 12 тысяч участников. С технической точки зрения проект цифровизации «Сибирь-Арены» особый: здесь применяется специальная система мобильной связи. От обычной она отличается тем, что оборудование базовой станции как бы разбивается на множество независимых секторов», — отметил Денис Трофимчук.
«Перед началом прокладки и установки оборудования нам было необходимо разработать 3D дизайн-проект для расчета покрытия и моделирования сетей связи, который учитывал бы все существующие помещения и коммуникации «Сибирь-Арены», — рассказывает технический руководитель Новосибирского регионального отделения «МегаФона» Андрей Борисенков. — Перед началом монтажа кабелей и антенн была построена лотковая сеть на всех этажах спорткомплекса, а также над ледовым полем. Для прохода кабелей между этажами мы проложили четыре вертикальных шахты. Перекрытия здания с толщиной бетона 800 мм проходили алмазным бурением. Общая протяженность лотков составила более 5 километров, в которых сейчас проложены 21,5 километра негорючего коаксиального фидера. Всего было смонтировано более 250 антенн».
Антенная система, по его словам, установлена не только по периметру чаши стадиона, но и во всех коридорах, служебных и тренировочных помещениях, что должно обеспечить бесперебойную качественную связь во всем спортивном комплексе как во время регулярных тренировок, так и при массовых мероприятиях с высокой нагрузкой на сеть.
«На самом деле повседневное функционирование арены в части работы телекоммуникационной системы не очень отличается от дня проведения мероприятия, — комментируют в «МегаФоне». — В момент массовых мероприятий самое важное — обеспечить стабильность связи и не допустить перегрузки сети».
Представители «Арены» отметили, что все системы работают штатно, организаторы и гости проекта могут свободно пользоваться всеми цифровыми каналами связи, включая VoLTE.
«Мы гордимся участием в этом проекте, где наши инженеры применили накопленный опыт, наработанный нами на крупнейших спортивных событиях мирового уровня, — резюмирует Денис Трофимчук. — Первые тестовые мероприятия на арене показали, что наша сеть справляется с большой нагрузкой и позволяет обеспечивать скорости 4G-интернета до 200 Мбит/с».
В свою очередь кейс «Сибирь-Арены» стал показательным и для оператора в целом. Опыт, который компания получила при реализации проекта, может быть полезен и для других объектов в России. Таким образом, Новосибирск вновь стал для «МегаФона» пилотным регионом, где отрабатываются самые передовые технологические практики.
«Новосибирская область всегда была для «МегаФона» одним из ключевых регионов, — констатировал Денис Трофимчук. — Именно здесь в 2012 году мы впервые в России запустили сеть 4G, а спустя 10 лет в Новосибирске, впервые за Уралом, протестировали технологию 5G и подготовили сеть к новому стандарту. Уверен, что эффективное сотрудничество с правительством региона поможет нам реализовать новые проекты, повышающие доступность телеком‑услуг для жителей области, а также откроет большие возможности для цифровизации бизнеса и государственных предприятий».