Кто из сибирских губернаторов получил предвыборные гарантии? Алтайский кейс

Шесть из десяти регионов Сибирского федерального округа фактически перешли в режим губернаторских кампаний, запланированных на этот сентябрь. «Континент Сибирь» поговорил с политическими экспертами о предвыборном раскладе в каждом из субъектов. Какая из территорий не интересна крупным федеральным игрокам? Где основной конкурент действующего главы — он сам, вернее, его собственный рейтинг? Начинаем обзор с Алтайского края.

В ноябре 2022 года под занавес неслучившегося осеннего «губернаторопада» президент по видеосвязи пообщался с действующим главой Алтайского края Виктором Томенко. В нормальные времена такие контакты наблюдатели трактовали однозначно — как согласование на переизбрание. Кроме него, к настоящему моменту из сибирских губернаторов с истекающими полномочиями персонально (хоть и виртуально) общался с Путиным и предъявил этот факт публике только Андрей Травников. Правда, и тот — со скрытым результатом. Точно ли руководитель Новосибирской области идёт на выборы, эксперты скажут, когда увидят его среди участников праймериз, где «Единая Россия» благословляет своих кандидатов. А в Алтайском крае политические аналитики не ждут особой интриги: собеседники корреспондента «Континента Сибирь» уверены: Томенко получил гарантию поддержки на новый срок, 10 марта, например, в рамках кампании запустил свой телеграм-канал.

Барнаул
Фото из архива «Континента Сибирь»

То есть внутривидовой, основной, отбор он прошёл, Кремль вряд ли кинет на регион другого выпускника «губернаторских» курсов. Не столь уж заманчивое это место для нынешних «лидеров России» и для больших коммерческих структур, продвигающих своих протеже. Алтайский край — небогатый аграрный регион, за который не соперничают корпорации и крупные бизнес-игроки. Президент в начале разговора упрекнул Томенко в спаде инвестиций в основной капитал в 2020-2021 годах, при том, что на общероссийском уровне эксперты фиксировали рост. В настоящее время инвестиции — немаловажный критерий оценки эффективности работы руководителя территории. После слов Путина «Может быть, это просто уже устаревшие данные, может быть, за первое полугодие текущего года есть уже какие-то положительные тенденции?» глава региона позволил себе заверить президента, что с этим в крае всё в порядке — если учитывать инфляцию. А в 2023 году реальный рост инвестиций ожидается на уровне 4-5%. «В номинальном выражении объем инвестиций год от года растёт, и в последние годы он составлял примерно от 110 млрд до 125 млрд рублей. Последовательный, на небольшой процент, рост в номинальном выражении объёма инвестиций просматривался», — поспешил Виктор Томенко развеять сомнения руководителя страны, который принимает решение, кто достоин оставаться в губернаторском кресле.

На росте инвестиций в основной капитал настаивает и минэкономразвития Алтайского края.

«Континент Сибирь» отслеживает показатели социально-экономического развития регионов Сибирского федерального округа. Из года в год по объёму  валового регионального продукта Алтайский край держится в «середнячках».

Время для весеннего "губернаторопада" ещё есть, дедлайн — первая декада мая. Например, в Красноярском крае чуть ли не каждый день в инфополе закидываются имена людей, которых власть и бизнес якобы рассматривают на смену Александру Уссу. В порядке предположения в обсуждениях на эту тему фигурировала и фамилия Томенко. Он родился в Красноярском крае, сделал карьеру на ключевом предприятии региона, в «Норникеле», перед отъездом в соседний субъект был вице-премьером и председателем правительства Красноярского края (при Льве Кузнецове и при Викторе Толоконском). Политтехнологи, с которыми корреспондент «Континента Сибирь» общалась в ходе подготовки материала, скептически оценивают вероятность отъезда Томенко из Алтайского края: за ним нет крупных финансово-промышленных групп (ФПГ), влиятельных покровителей в красноярской элите и в федеральном правительстве (хотя его и связывают с вице-премьером РФ, выходцем из Красноярского края Александром Новаком).

Виктор Игнатов (слева) и Александр Карелин. Фото Михаила Перикова

«Единая Россия» назначила своих кураторов на выборы в Сибири

Согласование сверху не означает, что вопрос второго срока Виктора Томенко окончательно решён. О видах на Алтайский край говорил в феврале этого года лидер КПРФ Геннадий Зюганов, в марте тот же тезис повторил партийный технолог Сергей Обухов. Первый секретарь алтайских коммунистов, депутат Госдумы и потенциальный кандидат в главы территории Мария Прусакова закрепила намёки на возможность возращения региона в «красный пояс». В феврале алтайский обком решился на деле показать, почему их политическую структуру стоит брать в расчёт — вывел на улицы краевого центра шестьсот человек протестовать против роста тарифов ЖКХ. И это во времена, когда люди опасаются светиться на митингах, а системные деятели не рискуют их организовывать.

В разговоре с корреспондентом «Континента Сибирь» политолог Андрей Шалимов назвал позиции Виктора Томенко ненадёжными. «У него прошла встреча с Путиным, он вроде бы заручился гарантией, что его будут продвигать на выборы. Но он так и не стал «своим» в Алтайском крае, а КПРФ воспринимает регион, который раньше входил в «красный пояс», как площадку для захвата власти», — рассуждает эксперт.

Томенко

Дочь губернатора Алтайского края Виктора Томенко уехала на ПМЖ в Америку

Конкурентам Томенко не придётся ломать голову, за что его критиковать: провалы по линии здравоохранения, дочь в недружественной стране...

Угрозу не стоит недооценивать: единоросс Томенко встречался с Путиным в режиме видеосвязи, а лидер коммунистов Зюганов — лично. Целый год с начала спецоперации вся парламентская оппозиция день за днём демонстрировала лояльность, голосовала в федеральном парламенте в едином порыве. На фоне тех же «Новых людей», которые иногда пытаются подать признаки мнения, КПРФ из кожи вон лезла, чтобы показать: они для вертикали власти не хуже отдельных единороссов, а в чём-то — и похлеще.

Андрей Шалимов отмечает, что сейчас не 2018 год, когда победа системной оппозиции в Хабаровском крае (где тогда выиграл кандидат ЛДПР Сергей Фургал), в Хакасии (где тогда выиграл кандидат КПРФ Валентин Коновалов) воспринималась как провал кремлёвских кураторов. «Валентин Коновалов оказался не таким уж страшным для аппарата президента человеком. Кроме того, парламентские партии приглушили оппозиционность, подавляющее количество законопроектов Госдума принимает единогласно. Избрание персонажа не от «ЕР» сегодня не является критичным сценарием для Кремля. В нескольких регионах вполне допустимы конкурентные кампании. Если в 2022 году единороссы брали под 80-90%, в губернаторских кампаниях 2023-го возможен паритет и вторые туры», — считает собеседник «Континента Сибирь».

Перед тем, как вступить в схватку, оппонентам провластных кандидатов ещё нужно преодолеть муниципальный фильтр, то есть, собрать более 500 подписей местных депутатов и избранных глав сельсоветов. Удастся ли это той же КПРФ, решать Москве. Руководитель «Алтайского центра политконсалтинга» Константин Лукин допускает, что регион вполне может остаться без конкурентной кампании, где самым главным противником Томенко будет он сам, вернее, его антирейтинг — референдумный тип выборов.

Путин и Томенко

Глава Алтайского края объяснился перед Путиным за спад инвестиций в регионе

Однако вопрос о доверии, заданный избирателям, касается главы государства, неформально одобрившего переизбрание действующего главы региона. Низкий результат победителя имиджево негативен для президента.

Управляющий партнёр консалтинговой группы «Легион» политтехнолог Алексей Аксютенко тоже сомневается, что КПРФ договорилась с АП насчёт расширения сферы своего влияния. «Я думаю власть не станет заигрывать с КПРФ, решение будет приниматься исходя из политической целесообразности. КПРФ давно уже управляемая структура и серьёзной опасности для власти эта партия не представляет. Следовательно, идти коммунистам на серьёзные уступки поводов нет», — резюмирует политтехнолог.

А что коммунисты? Для них важнее — заявка на борьбу или реальный результат, который подразумевает власть и ответственность за развитие небогатого региона, работу в мягко говоря напряжённой экономической и социальной обстановке?

«КПРФ делает яркие заявления, будет разгонять информационный фон, — говорит Константин Лукин. — В Алтайском крае эта структура действительно в оппозиции к власти. (В отличие от Новосибирской области, например, где в некотором виде продолжает действовать пакт между единороссом-губернатором и мэром Новосибирска, коммунистом)». Собеседник «Континента Сибирь» допускает, что КПРФ устроила бы позиция первых среди остальных оппозиционных партий. В этом случае можно говорить: «мы бы выиграли, если бы нам дали преодолеть муниципальный фильтр». Выгодный для КПРФ сценарий — не только в Алтайском крае.

Курировать выборы в Алтайском крае «ЕР» поставила главу межрегионального координационного совета «ЕР» по Сибирскому федеральному округу, члена президиума генсовета «ЕР», депутата Госдумы от Новосибирской области Виктора Игнатова. У него солидный опыт политтехнологической работы в разных регионах Сибири, и взаимовыгодного сотрудничества с коммунистами, в том числе.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ: «Сдаст ли оппозиция Хакасию?»

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ