Избавит ли «цифра» от отключений тепла?

Сибирская генерирующая компания (СГК) объявила о запуске пилотного проекта по цифровизации тепловых сетей в Новосибирске, на который в ближайшие два года планируется выделить свыше 600 млн рублей, в том числе 121 млн рублей — до конца 2022 года. Представители компании и эксперты в области энергетики объяснили, как это повлияет на качество и стоимость теплоснабжения и почему подрядчики решили начать с тепловых пунктов левого берега, а правому придется подождать до 2023 года.

«Потери от утечки тепла — это наши потери»

По словам директора Новосибирского филиала СГК Андрея Колмакова, СГК определила главные задачи, которые должна решить цифровизация. «Это определение и установление баланса между тем, сколько произведено тепла на источнике, сколько передано по сетям и сколько получил потребитель. Есть задача определить, где теряется ресурс, найти те самые участки, которые надо заменить в рамках всех наших программ, поскольку разница между этими двумя показателями — это потери, в первую очередь, для нас самих», — отметил Андрей Колмаков 17 ноября в ходе посещения одного из 102 центральных тепловых пунктов (ЦТП), где шли работы по установке оборудования.

Одна из ключевых частей программы — установка на ЦТП приборов учета, чтобы видеть параметры подачи тепла от ЦТП, как он снабжает теплом подключенных к нему потребителей. Уже установленные приборы учета позволяют почувствовать разницу: повышается экономия, а значит, и экологичность теплоснабжения. По данным СГК, по состоянию на середину ноября уровень подпитки сетевой воды в трубопроводах с начала месяца сократился на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В октябре снижение за месяц составило 20%.

Новосибирск, по словам Андрея Колмакова, отличается повышенной сложностью системы теплоснабжения, включающий более 500 центральных тепловых пунктов и более 3000 километров теплосетей. Но при этом доля оснащенности приборами пользователей центрального отопления здесь одна из самых высоких в России — 86%. Это должно облегчить задачу по сведению показателей, которые дают ТЭЦ и котельные, и тех, что получают потребители.

Попытка номер два

Одна из причин того, что СГК решила начать с ЦТП на левом берегу Оби, — то, что правый берег уже пытался внедрить системы учета в тепловых пунктах в 2000-х годах, тогда модернизации подвергся примерно каждый пятый ЦТП. Однако, по словам исполнительного директора теплосетевого подразделения СГК Максима Рябенко, это были точечные решения, не связанные между собой, и они, по сути, бездействовали на протяжении многих лет. Сейчас компания «реанимировала» их, но в целом решила сделать акцент на левом берегу — потому что именно эти районы считаются наиболее сложными в части поддержания качества теплоснабжения.

Помимо общей изношенности сетей, причиной большого количества дефектов косвенно является сама схема теплоснабжения левобережных районов. В отличие от правого берега, где магистральные теплотрассы расположены по лучевой схеме и заканчиваются тупиками, здесь они проложены кольцами.

«На правом берегу для устранения дефекта достаточно отключить «луч», на левом берегу ситуация иная. Теплоноситель подается по кольцу, поэтому любое отключение, любая неисправность влияют на режимы и влекут последствия для всех потребителей, — говорит заместитель начальника второго теплосетевого района СГК Егор Попков. — Нужны постоянные регулировки, чтобы абоненты вне зоны повреждения оставались в заданных параметрах. Еще одна особенность участка в том, что здесь почти нет уклонов. В случае неисправности на правом берегу вода бежит по уклону и стекает в нижнюю камеру. Левый берег — своеобразное плато, это затрудняет задачу оперативного определения места порыва. Пока не откачаешь всю вышедшую на поверхность воду, не поймешь, где дефект образовался».

102 ЦТП, запланированные в программе цифровизации на этот год, расположены на левом берегу. «В Ленинском районе оснастили приборами уже 30% тепловых пунктов, планируем довести этот показатель до 90%», — делится планами Максим Рябенко. А на следующий год компания переключит свое внимание на правый берег.

«Такого рода автоматизация ЦТП позволит сетевой компании быстрее определять, что где-то появился и начинает раскрываться дефект. Оперативные действия по его поиску, локализации и устранение начнутся еще до жалоб жителей на холод, — комментирует независимый эксперт рынка теплоэнергетики Сергей Бухаров. — А дом может остывать порядка 12 часов. Очень надеюсь, что локализация по времени и месту дефекта позволит устранять проблему так, что потребители и знать о ней не будут».

Рано, поздно или вовремя?

Если в плане контроля потребления тепла Новосибирск показывает достаточно хорошие результаты, то на «среднем» уровне, куда входят те же ЦТП, город, по словам исполнительного директора межотраслевого фонда энергосбережения и развития ТЭК Новосибирской области Алексея Шибанова, отстал очень надолго. «Здесь все упирается в то, кто владеет инфраструктурой и принимает решения, — рассуждает он. — Как только появился крупный инвестор в лице СГК, задачи начали решаться. Не очень, конечно, радует то, что мы потеряли почти десять лет, но из этого тоже можно извлечь свои плюсы. Все ошибки, которые могли совершить мы, кто-то совершил до нас, и мы имеем возможность их обойти. Отставание можно наверстать — если будут деньги».

Андрей Колмаков, характеризуя перспективу цифровизации тепловых сетей, не исключил и такой вариант, что это позволит отказаться от летних гидравлических испытаний. «Пока мы не можем просто взять и сказать: все, больше не нужно это делать. Отказ должен быть подтвержден каким-то нормативным актом. Но если представить дальнюю перспективу, когда диспетчер на Серебренниковской сможет одним нажатием кнопки ликвидировать проблему на Горском жилмассиве, — тогда кто-то на уровне Ростехнадзора примет решение: все, летние отключения горячей воды ушли в прошлое».

Однако, по его словам, снижения тарифов на тепло от сокращения потерь ждать не стоит — это вопрос роста качества услуги, а не снижения цены на нее, а сэкономленные деньги вернутся в виде дополнительных ремонтов и модернизаций: «Сейчас важен каждый рубль».

Что еще несет цифровизация?

Кроме оцифровки ЦТП, которые будут передавать данные в реальном времени, программа цифровизации предполагает организацию контрольных точек в действующих тепловых камерах, в которых будут использоваться логгеры с автономным питанием.

Их задачей будет передавать все необходимые параметры: температуру теплоносителя и давление в трубопроводах, наличие воды в тепловой камере, сигнал о вскрытии люка и так далее. Данные будут передаваться по GPRS каждые 15 минут. Предусмотрена отправка сообщения при наступлении таких событий, как выход из допустимого диапазона параметра, затопление тепловой камеры, вскрытие люка.

Инвестпроект станет называться «Сухая камера» — установку датчиков затопления в 80 тепловых камерах на левом берегу и в 20 тепловых камерах на правом берегу СГК планирует реализовать уже в этом году.

В 2023 году предлагается также выделить специальные зоны регулирования, куда войдет реконструкция существующих тепловых камер, строительство павильонов для размещения оборудования, где из центрального диспетчерского пункта будет стабилизироваться давление в контрольных точках.

Отдельное направление — обустройство зон учета со строительством новых тепловых камер и организацией стационарного электроснабжения.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ