Знаменитый арт-новосибирец Михаил Паршиков отпраздновал своё 70-летие персональной выставкой в АРТ-центре «Красный».
18 ноября в АРТ-центре «Красный» открылась персональная выставка Михаила Паршикова – художника, внесшего огромный вклад в формирование визуального эго Новосибирска. Для АРТ-центра «Красный», достаточно молодого выставочного пространства, уверенно (но интеллигентно) вписавшегося в музейно-вернисажное сообщество, эта выставка – ещё один яркий плюс в портфолио. Для Михаила Паршикова – возможность показать вехи своей творческой биографии в эффектной и грамотной экспозиционной подаче. А для горожан-эстетов – шанс посмотреть на отличные образцы медиа-графики.
Асом медиа-графики (плаката, журнальной иллюстрации и рекламного рисунка) Михаил Паршиков стал в далёкие доцифровые времена. Когда неведомы были не только слова «нейросеть» и «веб-дизайн», но и бренд CorelDRAW. Первые экспонаты этого вернисажа – как раз из той поры, из ранних 1970-х. Будучи выпускником знаменитого СИБСТРИНа, как в советские годы назывался Новосибирский архитектурно-строительный университет, вооруженный именно «архитекторским» мастерством рисования, Михаил Паршиков весьма уверенно обжился в творческом пространстве, которое в 70-х именовалось боязливым термином «техническая эстетика» (звонкое и упругое слово «дизайн» тогда было нерекомендуемым к употреблению). Обжился и принёс в художественный мир Новосибирска понятие дизайнерской иллюстрации – графической картины, где необходимая для всякой иллюстрации повествовательность сочеталась с отточенностью и лаконизмом иероглифа.
Этими стильными «иероглифами Паршикова» постепенно заговорили с читателями все значимые в 90-е годы новосибирские издания. Плакаты и театральные афиши тоже обрели этот эстетский и узнаваемый лаконизм. По большому счету, Михаил Паршиков в товариществе с Сергеем Мосиенко и Александром Шурицем сформировали в позднесоветском Новосибирске коллективный бренд «новосибирская медиа-графика» – феномен, который принёс нашему городу репутацию стильного и продвинутого мегаполиса.
Особая прелесть свежеоткрывшейся выставки в АРТ-центре в том, что художественную манеру Паршикова зритель может увидеть не только в горизонтали (в веере жанров, графических техник и форматов), но и вертикально. То есть, в динамике формирующегося стиля – от фигуративных работ ранних 1970-х до новейших, компактно-концентрированных, олицетворяющих Паршикова-гранда. Причем, созерцательного удовольствия от раннего не меньше: магия «Ночной кухни» или цикла «Сказка» ничуть не девальвировалась и не стала старомодной.
Да, узорчатые листы «Сказки» подчеркнуто рукотворны: тушь, темпера, крафт-бумага – материалы, не то чтобы совсем незнакомые графикам Z-поколения, но уже достаточно для них экзотичные. А смотрится всё это абсолютно современно и сейчас.
Тяжкой, пыльной, монументальной историчности в переливчатых контекстах выставки в принципе нет. К тому же, атмосферу вернисажа от риска забронзоветь отлично предохраняет особый экспо-сектор – шаржи друзей на экспонента. Уютная и весёлая «котовость» Михаила Паршикова очень вдохновляет озорных портретистов. Причём, у каждого получается по-своему. С иронией и самоиронией у юбиляра вообще всё в полном порядке. Потому даже самые минималистичные, самые абстрагированные работы у Паршикова не холодны, а жизнерадостны. Проверить это на собственных ощущениях можно вплоть до 20 декабря.