Какие компании формируют экономику Новосибирской области?

Прошедший юбилей Новосибирской области можно рассматривать как повод для того, чтобы разобраться, какие компании вносят наибольший вклад в экономику региона.

Ведущие компании

Одним из критериев для такого анализа можно считать выручку крупнейших организаций, зарегистрированных на территории Новосибирской области. Если опираться на доступные в системе «СПАРК» данные по 2021 году, то топ-10 по региону формируют такие компании, как НПК «Катрен», авиакомпания S7, «Сибантрацит», «Разрез Восточный», «Новосибирскэнергосбыт», «Восточная Техника», «Сибэко» (входит в состав СГК), «Агроресурсы», ГК «Демидов», Новосибирский металлургический завод имени Кузьмина. Выручка каждого из этих предприятий превысила 23 млрд рублей. У лидера рейтинга — НПК «Катрен» — этот показатель превысил 230,5 млрд рублей.

Впрочем, здесь еще важно отдавать себе отчет в том, что важно не только попадание в рейтинг, но и устойчивость позиций на протяжении длительного времени. Наращивание выручки без наличия соответствующего финансового фундамента не способно обеспечить компании постоянное членство в рейтинге. Поэтому здесь важно отметить и те предприятия, которые не первый год входят в топ-20 или тем более в топ-10 компаний по выручке, а также лидеров своих отраслей. Среди стабильных участников рейтинга можно, к примеру, выделить крупнейшего дорожного подрядчика — АО «Новосибирскавтодор». По итогам 2021 года выручка этой организации составила 14,2 млрд рублей, в этом году, по данным компании, планируется примерно тот же объем.

вклад компаний в экономику Новосибирскавтодор
Оценивая вклад компаний в экономику региона, важно принимать во внимание не только текущие позиции организации, но и стабильность развития

Другой немаловажный критерий, на основании которого уместно оценивать вклад компаний в экономику региона, — сумма налоговых поступлений в бюджет. По данным ФНС, в топ-10 плательщиков, состоящих на налоговом учете на территории Новосибирской области и уплативших налоги в консолидированный бюджет субъекта РФ, за I квартал 2022 года вошли АО «Сибирский Антрацит», ООО «Разрез Восточный», ООО «Пивоваренная компания «Балтика», ПАО «Сбербанк России», АО «АБ ИнБев Эфес», АО «Сибирская энергетическая компания», ОАО «РЖД», ПАО «Компания «Сухой», ГОУ «Новосибирское региональное отделение ФСС РФ», ООО РНКО «Платежный центр». Доля налоговых поступлений от этих компаний составила 22%, или 10 819 млн рублей. А если рассматривать данные по первому полугодию 2022 года, то в консолидированный бюджет субъекта за этот период десять крупных налогоплательщиков перечислили 24 207 млн рублей, или 23,6% от общей суммы поступлений в соответствующий бюджет.

Топ-10 плательщиков, состоящих на налоговом учете на территории Новосибирской области и уплативших налоги (сборы) в консолидированный бюджет субъекта РФ, за I квартал 2022 года

— АО «Сибирский Антрацит»
— ООО «Разрез Восточный»
— ООО «Пивоваренная компания «Балтика»
— ПАО «Сбербанк России»
— АО «АБ ИнБев Эфес»
— АО «Сибирская энергетическая компания» (СГК)
— ОАО «РЖД»
— ПАО «Компания «Сухой»
— ГОУ «Новосибирское региональное отделение ФСС РФ»
— ООО РНКО «Платежный центр»

Данные: ФНС

При этом, как видно, список крупнейших налогоплательщиков не всегда совпадает с рейтингом компаний по выручке. В большинстве случаев так и должно быть: если организация получила больше выручки, то заплатила большую сумму налогов в бюджет. Однако есть несколько «но». У ряда компаний и отраслей своя специфика налогового обложения. Как объясняют «Континенту Сибирь» в компании «Юнисервис Капитал», организации государственного сектора выплачивают по большей части НДФЛ (собственно и поступления НДФЛ в бюджет сформированы в основном за счет компаний госуправления, образования и здравоохранения), свои особенности налогообложения и у компаний транспортной отрасли.

ТОП-30 предприятий Новосибирской области по показателю выручки
Наименование Вид деятельности / отрасль 2020, выручка, RUB 2021, выручка, RUB
1 «Катрен» Торговля оптовая фармацевтической продукцией 214 005 564 000 230 546 259 000
2 Авиакомпания «Сибирь» (S7) Перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию 97 517 701 000 155 963 762 000
3 «Сибантрацит» Добыча антрацита открытым способом 44 526 079 000 83 073 268 000
4 «Новосибирскэнергосбыт» Торговля электроэнергией 42 393 962 000 48 099 931 000
5 «Восточная Техника» Торговля оптовая прочими машинами и оборудованием 29 146 659 000 43 023 520 000
6 «Разрез Восточный» Добыча антрацита открытым способом 26 200 390 000 38 082 131 000
7 «Сибэко» (СГК) Производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций 28 963 101 000 34 579 257 000
8 «Агроресурсы» Торговля оптовая фармацевтической продукцией 23 527 382 000 26 621 810 000
9 Группа компаний «Демидов» Торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями 14 909 080 000 26 482 303 000
10 НМЗ имени Кузьмина Производство стальных труб, полых профилей и фитингов 13 650 762 000 23 544 842 000
11 «СДЭК-Глобал» Деятельность курьерская 15 701 203 000 21 779 294 000
12 «Феррум» Торговля оптовая металлами и металлическими рудами 13 313 662 000 20 297 779 000
13 «Рич Фэмили» Торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами 17 600 973 000 20 006 255 000
14 НПК Торговля оптовая сельскохозяйственным сырьем и живыми животными 9 433 223 000 19 507 962 000
15 «ГазпромМежрегионГаз» Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами 15 835 859 000 19 232 359 000
16 КМП «Восток» Производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки 19 569 598 000 17 959 542 000
17 «Новапорт-ГСМ» Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами 9 877 802 000 15 767 079 000
18 РЭС Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям 14 121 031 000 15 721 167 000
19 «Агротрак» Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями 9 243 259 000 15 259 044 000
20 «Новосибирскавтодор» Строительство автомобильных дорог и автомагистралей 13 139 127 000 14 237 129 000
21 «Газпромнефть-Терминал» Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки 5 889 247 000 13 769 092 000
22 «УСТ. Сибирский регион» Торговля оптовая металлами в первичных формах 8 786 712 000 13 266 725 000
23 Сибирская продовольственная компания Переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции 12 916 142 000 13 073 045 000
24 «Кудряшовский мясокомбинат» («Сибагро») Производство мяса в охлажденном виде 8 463 265 000 11 666 538 000
25 «Вестор-Бэст» Производство материалов, применяемых в медицинских целях 8 391 362 000 10 664 150 000
26 «Нафтатранс Плюс» Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами 7 627 088 000 10 350 271 000
27 ПФК «Обновление» Производство лекарственных препаратов 8 561 381 000 9 026 841 000
28 «Кудряшовское» Разведение свиней 5 928 477 000 8 667 353 000
29 Новосибирский завод химконцентратов (НЗХК) Производство ядерного топлива 7 877 164 000 8 647 479 000
30 Новосибирский аффинажный завод Производство драгоценных металлов 10 409 914 000 8 338 951 000

Данные: «СПАРК-интерфакс»

Компании-лидеры как отражение структуры ВРП

Как отмечают аналитики компании «Юнисервис Капитал», в структуре валового регионального продукта Новосибирской области превалируют предприятия оптовой и розничной торговли (16%), транспорта и хранения (14%), обрабатывающего производства (14%), а суммарная доля видов экономической деятельности, связанных со сферой общественных услуг (здравоохранение, образование, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом), занимает около 33%. При этом как такового доминирования конкретной отрасли нет, что является одной из особенностей отраслевой специфики региона, в то время как другие субъекты могут твердо отстаивать свое преимущество в той или иной отрасли. Уровень диверсификации налоговых поступлений в бюджет Новосибирской области оценивается как высокий, его структура сопоставима с отраслевым делением ВРП, где лидерство отведено торговле, обрабатывающему производству и транспорту.

Новосибирскавтодор строительство аэропорт
Роль сферы дорожного строительства в экономике региона будет только усиливаться

Изменения в составе топ-10 также неизбежны. Еще недавно там можно было найти «Обувь России» или, к примеру, «Холидей», однако сейчас этих организаций в списке уже нет. «Ротация в первой десятке налогоплательщиков продолжается всегда, это объективный, живой механизм — кто-то уходит, кто-то приходит. Конечно, хотелось бы, чтобы у нас в регионе работало больше крупных компаний. Но это не значит, что в топе крупных можно существовать вечно», — отмечали ранее в ФНС.

Безусловно, в 2022 году также произошли значимые изменения, которые не могли не отразиться на структуре экономики и, как следствие, на позиции ключевых компаний. По данным «Юнисервис Капитала», среди лидеров импортозависимых отраслей является фармацевтика. Доля импорта лекарственных средств и материалов из «недружественных» стран составляет 48%. На текущий момент поставки из стран ЕС уже снизились на четверть. Отечественная фармацевтика может пострадать и в результате перебоев с поставками промежуточной продукции. Все это отразится на показателях компаний, выручка которых может снизиться на 20–30%. А дальше следующий этап последствий — уменьшатся и налоговые поступления в бюджет региона от торговой отрасли.

Новосибирскавтодор строительство развязки
В ближайшие годы транспортная инфраструктура Новосибирской области продолжит совершенствоваться

Потребление электроэнергии, например, также к концу 2022 года, по прогнозам «Юнисервис Капитала», может упасть примерно на 5–7%, что является отражением спроса на электроэнергию. Его уменьшение может сказаться и на выручке генерирующих компаний, в том числе АО «Новосибирскэнергосбыт», являющегося одной из крупнейших компаний по выручке в Новосибирской области, считают аналитики компании.

Поиски новых решений активно ведутся и одним из крупнейших налогоплательщиков ООО «Пивоваренная компания Балтика», которое ищет инвестора для покупки российской компании Carlsberg, являющейся дочерним предприятием «Балтики». Объявляются и тендеры на поставку отечественного оборудования взамен «иностранцев».

В то же время есть отрасли, которые преуспевают и увеличивают свои производственные показатели. Добыча антрацита, например, за первое полугодие 2022 года увеличилась на 9,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Как следствие, в отраслевой структуре налоговых доходов обрабатывающее производство, по мнению «Юнисервис Капитала», может выйти в число лидеров, обогнав торговую деятельность.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Компания «Новосибирскавтодор» является не только одним из крупнейших участников отрасли дорожного строительства региона, но и неизменно входит в топ-20 крупнейших предприятий Новосибирской области. Генеральный директор компании АНАТОЛИЙ ВОРОБЬЕВ рассказал о том, за счет чего «Новосибирскавтодору» удалось этого добиться и какой вклад компания вносит в экономику региона.

Анатолий Воробьев: «Конкуренция на рынке дорожного строительства становится жестче, но это только повод не терять темп»
Анатолий Воробьев: «Конкуренция на рынке дорожного строительства становится жестче, но это только повод не терять темп»

— На сегодня АО «Новосибирскавтодор» выполняет дорожные работы в Новосибирской, Омской, Кемеровской и Челябинской областях, Алтайском крае и Республике Алтай. В целом география деятельности группы компаний насчитывает 21 субъект РФ.

Инвестируя в строительство, ремонт и содержание дорожных объектов, мы создаем рабочие места и обеспечиваем достойный уровень жизни тысячам работников дорожной отрасли в нескольких регионах нашей страны, что оказывает благотворное влияние на социально-экономическое состояние регионов присутствия компании.

Наша стратегическая цель — это качественное и своевременное строительство автодорог, повышение уровня качества содержания дорог на территории России. Мы способствуем выполнению этой цели, используя различные инструменты: разрабатываем и внедряем инновационные технологии, обновляем парк техники, повышаем квалификацию своих специалистов. Безусловно, такую цель нельзя было бы реализовать без возможности оказания всего спектра услуг по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений.

Новосибирскавтодор строительство автодорог
Стратегическая цель компании — это качественное и своевременное строительство автодорог, повышение уровня качества содержания дорог на территории России

С 1995 года, когда была основана наша компания, по сей день «Новосибирскавтодором» было отремонтировано и построено более 5000 километров дорог. Среди наиболее крупных инвестпроектов, реализованных «Новосибирскавтодором» за всю свою историю работы в регионе, можно отметить:

  1. Строительство автомобильной дороги Северный обход г. Новосибирска (а/д Омск — Новосибирск на участке от с. Прокудское до пос. Сокур с мостовым переходом через р. Обь у пос. Красный Яр) (цементобетонное покрытие). (2007–2011 гг.)
  2. Строительство подъездной автомобильной дороги к международному пассажирскому терминалу аэропорта Кневичи с цементобетонным покрытием и транспортной развязкой в двух уровнях. Объект саммита АТЭС-2012 в г. Владивостоке. (2010 г.)
  3. Строительство автомобильной дороги «118 км а/д «К-17р» — Камень-на-Оби» на участке Кирза — гр. Алтайского края в Ордынском районе Новосибирской области (1-й, 2-й, 3-й пусковые комплексы). (2010–2013 гг.)
  4. Строительство автомобильной дороги Барышево — Орловка — Кольцово с автодорожным тоннелем под железной дорогой. (2013–2015 гг.)
  5. Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-51, М-53, М-55 «Байкал» — от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, Красноярский край, Новосибирская область (1-й, 2-й, 3-й этапы) (цементобетонное покрытие). (2014–2020 гг.)
  6. Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция аэропортового комплекса «Толмачево» (г. Новосибирск) (2020–2022 гг.) и строительство подъездной автомобильной дороги к международному пассажирскому терминалу аэропорта Кневичи (г. Владивосток).
  7. «Строительство автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт» — от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией» (Восточный обход г. Новосибирска, участки 1А, 1Б, 1В, 1Г).

Если говорить о том, что представляет «Новосибирскавтодор» сегодня, то я бы отметил, что это технологичная компания с современным менеджментом, уверенно поддерживающая свое рыночное присутствие в отрасли дорожного строительства. Безусловно, такой путь развития требует постоянных инвестиций. На таком фоне наиболее актуальными являются задачи по сохранению высокопрофессионального коллектива, способного обеспечить должное качество конечного продукта.

Новосибирскавтодор дорожное строительство
Восточный обход можно считать одним из наиболее масштабных проектов в сфере дорожного строительства Новосибирской области

Для этого мы уже не первый год сотрудничаем с ключевыми дорожными вузами и колледжами в регионах присутствия. Наши сотрудники повышают квалификацию и в собственном специализированном Учебном центре, где проходят курсы внедрения лучших практик отечественных и зарубежных компаний, а также традиционный ежегодный инструктаж сотрудников ДРСУ в преддверии зимнего сезона. Благодаря этому удается актуализировать профессиональные знания у работников, отвечающих за качество и безопасность работ по содержанию дорог.

Новосибирскавтодор строительство дороги
Компания «Новосибирскавтодор» продолжает курс на активное развитие

«Новосибирскавтодор» планирует и дальше укреплять позиции в регионах присутствия, расширять географию деятельности, диверсифицировать портфель заказов (как по уровням заказчиков, так и по видам выполняемых работ), укреплять профессиональный уровень сотрудников, повышать качество выполняемых работ.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ