Новые технологии в угледобыче: в Сибири испытают первую отечественную дизель-гидравлическую буровую установку

Горняки угольной компании «Кузбассразрезуголь» приступили к испытаниям первой отечественной дизель-гидравлической буровой установки. Станок МР-200 разработали конструкторы ООО «ИЗ-КАРТЭКС». В ближайшие три месяца горнякам предстоит испытать в деле отечественную буровую установку на Кедровском разрезе угольной компании в Кемеровской области.

 В соответствии с технологическими возможностями

 Парк современной горной техники угольных разрезов Кузбасса вскоре пополнится новой буровой машиной последнего поколения. Буровой станок МР-200 создан на производственной площадке санкт-петербургского ООО «ИЗ-КАРТЭКС» в партнерстве с ООО «Новые технологии Западной Сибири». Тест на серийность и соответствие всем современным требованиям угледобычи установке предстоит пройти на площадке УК «Кузбассразрезуголь» в Кедровском угольном разрезе.

Новые технологии в угледобыче
Экскаватор ЭКГ-32Р №1

«Площадка для испытания выбрана не случайно: угольная компания многие годы сотрудничает с отечественными производителями карьерной техники, — рассказал заместитель директора по производству УК «Кузбассразрезуголь» Роман Смирнов. — Например, все экскаваторы УЗТМ-ИЗ КАРТЭКС нового поколения проходили испытания на предприятиях «Кузбассразрезугля». Работа в тандеме — от технического задания до запуска в промышленную эксплуатацию — позволяет производителю оперативно устранять недочеты новых моделей, а нам — получать высокопроизводительное оборудование, полностью соответствующее нашим запросам».

Стоит заметить, что история угледобычи в России и Сибири традиционно тесно связана с историей развития тяжелого машиностроения. Новая, более мощная техника, которая должна была обеспечивать рост объемов производства, проходила испытания в полевых условиях угольных разрезов. А так как растущие планы угледобывающих компаний требовали более производительного оборудования, то и связь угледобычи с машиностроением из года в год только росла и крепла.

Поэтому неудивительно, что экскаваторы, карьерные самосвалы и другая горная техника зачастую разрабатывались под запросы крупнейшего в стране объединения открытой угледобычи — «Кузбассразрезугля». А испытания в сложных горно-геологических и климатических условиях Кузбасса в итоге позволяли создавать модели оборудования, способного в дальнейшем работать практически в любой точке мира — от Якутии до Африки.

Десять лет назад компания «Кузбассразрезуголь» завершила смену поколений бурового оборудования — с морально устаревших электрических станков угольщики перешли на более производительные и мобильные дизельные. Сегодня основа бурового парка компании «Кузбассразрезуголь» — хорошо зарекомендовавшие себя станки DML. Новая установка МР-200 является практически полным аналогом данной модели.

Станок предназначен для бурения вертикальных и наклонных взрывных скважин диаметром 170–250 мм при открытой разработке месторождений. Он способен выполнять наклонное бурение с максимальным углом 30 градусов. Плановая производительность машины — 25 километров пробуренных скважин в месяц. Опытно-промышленные испытания МР-200 продлятся не менее трех месяцев.

«На этом этапе наша задача — еще раз тщательно оценить работу всех систем и при необходимости внести предложения по их совершенствованию», — рассказал подробности технический директор ООО «ИЗ-КАРТЭКС им. П. Г. Коробкова» Андрей Ганин.

На протяжении всего срока испытаний следить за работой машины будет ее проектировщик — главный конструктор проекта дирекции по конструированию «ИЗ-КАРТЭКС» Станислав Тихомиров, за техническую поддержку отвечает ООО «Новые технологии Западной Сибири».

«Мы надеемся на положительные результаты и производительность не ниже, чем у аналогичных машин такого класса», — отметил генеральный директор ООО «Кузбассразрезуголь-Взрывпром» Евгений Борисенко.

Главной особенностью буровой установки является воплощение всех основных современных конструктивных и технологических решений для подобного рода установок в угледобыче. Так, основные и вспомогательные механизмы станка полностью гидрофицированы, что позволяет значительно снизить их массу по сравнению с аналогичными узлами, имеющими электропривод.

Буровая установка оборудована эргономичной кабиной с системами вентиляции, отопления (в том числе автономного) и фильтрации поступающего воздуха. Для оператора предусмотрена виброзащита, а точно рассчитанное расположение элементов управления позволяет быстро адаптироваться к рабочему месту. В перспективе система управления станка позволит вести мониторинг процесса бурения и обеспечивать дистанционное управление с обратной связью.

Начало новой технологической «эры»

Стоит заметить, что МР-200 — далеко не первый опыт создания мощной отечественной горнодобывающей техники с участием кузбасской угольной компании. Пробным шаром отечественного тяжелого машиностроения XXI века стал 18-«кубовый» экскаватор ЭКГ-1500Р. Этот экскаватор был запущен для опытно-промышленных испытаний в 2009 году на Талдинском разрезе. По заказу УК «Кузбассразрезуголь» его совместно спроектировали и изготовили «ИЗ-КАРТЭКС» и Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ).

Несмотря на то что модель осталась в единственном экземпляре, она дала толчок к рождению двух серий современных экскаваторов: ЭКГ-18Р («ИЗ-КАРТЭКС») и ЭКГ-18 (УЗТМ). Обе машины доводились «до конструктивного ума» на предприятиях УК «Кузбассразрезуголь». Сегодня на разрезах угольной компании работает 20 современных отечественных экскаваторов с объемом ковша 18 кубометров.

Следующим шагом для уральского и санкт-петербургского заводов стало создание машины с увеличенной мощностью ковша. В 2011-м на Краснобродском разрезе запустили ЭКГ-32Р от «ИЗ-КАРТЭКС», спустя шесть лет — ЭКГ-35, выпущенный УЗТМ.

Кроме того, результатом сотрудничества горняков и машиностроителей стали так называемые «двойки» — модернизированные версии головных образцов ЭКГ-32Р № 2 на Краснобродском и ЭКГ-35 № 2 на Кедровском разрезе.

В начале 2022 года уже третий ЭКГ-35 приступил к работе на Краснобродском угольном разрезе. «Проверка боем» — важнейший этап в создании серийной угледобывающей техники, уверены угольщики. В ходе эксплуатации машин выявляются их слабые места и находятся решения по усилению конструктивов. А итогом всей этой работы становится производство более совершенной и производительной техники.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ