В новосибирском Биотехнопарке займутся БАДами и нутрициологией

NL International — компания, ассоциирующаяся с понятиями «сетевой маркетинг», «пищевые добавки», «БАДы», — потянулась к знаниям. Резидентом Биотехнопарка в Кольцово стала первая в Новосибирской области лаборатория, которая будет проводить исследования в модной научной дисциплине под названием нутрициология.

Впрочем, сам резидент — лабораторный центр R&D ULTRANOVATION Laboratory — подчеркивает, что родство с сетевым БАД-маркетингом – не более, чем объективный факт биографии. А функционал компании будет иметь общенаучное и общерыночное значение. (Напомним, что сокращение R&D (Research and Development) применяется для обозначения внутрикорпоративных или автономных лабораторных предприятий, занимающихся как экспертно-сертификационной работой, так и комплексной проектной деятельностью).

Лабораторный центр R&D ULTRANOVATION Laboratory расположился в титульном здании кольцовского Биотехнопарка, которое, к тому же, служит и архитектурным талисманом Кольцово, его открыточным символом – в комплексе с неформальным прозвищем «гусеница». Лабораторные и административные помещения предприятия занимают существенную часть площадей, так что пятнадцатый резидент если и не самый крупный, то один из самых значимых, формирующих имидж.

Как сказала на welcome party в честь открытия директор предприятия Светлана Король, R&D лаборатории – формат, изначально многогранный и по статусу, и по функциям. В рассматриваемом же случае он живет и действует на стыке академической биологии и биохимии, прикладной науки и коммерческой пищевой индустрии со всеми её атрибутами (маркетингом, локализацией, дистрибуцией). Научный профиль лаборатории, нутрициология – по сути типовая межграничная дисциплина. Нутрициология – наука о здоровом и рациональном питании, потому доля утилитарности, обычная для прикладных дисциплин, в её «эго» достаточно существенна. А специалисты из академической среды вовлечены как эксперты.

NL International нутрициология Светлана Король
По словам Светланы Король лаборатория будет работать в сфере нутрициологии. Фото Михаила Перикова

По словам Светланы Король, первым успехом нутрициологии в её современном понимании стало научно обоснованное внедрение овсянки в рацион россиян на рубеже 1900-х.  Тогда речь шла о продукте под коммерческим именем «Геркулес», которое потом стало ассоциироваться с овсянкой как таковой.

Нутрициология – достаточно молодая прикладная наука, «возмужание» которой совпало с бумом ЗОЖ-идеологии и в значительной мере им же и было обусловлено. Базовый постулат нутрициологии – идея о несоответствии массовой фуд-индустрии (олицетворяемой ассортиментом супермаркетов, гастрономов и рынков) потребностям современного горожанина.

Как подчеркнула Светлана Король, нутрициологический портрет среднего россиянина за 30 лет радикально изменился. В том числе и из-за автомобилизации. Тридцать лет назад люди больше ходили пешком. Соответственно, социально обусловленный запрос нутрициологии не покрывается матчастью «обычного» фуд-маркета, который за три десятилетия существенных перемен не претерпел.

Основатель NL International Дмитрий Хохлов

Основатель NL International Дмитрий Хохлов прокомменти­ровал сложившуюся ситуацию вокруг компании

Неудивительно, что такое самопозиционирование на глубинном уровне конфликтно по отношению к обычной продуктовой рознице.

И товар, генерируемый R&D-предприятиями, на полках и прилавках обычных магазинов представлен в микро-пропорциях либо не представлен вообще. А форма коммерческого бытования нутрициологических разработок – сетевой маркетинг, подчеркнуто обособленный от технологий и этики фуд-ритейла.

Вопрос, просившийся на язык журналистов, пришедших на welcome party, был покрыт авансом и с достаточной откровенностью: компания NL International обозначена как инвестор и стратегический партнер лаборатории. Как отметили представители NL International, сотрудничество подразумевается и в экспертно-аналитической, и в производственной сфере. И оно началось еще до официального открытия лаборатории.

Правда, на этом запас откровенности и иссяк: объём производства, в которое будет вовлечена R&D ULTRANOVATION Laboratory, руководство NL International не огласило даже на отвлеченно-образном уровне. За рамками беседы остался и объём вложений в оснащение лаборатории.

«Он рассчитан и пропорционален запросам рынка, — округло высказался вице-президент NL International Роман Товстик.

Компания NL International создана в 2000 году. Штаб-квартира и производственная площадка компании находятся в Новосибирске и занимают более 12,5 тысяч квадратных метров. Официальные представительства в 11 странах. 25 продуктовых линеек. Более 300 наименований продукции: функциональное питание, витамины для мужчин, женщин и детей, бытовая химия и косметика.

В основе бизнеса NL лежит MLM или multilevel marketing — сетевой маркетинг. Это система прямых продаж, при которой компания не ждёт, пока аудитория сама заинтересуется товаром и купит продукт, а привлекает дистрибьюторов для их поиска

Ассортимент выпускается на базах независимых изготовителей на территории России, Франции и Германии, Италии и Кореи с полным соблюдением технологических циклов и контролем готовой продукции. Ассортимент имеет международный сертификат ISO 22000 international standard, клиентское сообщество – 5 млн. человек. Объём продаж не оглашается. Оглашается лишь «постоянный рост клиентской базы». Отзывы на официальном сайте проходят жесткую цензуру. Все негативные или неоднозначные отзывы не допускаются к публикации и удаляются модераторами сайта.

На вопрос о перспективах сотрудничества с обычной, «полочной» фуд-розницей Роман Товстик ответил с той же изящной округлостью: «NL International изначально родилась и состоялась именно как сетевая компания, правильность этого пути доказана нашими успехами, опыта взаимодействия с фуд-ритейлом у нас не было и доселе не было обусловленной потребности в таком взаимодействии».        

Такой ответ соответствует идеологическому базису нутрициологии и индустрии биоактивных пищевых добавок: здоровье, продуктивная активность и долголетие современного человека должны модерироваться именно дополнительными средствами. Продуктами, напитками и десертами, которые формируют собой автономные рыночные ниши, не пересекающиеся с традиционным фуд-ритейлом.

Любопытно, что в этом подчеркнутом изоляционизме оставлена и аккуратная «калитка»: Светлана Король подчеркнула, что миссия лаборатории будет многосоставной:тестирование и нутрициологическая оценка готовых к производству БАД-новинок и товаров сегмента health fool, собственная проектная деятельность по этим темам и нутрициологические исследования продуктов обычного фуд-ритейла – как по заказам конкретных предприятий, так и по общественным запросам.

Технологическая и кадровая вооруженность как раз и соответствует такой широте задач.  «В штате 12 человек, — пояснила Светлана Король, — Есть специалисты по регистрации и сертификации. Есть нутрициолог и диетолог, есть эксперты по бактериологии и токсикологии. Задействованы все научные дисциплины, важные при разработке и экспертной оценке продуктов».

Тест-драйв ресторана "Коробок"
Дарья Мартынкина: «После нашего визита в «Коробке», возможно, перегруппируют меню»

Примечательно, что самыми «горячими» темами нутрициологии, социально одобряемыми в странах «золотого миллиарда», R&D ULTRANOVATION Laboratory заниматься не планирует. «О разработке альтернативного мяса и молока речи не идёт – лаборатория не настолько жестко вовлечена в «повестку», — отметила Светлана Король.

По солидарным словам представителей лаборатории и NL Inrernational, целеполагание проекта не зависит от зарубежных спекулятивных контекстов и определяется именно отечественными приоритетами, признанными на государственном уровне.

«Мы – лаборатория полного цикла, активная во взаимодействии и с наукой, и с бизнесом, — акцентировала Светлана Король. – Обогащенные продукты и современные пищевые технологии — это и корпоративные заказы, отработанные для стратегического партнера, и предложения для рынка, для других производителей. Просветительская деятельность в сфере диетологи и нутрициологии – тоже наша задача. И, конечно, открытое взаимодействие с диетологами, биологами и биохимиками. Биотехнопарк для нас – идеальная контекстная среда такого сотрудничества».

Символичен в этом контексте и графический образ 15-го резидента: логотип «U» в характерном цвете фруктово-карамельной глазури, покрывающей обычно пончики и капкейки – адресация к коллективному визави (вы, мы) и намёк на причастность к пищевой отрасли в её широком понимании.

Всё это – и эстетика логотипа, и подчеркнутая вовлеченность в общие задачи фуд-маркета, воспринимается как выход из одиозного контекста, с которым в России отождествляется сетевая БАД-индустрия. И хотя самопрезентация самого стратегического партнера звучит еще очень «по-сетевому», R&D ULTRANOVATION – образ уже заметно новый.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через нашу группу в ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ