Основатель SHMIDT CONSULTING

Какой должна быть система управления в новых экономических условиях?

В экономических условиях, в которых мы все сегодня находимся, можно выделить 6 базисов системы управления бизнесом, которые отчасти как будто противоречат друг другу. Реализовать их одновременно действительно очень сложно. Но сегодня — необходимо. Итак, рассмотрим, что они из себя представляют по пунктам — и почему не учитывать каждый будет большой ошибкой. 

Эдуард Шмидт

  1. Клиентоцентричность
  2. Технологичность
  3. Аналитичность
  4. Компетентность
  5. Производительность
  6. Гибкость

Клиентоцентричность

Сегодня компаниям, которые желают преуспеть, необходимо планировать свое производство и закупки в зависимости от ситуации на рынке и клиентской базы, а не от возможностей своего производства. Это накладывает на компанию определенные требования по пониманию своего рынка и его мониторингу. Стоит задаться вопросом: насколько быстро вы обновляете данные о том, что происходит в вашей отрасли и с вашими клиентами?

Если следовать этому принципу, то в центре системы управления компанией становятся продажи. Они выступают в роли солнца в то время, как все остальные подразделения компании — планеты вокруг него.

К сожалению, в России все еще огромное количество компаний не ставят клиента (и продажи) в центр своей системы. Очень немногие обращают взгляд на рынок хотя бы раз в полгода — и продолжают исходить не из его обновленных требований, а из личных желаний собственника и возможностей производства.

Технологичность

Сегодня уже очевидно, что развиваться будут те компании, которые уделяют достаточно внимания автоматизации своих бизнес-процессов. Однако чтобы их правильно автоматизировать, мы возвращаемся к первому базису — клиентоцентричности. Важно выстроить логистику, закупки, продажи, финансы, бюджетирование и документооборот адекватно рынку. Все это будет влиять на правильный выбор программного обеспечения для автоматизации и его дальнейшую адаптацию под бизнес-процессы.

Ключевая проблема базиса “технологичность” часто заключается в том, что компании тратят деньги на покупку дорогого программного обеспечения, которое не соответствует глобальным задачам компании — и в итоге никак не помогает в оптимизации и повышении эффективности бизнеса. Вместо этого на предприятиях часто пытаются с помощью той или иной программы решить краткосрочные задачи, и в итоге получается по сути бесполезная «кусочная” автоматизация.

Олег Руденко
Долгосрочная стратегия компании: какие у неё перспективы? Авторская колонка Олега Руденко

Аналитичность  

У современной компании обязательно должна быть поставлена система мониторинга и анализа деятельности, оцифрована отчетность, поставлены регулярные плановые встречи команд по разбору наиболее важных метрик и предоставления друг другу конструктивной обратной связи. Вроде понятные в современном мире вещи.

Но пока это делают только те компании, которые внедрили у себя методологию Agile, остальные — нет. Так, например, буквально у единиц в стране появились дашборды — прочие до сих пор делают отчеты руками в Excel — и тратят на это сотни часов в год.

Для эффективности в этом базисе необходимо регулярно проводить кросс-функциональные отчетные встречи команды. В состав участников таких совещаний могут входить:

  • руководитель службы закупок
  • руководитель логистики
  • руководитель склада
  • коммерческий директор
  • руководитель отдела продаж
  • и т.д. в зависимости от организационной модели вашего бизнеса

На таких встречах нужно анализировать отчетность по всем данным подразделениям (то есть представлять все ключевые показатели/метрики):

  • что происходит с закупками
  • какова сейчас себестоимость на предприятии
  • что с логистикой до склада
  • что с логистикой от склада до клиента
  • что с продажами

Кросс-функциональная команда смотрит на актуальные показатели, анализирует их и формулирует гипотезы роста и развития бизнеса: что нужно изменить в процессах, какие задачи поставить на ближайшие недели и на ближайший месяц, чтобы улучшить состояние бизнеса и повысить его эффективность и конкурентоспособность.

Такие встречи стоит проводить раз в неделю (либо раз в 2 недели в зависимости от особенностей вашего бизнеса). Это сделает подход к развитию достаточно адаптивным и поможет  управлять изменениями.

Компетентность

На современном конкурентном поле выживут те компании, у которых правильно поставлены процессы подбора, адаптации, обучения и развития персонала. Компетентность персонала выходит чуть ли не на первое место на сегодня. Поэтому всегда важный подбор персонала приобретает особое значение.

Производительность  

Это то, как компания определяет ожидания от своих сотрудников, ставит в соответствии с ними соответствующие KPI и создает такие  условия, чтобы работник показывал высокую производительность и достигал нужного результата. Базис основан на таком подходе в управлении, который называется performance management.

В него входит:

  • применение коучинга в управлении
  • применение персональных планов развития
  • выработка ответственности у сотрудников

Это главные вещи, которые и позволяют повышать производительность команды и создавать сильные и сплоченные команды людей, лично замотивированных на успех компании.

Производительность завязана на ответственности сотрудников, на том, насколько они понимают задачи, которые перед ними стоят, миссию и долгосрочные цели компании.

Гибкость 

Гибкость в рассматриваемом случае подразумевает умение компании быстро перестраиваться. Тут просматривается главное противоречие системы, основанной на 6 базисах.

Эдуард Шмидт – основатель SHMIDT CONSULTING, автор книги «Отдел продаж, который продает» и теории «5 фаз развития отдела продаж»

В новых экономических условиях предприятия должны быть технологичными и аналитичными — то есть придерживаться регламентированных бизнес-процессов. Но с другой стороны, надо уметь быстро все менять, в том числе регламенты. Как только произошли изменения, оперативно должна собраться кросс-функциональная команда и сгенерировать новые гипотезы, перестроить часть процессов.

Это сочетание гибкости с технологичностью и аналитичностью выглядит трудновыполнимым. Но оно делает современный бизнес похожим на человека-амбидекстера: того, кто одинаково хорошо владеет правой и левой рукой.

Итог

Реализация новой (амбидекстерной) системы управления в компании это достаточно амбициозная задача для руководящего состава любой компании.

Она накладывает и свои требования к качествам и компетенциям руководителей, которые будут это делать.

Перечень таких качеств:

  1. Скромность
  2. Эмпатичность
  3. Подотчетность/ответственность
  4. Устойчивость
  5. Прозрачность в действиях
  6. Открытость для всех
  7. Наставничество (умение развивать навыки своих сотрудников)

Руководители, которые смогут реализовать новую (амбидекстурную) систему управления смогут создать компании, которые будут быстро адаптироваться под меняющиеся экономические условия на рынке (это будет в их ДНК). На сегодня мне это видится ключевым условиях для выживания в конкурентной борьбе и расширении своей доли рынка.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через нашу группу в ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ