Собственник и руководитель компании «Фермер-центр франчайзинг»

Как бизнесу эффективно подходить к выбору локаций, не наступая при этом на грабли?

Вопрос выбора локаций актуален для самых разных компаний – от ритейла до общепита. Как избежать типовых ошибок в этой сфере, и существует ли универсальный подход? В своей авторской колонке я бы хотел поделиться нашим опытом.

Пока все сводится к тому, что если ты варишься в конкретной нише (мясные магазины/табачные киоски/продуктовые магазины с конкретной концепцией), то только в этом случае, опираясь на свой опыт, ты можешь с определённой долей вероятности оценивать ту или иную локацию для будущего магазина.

Если говорить про федеральных ритейлеров, то, несмотря на их заявления об оценках локаций, на сегодня никакого упора на математические модели уже практически нет – особенно в перенасыщенных в плане населения городах и населённых пунктах.

Чего стоит размещение в двух концах одного и того же дома магазинов одной федеральной сети, например «Пятерочки». И работает это по принципу «лучше встанем мы и будем терпеть убыток, чем здесь встанет конкурент».

По моим ощущениям определённая стратегия есть у сетей, которые уже достаточно плотно сели в западной части России и развиваются сейчас в Сибири – таких, как «Красное и Белое», «Бристоль». Размещение их точек похоже на результат анализа.

Но что касается крупных сетевых игроков, я там какого-то грамотного анализа уже не вижу.

Если говорить про мой бизнес и размещение наших площадок, то конечно же, есть огромное количество факторов, и не всегда можно их предугадать. У нас был опыт открытия магазина на бешеном огромном трафике, но он не показывал выручки. И наоборот: по интуитивным ощущениям мы открывали в местах, где трафика просто нет, а магазин уходил в хорошую прибыль.

Факторов очень много. Например, избитая тема со ступеньками (чем больше ступеней ведут в магазин, тем меньше трафика. Идеальный вариант – отсутствие ступеней — «КС»).  Есть и внешние, и внутренние факторы (конфигурация торгового зала), но если говорить про кейс с локацией, с которой мы ошиблись, то есть такая вещь, как «бегущий трафик». Он просто не заходит к вам: ему не до магазина. Этим людям надо бежать по своим делам: успеть на электричку/автобус/на работу/ещё куда-то. Поэтому не всегда огромный трафик гарантирует успех торговой точки.

Как бизнесу эффективно подходить к выбору локаций, не наступая при этом на грабли?
Фото предоставлено компанией

Площадок, на которых нет конкуренции, в крупных городах практически нет. Поэтому не буду говорить прописные истины вроде: «можно открыть магазин в классном жилмассиве, где на одну торговую точку придётся до 1000 квартир…». Это очевидная вещь, но таких площадок просто нет.

В моем бизнесе хорошо «стреляют» комбинации офисов и жилых массивов. Есть примеры точек, где по стандартным подсчётам трафика ничего бы не получилось, а по факту магазин становился успешным.

Поиск локаций при масштабировании нашего бизнеса, при развитии филиалов/регионов/городов однозначно нужно делать, привлекая специалиста, который в этом населенном пункте жил и живет. По моему опыту попытки поиска и утверждения локаций «приезжающими специалистами» – метод совершенно неэффективный и стратегически провальный.

Есть ряд программных продуктов, которые отражают «тепловую карту». Как вспомогательный способ для поиска локаций это точно можно использовать, но панацеей, безусловно, они не являются.
Очень немаловажным фактором являются соседи по локации. Для наших магазинов идеальными являются точки вроде «Красного и Белого» и «Бристоля». Или «Магнит Косметик». Это связано с тем, что мы не занимаемся этим ассортиментом, мы продаём другую продукцию. В свою очередь для крупных сетей наличие таких соседей губительно.

Резюмируя, на мой взгляд, нужно набираться опыта, открывать объекты и анализировать результат, общаться с покупателями, смотреть их «тропы», смотреть, так сказать, «намоленность» мест, где вы хочите открываться. Общаться с жителями, которые годами живут в этом районе. И, конечно, набираясь опыта, не забывать про свою интуицию. Без неё никуда.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через нашу группу в ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ