директор и сооснователь сети автосервисов FIT SERVICE

Стоит ли опасаться дефицита автозапчастей, ухудшения их качества и роста стоимости?

Тема наличия и качества автозапчастей сегодня часто является поводом для беспокойства со стороны многих автовладельцев.  На мой взгляд, опасения, касающиеся возможного исчезновения тех или иных категорий запчастей или ухудшения их качества не имеют под собой веских оснований и часто объясняются незнанием того, как устроены процессы внутри автомобильной отрасли. Поэтому я бы хотел поделиться своим видением ситуации.

Для начала предлагаю разделить автозапчасти на две основные категории. Первая включает в себя те запчасти, которые необходимы для техобслуживания, как например, масла, фильтры, и т. д. Вторая включает в себя более сложные автокомпоненты, которые подпадают под действие тех или иных патентов, например, электронные блоки управления двигателями.

Если мы говорим о первой категории запчастей, то ситуация по ним на сегодня достаточно стабильная.  Да, потребовалось время для того, чтобы построить новые логистические цепочки, но уже сейчас этот вопрос решен, и запчасти поставляются.  Что касается второй категории, то ситуация с ней сложнее. Самые большие трудности на сегодня наблюдаются с поставками деталей двигателей,  блоков электронного управления, запчастей для кузовного ремонта.  Нехватка таких запчастей и так наблюдалась из-за пандемии, а на фоне запрета официального импорта закономерно образовался небольшой дефицит. Но ситуация по этой категории запчастей отнюдь не патовая. Хотя бы потому, что заработал параллельный импорт, и многие люди на сегодня готовы самостоятельно привозить в Россию купленные за рубежом запчасти.  Благодаря такому «серому импорту» посредники готовы за неделю-полторы поставлять практически любые категории автозапчастей.

Данил СоловьевВ целом говорить про результаты параллельного импорта пока еще рано, потому что несмотря на длительное обсуждение этой темы, регламентирующий документ был подписан президентом России только в конце июня. Поэтому мы находимся еще на начальном этапе, и все дистрибьюторы автозапчастей сейчас занимаются подготовительными мерами.  Но в любом случае надо понимать, что параллельный импорт целесообразен по отношению далеко не ко всем категориям запчастей.

Например, нет смысла привозить подобным образом запчасти, необходимые для проведения техобслуживания – подшипники, амортизаторы, свечи известных всем брендов. С учетом наценки посредников и «длинной логистики» (которая включает в себя 4-5 стран) такие запчасти обойдутся потребителю в 3 раза дороже аналогов такого же качества. Они будут просто неконкурентными на рынке. Поэтому по всей категории запчастей для техобслуживания параллельный импорт просто не оправдан в отличие от автокомпонентов, которые подпадают под действие патентов.

Стоимость запчастей – это другой активно обсуждаемый на сегодня вопрос. Было бы странным отрицать их дальнейшее удорожание. Основной причиной является то, что во всем мире растет стоимость всех видов металла, пластика, резины — в общем всего того, из чего делаются запчасти. Но увеличение цен на сырье не означает, что уже завтра в той же пропорции изменятся и цены на запчасти. Этот процесс значительно растянут во времени. Например, этой весной мы наблюдали последствия подорожания сырья, которое произошло еще в 2021 году.  Это связано с тем, что 2-3 недели уходит на то, чтобы поставщик поднял отпускные цены, еще несколько месяцев на то, чтобы дистрибьютор переоценил склады, и много других факторов. Поэтому и в рассматриваемом случае эффект мы увидим только к концу года.  Если градус политической обстановки останется таким же, как сейчас, то к концу года рост стоимости запчастей по моим прогнозам может составить 15-20%, по некоторым товарным группам –  до 25%.

Стало известно, нехватки каких автозапчастей стоит ожидать в Сибири в ближайшее время

Поскольку на рынке меняется привычный ландшафт брендов, и появляется большое количество новых марок, то покупатели теряют ориентир, какие запчасти являются качественными, а какие нет. Определяющим фактором для многих из них будет выбор, который сделают сами магазины, сети СТО и другие места, где покупатели привыкли брать запчасти. А там логика принятия решений вполне понятна. Вслед за своими партнерами дистрибьютор, формируя заказ, будет выбирать продукцию схожего качества, чтобы покупатель не почувствовал разницу.

Существует миф о том, что у каждого крупного и известного производителя запчастей непременно есть свой завод, на котором выпускаются все товары под его брендом. Если у него 10 номенклатурных групп запчастей, то еще можно поверить, что он действительно сам их производит и сам контролирует все процессы. Но когда таких групп в 2-3 раза больше, то такой подход уже становится неприменимым.

Сеть Fit Service основана в Новосибирске и, согласно сайту, представлена в 136 городах России и Казахстана

Судите сами: каждая запчасть требует налаживания своих производственных процессов, и на 150 запчастей потребовалось бы, условно говоря, 150 заводов площадью 40-50 тыс. кв.м.  А теперь попробуйте найти такие заводы у именитых брендов. Владелец торговых марок может выпускать 2-10 и очень редко 20 номенклатурных групп. Остальное делается на заказ на крупных сторонних заводах, которые специализируются на одном виде запчастей (например, тормозных дисках, или деталях ходовой части) и выпускают их для всего рынка. Когда им приходит заказ, то упрощенно говоря, со склада берется полуфабрикат, на готовое изделие наносится логотип и упаковывается в нужную коробку. То есть фактически мы покупаем одну запчасть, но под разными брендами. И даже если гипотетически кто-то попросит сделать ему запчасть другого качества, то никто не будет перестраивать производство ради такого клиента, даже если речь о масштабах всей России. Для подобных заводов с их объемами, это экономически бессмысленно. Так что никакой разницы в качестве автозапчастей в этом случае нет.

Таким образом, на сегодня основная масса дистрибьюторов  активно завозят с тех же заводов продукцию под собственными торговыми марками или другими брендами. То, на что есть патенты – параллельный импорт.  Конечно, останется и контрафакт – продажа низкого качества продуктов под брендом, который на это не давал разрешение. Но это было, есть и будет.  Поэтому лично я не вижу в этой ситуации поводов для переживания.


Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ