Директор ПАО «Национальная Cеть Доступных Кофеен «Подорожник»»

Что ждет рынок IPO, и как компании смогут теперь привлекать финансирование? 

2021-ый год стал рекордным по количеству российских компаний, вышедших на IPO – о планах заявляли 40 организаций. Почему в текущем году ни одна российская компания не выйдет на зарубежное IPO? Почему для власти ситуация со снижением ключевой ставки и инфляцией не менее 15% может стать стимулом поддержать выход добросовестного бизнеса на внебиржевое IPO, и тем самым защитить деньги вкладчиков? Об этом – в моей авторской колонке.

10 июня Центробанк РФ снизил ключевую ставку до 9,5% на фоне замедления инфляции и не сильного снижения экономической активности. По оценке на 3 июня, годовая инфляция упала до 17%. ЦБ изменил прогноз по ней на 2022 год с 18-23% до 14-17%. После снижения ставки банки пересмотрят стоимость своих продуктов. В частности, ставки по вкладам упадут до 9%.

Мы помним, когда ключевую ставку, а вслед за ней и депозиты подняли до 20%, как в банки побежали частные инвесторы. Сейчас мы видим, что ставка вернулась к февральским показателям. Куда население сейчас понесет свои средства, чтобы сберечь их от инфляции? Будет вкладывать в имущество? Квартиры и машины, бытовая техника подорожали. Возможно, кто-то просто проест все свои накопления. Такой вариант исхода событий тоже возможен.

2021-й год стал временем эйфории на рынке IPO. Российские компании активно выходили на зарубежные рынки, чтобы привлечь как можно больше средств для развития и PR-кампаний.

Введенные недружественными странами санкции не оставили шанса для российских компаний выйти на зарубежные биржи. И тому уже есть подтверждения. В числе первых о смене планов и отказа от планов по проведению IPO на иностранных рынках рассказал ритейлер «ВкусВилл». Текущие условия заставили его вернуться к классической стратегии с ориентацией на российский рынок.

Какой может быть дальнейшая стратегия? Возможно, компании выпустят облигации, как это сделала основанная в Новосибирске сеть кафе-кондитерских Kuzina или сеть стритфуда «Дядя Дёнер».

Вышедшие на биржу сибирские компании из сферы общепита и стритфуда можно пересчитать по пальцам. Внебиржевые продажи «Дяде Дёнеру» дали хорошие результаты – одна облигация в год локдауна стала стоить до 110% от номинала. Еще один общепит – сеть кафе-кондитерских Kuzina – является эмитентом Московской валютной биржи. Осенью 2019 года компания провела листинг на 500 млн руб. и разместила пилотный транш облигаций на 55 млн руб., готовится размещение второго транша.

Антипин
Зачем государству поддерживать инвесторов? Авторская колонка Алексея Антипина

«Подорожник» начал подготовку к публичному размещению акций еще в 2019 году. Мы решили не тратиться на дорогостоящих экспертов (размер комиссии – порядка 3% от общей суммы эмиссии) и пройти весь путь самостоятельно. Для размещения предлагалось 1,9 млн обыкновенных акций номиналом 1 тыс. руб. В сентябре 2021 года «Подорожник» провел попытку внебиржевого размещения.

В декабре 2021 года у компании закончился срок действия проспекта ЦБ (сведения об эмитенте, его финансовом состоянии и о предстоящем выпуске ЦБ – «КС»). В этот же период компания приостановила эмиссию ценных бумаг для регистрации в ЦБ нового проспекта на 2022-й год. Эмиссия может быть продлена на срок до 3-х лет, но срок действия проспекта – 1 год. Возобновить эмиссию планировалось в феврале текущего года, однако с началом специальной военной операции процедуру отложили. Сейчас ищем инвесторов, заинтересованных развивать сеть «Подорожник» в других регионах, выход на IPO планируется осенью текущего года.

Однако совсем списывать со счетов участие российских компаний в IPO в текущем году не стоит. С началом специальной военной операции для проведения кампании по импортозамещению федеральный центр наделил регионы дополнительными полномочиями. Велика вероятность, что текущая ситуация обернется выгодным образом и для власти, и для бизнеса, и для жителей. Если власть обеспечит необходимую поддержку предпринимателям для привлечения средств через российский IPO, это положительно скажется на инвестклимате в регионе. Граждане, поддержавшие предприятие рублем, увидят реальную прибыль, а бизнес получит ресурсы для развития.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ