В cпециальной военной операции (СВО) на Украине принимает участие отряд специального назначения «Ермак», дислоцирующийся на территории Новосибирской области. О том, какую задачу выполняют новосибирские спецназовцы, об отношении мирных жителей к российским войскам, как принять участие в сборе гуманитарного груза, «Континент Сибирь» поговорил с председателем Новосибирской городской общественной организации ветеранов сил специального назначения «Ермак» ИЛЬЕЙ СИНЯНСКИМ.
– Илья Александрович, расскажите о подразделении «Ермак». Когда оно было создано, какие задачи выполняет?
– Отдельный отряд специального назначения «Ермак» был создан 30 ноября 1998 года для борьбы с терроризмом и экстремизмом. Он выполнял задачи, поставленные президентом РФ, на Северном Кавказе и в других регионах, обеспечивал общественную безопасности во время проведения чемпионата мира по футболу ФИФА. Сегодня подразделение работает на Украине.
Новосибирские бизнесмены собрали более миллиона рублей в поддержку мирных жителей Новороссии
В отряде за весь период выполнения боевых задач погибло 23 военнослужащих, двадцать из них на Кавказе, один в другом регионе России и два на Украине. У нас есть свой День памяти – 18 марта. В этот день в 2000 году в бою за село Комсомольское погибло 9 бойцов. Ежегодно мы собираемся 18 марта и вспоминаем наших боевых товарищей.
– Я правильно поняла, что двух бойцов вы потеряли уже во время спецоперации?
– Да, погибли наши товарищи. Оба награждены Орденом Мужества.
В отряде есть свой музей боевой славы. И уже оформлен первый стенд, рассказывающий о СВО. Здесь письма и рисунки детей, которые они отправляли на передовую. На начальном этапе спецоперации эти письма сыграли важную роль для поднятия духа военнослужащих. Бойцы признавались, что были тронуты теплыми словами в письмах и детскими рисунками. Наши военнослужащие одними из первых записали ответное видео обращение детям на трофейном танке.
– То есть вначале у бойцов были опасения, как отреагирует российский народ на военные действия на Украине? Казалось, что страна не поддерживает?
– Нет, опасений не было. Просто в первые дни СВО по понятным причинам был информационный вакуум. И любая обратная связь воспринималась позитивно.
Среди трофеев, представленных на стенде, нацистские шевроны, награды – медали и кресты – стран НАТО, изъятые бойцами «Ермака» у одного из офицеров ВСУ (Вооруженные силы Украины). Есть медаль участника военного парада в День независимости Украины, в котором приняли участие министры обороны и высшие военные чины Литвы, Латвии, Эстонии Румынии, Польши, Молдовы, Грузии, Великобритании и США. Это неопровержимое свидетельство, с кем нам на самом деле приходится сражаться на Украине.

– Как вы нас предупредили заранее, многие вопросы, которые нам хотелось бы задать, относятся к военной тайне. Но мы спокойно можем говорить о гуманитарной составляющей. Наши читатели хотели бы помочь, но не знают как. Расскажите, куда обращаться, с чего начать?
– Недавно мы отправили фуру с гуманитарным грузом – почти 20 тонн, – который нам помогли собрать неравнодушные люди и друзья отряда. В числе прочего там были дизель-генераторы, инструменты для оборудования окопов, другие подручные вещи, которые необходимы.
На самом деле, наши ребята полностью всем обеспечены. Хотя от шоколада или витаминов не откажутся, потому что армейский рацион все-таки предназначен для выживания, а не проживания. Но когда нам удалось установить с ними устойчивую связь, бойцы первым делом попросили отправить гуманитарку мирным жителям, потому что сами уже отдали все – сухпайки, сигареты и так далее. И мы провели в Новосибирске совместно с общественными организациями сбор гуманитарного груза непосредственно для мирного населения. Люди откликаются, помогают. И это один из элементов единства русского народа, нашей взаимопомощи.
Мы увидели, что многие из тех, кто готов помочь, просто не понимают с чего начать, куда обращаться. Наша ветеранская организация взяла на себя ответственность за сбор гуманитарки. Мы выступаем гарантами, что весь груз будет доставлен по назначению и передан мирным жителям. Ветераны сил специального назначения «Ермак» – это некоммерческая организация, которая непосредственно занимается содействием военнослужащим. У нас есть расчетный счет и абсолютно прозрачная бухгалтерия. Тем, кто хочет помочь, нужно зайти на нашу страницу во VK, там есть вся информация.
Как рассказали наши военнослужащие, мирные жители нуждаются в продуктах питания (крупы, консервы), средствах гигиены, очень много просьб доставить товары и продукты для детей, особенно для новорожденных. Там же ничего нет и купить невозможно. Поэтому сегодня задача – собрать груз для мирных жителей на освобожденных территориях. С удовольствием принимаем письма детей и рисунки, которые нам передают из школ.
– Какие задачи выполняет подразделение сегодня на территории Украины?
– Сейчас отряд «Ермак» занимается зачисткой бандформирований на освобожденных территориях. После того, как российские вооруженные силы взяли населенный пункт, закрепились в нем, туда заходит спецназ Росгвардии, проводит адресные мероприятия – зачистки, поиски схронов и так далее.
– Поэтому они с мирным населением больше контактируют.
– Да. Одна из функций Росгвардии – охрана общественного порядка, обеспечение безопасности населения. Понятно, что люди на территориях, подвергшихся массированному обстрелу, находятся в шоковом состоянии, психологически надломлены. С ними надо работать. Надо устанавливать контакт с мирным населением, объяснять и помогать.
– А люди идут на контакт после того, как их дома, села и города разрушены? Не затаят ли они ненависть? Что вам рассказывают товарищи?
– По словам наших спецназовцев, многие местные жители говорят, хорошо, что русские пришли. Кроме того, они видят отношение наших военнослужащих, которые стремятся им помочь. И отношение к ним ВСУ, прицельно бьющие по мирному населению. Как рассказывали наши парни, они порой в перерывах между боями, во время отдыха, старикам даже огороды копать помогали, заборы ставили. Есть слова, а есть дела. И когда та же бабушка видит, как ведут себя российские войска, как к ней относятся, она сделает вывод. Даже идеологически заряженные за все эти годы украинцы после общения с нашими бойцами быстро переходят на нашу сторону.
По поводу разрушений. Если нацисты ставят огневые точки в жилых домах, то есть вероятность, что в результате огневого контакта эти здания и сооружения будут повреждены.
– Вам не обидно, что в новостях и соцсетях чаще слышно про спецназ Рамзана Кадырова? Вот они разносят гуманитарку, вот их со слезами на глазах обнимают вышедшие из подвалов жители. А новосибирцев, например, не видно.
– Нет, не обидно. У спецназа есть определенные сложности с информационным сопровождением, важно не рассекретиться. У подразделения Кадырова есть направление, которое занимается информационным сопровождением. Мы тоже это делаем. У Росгвардии есть своя пресс-служба, которая освещает ее деятельность в официальном телеграм-канале, на YouTube и социальных сетях. Просто не все об этом знают. Наша ветеранская организация ведет группу во VK, где освещает жизнь отряда в той мере, в какой мы можем.
Кстати, мы планируем осветить передачу мирным жителям собранного нами гуманитарного груза.

– А чтобы вы ответили на украинскую пропаганду о бесчинствах российской армии?
– Начнем с того, что подразделения Минобороны и Росгвардии руководствуются всеми нормами законодательства РФ и международного права. И если военнослужащий допустит правонарушение, он понесет уголовную ответственность. Во-вторых, есть надзорные органы – военные контрразведчики ФСБ, служба собственной безопасности Росгвардии, военная прокуратура и так далее. И есть командир, который не позволит нарушить закон. Если бандита убивают в боевом контакте, обязательно заводится уголовное дело, потом когда расследование окончено и выясняется, что это бандит, уголовное дело прекращается. У нас законодательство, кто бы, что не говорил, максимально регулирует этот вопрос. Конкретно за свое подразделение могу сказать, что мы соблюдаем не только международные, но и нормы человеческой морали.
Согласно законодательству, документам Минобороны РФ военнослужащие не имеют права надругаться над государственными символами и знаками государства-противника. Мы не топчем флаги Украины. Относимся спокойно к украинской культуре и языку. А с противоположной стороны все ровно наоборот. Чем им мешают памятники воинам, погибшим в Великую Отечественную, полководцам, поэтам?
Кроме того, Росгвардия – войска, обеспечивающие правопорядок. Мы занимаемся сохранением законности, правового обеспечения на территории. А если ты будешь сам нарушать закон, кто тебе поверит, кто послушает?
И еще один момент. В наше подразделение отбирались люди не только по профессиональным, но и по человеческим качествам, проходили психологический отбор. Те люди, которые приходят для того, чтобы воевать и убивать, не проходят профотбор. Они не будут служить в Росгвардии.
– Как вы относитесь к тезису о том, что Россия проигрывает информационную войну?
– Когда нам говорят, что мы проигрываем информационную войну – это неверно. Нарушая все международные конвенции, ВСУ стреляют по мирным людям, используют все методики террористов – живые щиты из мирных, установка огневых точек в жилых домах, больницах и детских садах. Более того, они выкладывают в интернет все свои бесчинства. Мы позволили им показать всю свою суть – надругательство над телами, унижение и пытки пленных. Они думали, что тем самым запугают нас, но создали информационную базу против себя, которую будут использовать на судебных процессах после окончания СВО.
– Сейчас раздаются голоса, что мы слишком мягко относимся к украинским военнопленным. Они, мол, этого не заслуживают. Вы согласны с этим?
– Надо быть выше мести. Когда идет бой – это одно. Но когда напротив тебя безоружный человек, когда нет угрозы жизни – нет смысла в жестокости. Русский человек, по сути своей, – добрый. Никто не получает удовольствие от убийства людей, те кто получает, нездоровы психически.
– А сколько отрядов спецназа в Сибири?
– У нас два отряда – новосибирский и кузбасский. «Ермак» – один из лучших отрядов в России.
В мирное время нашему отряду доверяли такие важные задачи, как проведение совместных российско-китайских антитеррористических учений. К нам приезжало подразделение китайской народной вооруженной полиции «Ловчий сокол». Была плотная программа боевой подготовки в течение двух недель. Всем понравилось. На базе нашего отряда также снимали реалити-шоу «Солдатки. Спецназ». Это проект ТНТ. По программе боевой подготовки обучалось 14 девчонок. Получилось достойно.

– Илья Александрович – вы обладаете правом ношения крапового берета. Краповые береты – это элита спецназа. Сколько в отряде военнослужащих, которые носят краповые береты?
– Точной цифры называть не буду. Скажу только, что право на ношение крапового берета заслужить непросто. Не все могут пройти комплекс испытаний.
– Что входит в этот комплекс?
– Расскажу только про финальный этап испытаний. Это 12-километровый марш-бросок в полной экипировке, преодоление специальной полосы препятствий. Затем сдача огневой подготовки – скорострельная стрельба при сильном утомлении, штурм высотного здания. Все это при выполнении нормативов по времени. Нужно также сдать боевую акробатику, приемы рукопашного боя и финальный спарринг 4 раунда по 3 минуты без перерыва. По грубой статистике из 100 человек право ношения крапового берета удостаиваются 7-8 человек.
Отдельно хочу еще раз подчеркнуть, что отряд «Ермак» независимо от количества в нем краповых беретов выполняет и будет выполнять все задачи, поставленные перед ним Российской Федерацией на отлично.