Чем закончится уголовное дело по хищению помещений известной сети Travelers Coffee?

В Новосибирске продолжаются разбирательства вокруг известной сети кофеен Travelers Coffee. Виновные в фиктивной продаже одного из основных активов компании – помещения на Красном проспекте 218/1 – могут избежать наказания из-за переквалификации статей в заведенном ранее уголовном деле. Об этом свидетельствует содержание жалобы, направленной бывшим исполнительным директором ООО «Трэвэлерс Кофе» Евгением Михиенко прокурору Новосибирской области Якову Хорошеву.

Как стало известно «Континенту Сибирь», в мае 2022 года бывший исполнительный директор новосибирской сети Travelers Coffee Евгений Михиенко подал жалобу прокурору Новосибирской области, где открыто пишет, что «из-за укрывательства правоохранительными органами тяжкого преступления, а именно мошенничества совершенного группой лиц в особо крупном размере», виновные в фиктивной сделке купли-продажи помещения, некогда принадлежавшего компании «Трэвелерс кофе», могут избежать наказания. Копия жалобы попала в распоряжение редакции.

По оценке Евгения Михиенко написать жалобу его вынудили, как он полагает «незаконные действия старшего следователя следственной части ГСУ МВД России по Новосибирской области Алексея Скитера, который после вскрытия всей цепочки преступления, установления лиц причастных к преступлению, по непонятным причинам, безосновательно взял и переквалифицировал действия на статью небольшой тяжести». С лета 2021 года все материалы, согласно которым было заведено уголовное дело по факту хищения помещения ООО «Трэвелерс Кофе», находились именно у него. Следствие выяснило, что продажи на самом деле не было, поскольку денег от реализации помещения никто не передавал и не получал. Однако в начале этого года следователь переквалифицировал уголовное дело с ч. 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере», предусматривающей до 10 лет колонии, на ч. 1 ст. 195 УК РФ «Незаконные действия при банкротстве», то есть преступление небольшой тяжести. По ней виновные, по оценкам юристов, скорее всего, избегут ответственности, так как истекли сроки привлечения.

По словам Евгения Михиенко, в деле фигурирует несколько человек, которые по подложным документам пытались вывести помещения из собственности кофейной компании. Первым «подставным покупателем» помещения он считает Арсена Смбатяна. Следствие установило, что деньги за покупку он никому не перечислял, тем не менее документы все были оформлены в 2019 году.

Фото Михаила Перикова

По словам Михиенко, в показаниях Смбатяна говорится, что «примерно в конце 2018 года он нуждался в деньгах, о чем рассказал своим знакомым. Позже ему позвонил представитель «Трэвелерс кофе» Артем Титоренко с предложением заработать денег. На встрече Титоренко сказал, что нужно выступить покупателем при продаже здания, чтобы его не забрали другие люди, заверив, что все законно и криминала нет. За вознаграждение в 100 тысяч рублей он согласился. Позже Смбатян, Титоренко и еще один фигурант дела – Сергей Крючихин встретились в МФЦ на улице Зыряновская, где сдали документы на регистрацию. В общей сложности Смбатян ездил в МФЦ пять раз, после чего здание было переоформлено на другого человека. Денег на покупку здания он никогда не видел и никому не передавал. Сам Арсен Смбатян был привлечен как «подставное» лицо. Инициаторами же цепочки были бывший директор «Трэвелерс кофе» Андрей Чернецов, Артем Титоренко, Валерий Арестов, которые путем незаконных регистраций объекта недвижимости, похитили принадлежащее ООО «Трэвэлерс кофе» здание».

По данным следствия, помещение вывели в тот момент, когда уже шло банкротство «Трэвелерс кофе», люди, которые отношения к компании, либо вообще не имели, либо работали очень опосредованно и таких решений не имели права принимать. Например, одно из главных лиц всей истории – Андрей Чернецов «на момент хищения здания принадлежащего организации в 2019 году, уже сложил свои полномочия и не имел к компании никакого отношения, а значит совершать какие-либо действия в отношении ООО «Трэвэлерс кофе» не мог, в связи с чем квалифицировать действия Чернецова как «незаконные действия при банкротстве» не обосновано и незаконно», –  полагает Михиенко. Поэтому вполне логично, почему у него и других кредиторов вызывает вопросы обоснованность действий следствия, ведь фактически помещение у ООО «Трэвелерс кофе» было похищено.

«Решения следователя Алексея Скитера выглядят как минимум странно, так как полученные им доказательства, в том числе показания участников всей группы, прямо говорят о подаче на регистрацию в Росреестр поддельных документов, а именно договоров, доверенностей, актов и справки. Таким образом при наличии в материалах уголовного дела прямых доказательств, подтверждающих хищение здания Чернецовым, Титоренко и Арестовым, происходит, как оценивает Михиенко укрывательство тяжкого преступления, а также вызывающее множество вопросов прекращение уголовного преследования группы лиц, совершивших преступление. Мне также непонятна позиция прокуратуры Новосибирской области, которая вместо надзора за соблюдением законности действий следствия, не вникая в детали головного дела и собранные доказательства, делает скоропалительные выводы. А на наши обращения даются абсолютно немотивированные ответы», – полагает Михиенко.

Напомним, что ранее «Континент Сибирь» уже писал о том, что здание на Красном проспекте пытался вернуть в конкурсную массу конкурсный управляющий компании «Трэвелерс кофе» Андрей Свиридов. Регистрация сделки купли-продажи помещения на Красном проспекте прошла в 2019-м году, когда компания уже находилась в процедуре наблюдения.

Евгений Михиенко уже тогда утверждал, что в рассматриваемом случае здание выводили из компании по подложным документам через цепочку подставных лиц. «С моими доводами следствие согласилось, найдя поддельные документы и установив факт отсутствия платежей за здание, что прямо говорит о хищении имущества», – резюмировал тогда собеседник издания.

Защитники Евгения Михиенко полагают, что переквалификация уголовного дела «не соответствует требованиям законодательства, направленного на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, обстоятельствам, установленным в ходе предварительного следствия, а также подрывает доверие к правоохранительным органам и органам следствия». Адвокаты потерпевшего настаивают на необходимости «переквалификации действий тех, кто вывел помещение из оборота компании под соответствующие обстоятельствам уголовного дела». Впрочем, дело уже передано в суд, при этом времени на предварительное ознакомление с его материалами Евгению Михиенко практически не дали. На текущий момент потерпевший и его представители пытаются через различные инстанции «заявить о неправомерных действиях следствия, из-за которых группировка во главе с Андреем Чернецовым может уйти от ответственности».

Сеть Traveler’s Coffee основана в Новосибирске в 1997 году выходцем из США Кристофером Тара-Брауном. Согласно сайту компании, кофейни сети представлены более, чем в 30 городах России. Также ранее Traveler’s Coffee развивала свое присутствие на международных рынках, в частности открывая кофейни в Китае и Германии.

В 2015 году сеть Travelers Coffee столкнулась с корпоративным конфликтом акционеров. После ухода Кристофера Тара-Брауна произошло столкновение развернулось между «Travelers Coffee Москва», учрежденной бизнесменом Анваром Пириевым и новосибирской сетью Travelers Coffee, собственниками которой являлись иностранные инвесторы. Интересы последних ранее представлял Евгений Михиенко, который занимал пост исполнительного директора новосибирской Travelers Coffee. Предметом дальнейших судебных разбирательств между ними стал товарный знак сети кофеен. «Континент Сибирь» ранее подробно писал о ходе многолетнего корпоративного конфликта и его последствиях.

ООО «Трэвелерс Кофе», управляющее собственными новосибирскими кофейнями сети, в конце ноября 2018 года было признано банкротом по иску ФНС. Франчайзинговые кофейни в Новосибирске продолжили свою работу.

В свою очередь Анвар Пириев, компания которого некоторое время владела товарным знаком Travelers Coffee, в 2018 году был задержан. В отношении него было возбуждено уголовное дело по статьям о вымогательстве и уничтожении имущества. Прокуратура требовала для Анвара Пириева максимального наказания по совокупности преступлений в виде десяти лет колонии строгого режима, однако суд переквалифицировал обвинение по статье о вымогательстве в особо крупном размере на менее тяжкое – «самоуправство» и приговорил его к семи годам лишения свободы. В отношении Анвара Пириева было также возбуждено ещё одно уголовное дело по ст. 291 УК РФ (Дача взятки должностному лицу в особо крупном размере).


«Континент Сибирь» направил запрос в прокуратуру Новосибирской области с просьбой прокомментировать ситуацию. «В процессе расследования причастность иных лиц (кроме Андрея Чернецова – «КС») к совершению расследуемого преступления не подтвердилась, в связи с чем уголовное преследование в отношении них обоснованно прекращено. Законность этих решений проверена. В настоящее время уголовное дело по обвинению Чернецова А.Н. в совершении предусмотренного ч. 1 ст. 195 УК РФ преступления («Незаконные действия при банкротстве») направлено в Центральный районный суд г.Новосибирска для рассмотрения по существу», — говорится в ответе за подписью начальника отдела по надзору за следствием в органах ГУ МВД России по Новосибирской области Юрия Кващука.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ