В центральном районе Новосибирска появился «Воздух»

Новосибирский Дом «Воздух» сначала стал примером деликатного перезапуска площадки с неоднозначной предысторией, а по мере развития архитектурного ансамбля стал триггером для нового респектабельного пространства в самом центре.

Территория, очерченная улицами Некрасова, Писарева и Семьи Шамшиных долго была местным урбанистическим парадоксом – промышленной окраиной в самом центре мегаполиса. «Самый центр» –  словосочетание в данном случае совершенно буквальное: главный пересадочный узел метрополитена, Дом Офицеров и основные планировочные оси в прямом смысле в двух шагах. Но формой бытования района, как ни странно, была промзона масло-жирового комбината –  фабричная застройка 1900-1930-х, которая своим брутальным видом уверенно состязалась с самым жестким «индастриалом» Левобережья.

Vozduh_2
Все фото предоставлены компанией «МЕТР»

Попытка вторая, удачная

Был в ней и не лишенный шарма исторический компонент, который, впрочем, в ходе редевелопмента не сохранился. Интеграция таких построек в современную среду – дело тонкое, кропотливое и хлопотное, а первая попытка редевелопмента была форсированной. Олицетворением и венцом оздоровительного процесса должен был стать жилой комплекс «Огни Сибири», масштабный и плотный. Впрочем, ни тем, ни другим он не стал. Ибо на старте в идейном смысле он сначала опережал рынок. А потом, в ходе затянувшегося строительства вовсе выпал из рыночного контекста. Да, с многообещающими проектами такое случается: дельта от «гостя из будущего» до «пленника ушедшей эпохи» бывает ошеломительно мала. Жилой комплекс «Огни Сибири» оказался жертвой именно такого парадокса.

Впрочем, хэппи-энд у этой истории есть, поскольку она была фундаментально переписана. Не просто продолжена, а именно переосмыслена. Жилой дом «Воздух» стал новым триггером для этой территории. Перезапустила это пространство компания «МЕТР».

«У проекта теперь совершенно другой марочный нарратив, – констатирует директор компании «МЕТР» Эдуард Ляхов. – «Огни Сибири» – это теперь просто пролог истории, воспринимающийся достаточно нейтрально. Теперь уже точно можно сказать, что тёмная страница в истории этой локации прожита и перевернута. Квартиры активно покупаются, новосёлы их обживают. Итоги работы оказались ободряющими для застройщика: он приступил к сооружению второй очереди («Дом 3» по Генплану) – финального здания, замыкающего собой ансамбль. Эту ансамблевость, композиционную цельность подчеркивает стилобат – один из четырех в городе. Все комплексы со стилобатами – это знаковые объекты.

Vozduh_3

А еще стилобат – эффектное средство «театрализации» пространства: здания на стилобате как бы парят, обретают визуальный эффект левитации. С достройкой третьего дома эта композиция получит максимальную живописность. К слову, в третьем доме другой баланс квартир, другая их типология. Там две блок-секции. Первые дома ансамбля – линейно-пластинчатого типа, а третий – башня. Шесть квартир на площадке и воспроизведение всех нюансов, которые были хорошо приняты покупателями – высота потолков, размер окон, квадратные периметры квартир, отделка white box. Панорамные окна в некоторых квартирах работают на нашу марочную метафору: наполняют пространство естественным светом, дают ощущение простора – тот самый воздух, ставший титульной субстанцией проекта».

Координатные оси свободы

Ключевая метафора воздуха и приволья получила функциональную конвертацию даже в пространствах, которые в Новосибирске страдают от схематично монетаристского подхода. Речь о коммерческих площадях. Высоту их потолков город воспринял как архитектурную сенсацию.

«Коммерческие площади «Воздуха» не просто имеют хороший метраж, у них именно кубатура отличная, – с удовлетворением отмечает владелец и директор Nazarov & Partners Александр Назаров.  – То есть, помимо метража ещё и высота, воздух над головой. Высота коммерческих помещений – от четырёх до семи метров. Для Новосибирска это уникальное предложение. У нас в городе почему-то забывают про вертикальный простор, мысля только «по горизонтали». Между тем, щедрая вертикаль даёт и мощную эстетику, и очень позитивные эмоции. У нас большинству бизнес-центров, даже высококлассных, недостаёт именно ощущения многомерного простора. Здесь понятие воздуха проработано пластически, по всем пространственным осям. Эта большая вертикаль ничем не расчленена, что позволяет арендаторам разнообразно и творчески распоряжаться пространством: сделать отрытую или глухую антресоль, или, напротив, сделать эстетическим и архитектурным компонентом саму высоту. Вообще, мне очень нравится пространственная щедрость «Воздуха».

Vozduh_4Например, тут огромная парковка. Шесть метров по вертикали. Два уровня под продажи, один – бесплатный. Жильцам и их гостям это очень понравится, это прорывной уровень для застройки в самом центре. В таком месте это очень уместное предложение. Ведь в ближайшем будущем этот район заживёт в очень динамичном ритме».

На активизацию здешней жизни сами девелоперы смотрят как на желанный и абсолютно объективный процесс. Процесс, настолько обоюдополезный, что даже фактор конкурентного соседства не является проблемой.

«Этот район получил импульс динамичного развития, – констатирует Эдуард Ляхов. –  На соседнюю площадку вышла компания Брусника, через дорогу от нас строится «Современник» – интересный дом с качественными фасадными решениями. И для нас это не соперничество, не толкание локтями, а именно синергия. Город от этого выигрывает, район сделает мощный скачок в развитии, девелоперское сообщество выигрывает, малый бизнес выигрывает, получая хорошую локацию для ритейла, общепита и различных сервисов. Эта территория имеет очень своеобразную историю.

С одной стороны, ей пространственная центральность издавна была признана и не оспаривалась – совсем рядом Красный проспект. С другой стороны, это была такая «сумеречная зона» центра – сугубо промышленная территория, которую город как бы не видел и функционально не осмыслял. А теперь место обретает реальный статус, реальный потенциал. У места есть фундаментальные параметры, обусловленные его историей в контексте общей истории города и есть, так сказать, субъективно-авторские – параметры, которые были «прокачаны» нами, проектировщиком, застройщиком: размер и дизайн окон, эргономика лифтов и парковок, навигация, малые формы и тематические площадки. Концентрация всех этих смыслов у нас или вровень с соседями-коллегами, или выше. При этом работа над себестоимостью позволяет нам реализовывать эти квартиры на насколько десятков и или сотен тысяч рублей дешевле, чем у наших коллег по цеху».

«Воздух» обладает подобающим для бизнес-класса уровнем «фирменности»: над ансамблем работала одна из самых авторитетных архитектурных студий города – «Архитектурно-проектная мастерская Фефелова». В портфолио этой мастерской такие статусные комплексы, как «Флотилия» и «Монблан». Стиль, избранный для «Воздуха» – рационалистическая вариация ар-деко. Выбор этот контекстуальный, со сверх-смыслами: во-перых, эра стиля ар-деко – это авиа-бум. Эпоха первых трансконтинентальных перелетов и первых самолётов-гигантов. Во-вторых, стилистика ар-деко очень к лицу именно крупным, масштабным зданиям. В коллегиальной среде высоко оценили и выбор архитектурного языка, и фасадной колоризации.

«Мне очень нравится фасадное решение «Воздуха», нравится его оригинальная простота, – отмечает архитектор Артур Лотарев, основатель и директор компании KANURA. – Во-первых, это не керамогранит, а традиционная высококачественная штукатурка. Она выглядит более респектабельно, усиливает визуальную цельность здания. Во-вторых, светлый фасад очень хорошо согласуется с семантикой бренда, действительно выглядит воздушно. Зданиям таких пропорций очень идет белизна. В городской панораме это здание смотрится эффектным акцентом.

Не эгоцентрично, но уверенно. Да, светлый фасад требует больше затрат на его поддержание, но образный эффект того стоит. В конце концов, сколько можно идти на поводу у темы «немаркости»?! По большому счету, нужно решать проблему пыли в городе. И она решаема, при системном подходе. И когда пыль перестанет быть «архитектурным фактором», образ города будет гораздо разнообразнее и элегантнее. Дизайн Дома «Воздух» – одна из первых ласточек этого подхода. Светлые тона – это вообще международный цветовой код архитектурного модернизма. Людвиг Мис ван дер Роэ, один из тех, кто определил облик городской архитектуры в её нынешнем понимании, сказал: «Городское здание имеет право быть белым, может быть белым и должно быть белым». Конечно, это гипербола, но роль светлых тонов Мис ван дер Роэ описал весьма доходчиво».

Активный кислород рынка

Неординарную колористику имеет не только фасад дома «Воздух», но и его рекламный язык. У «Воздуха» очень семантичная визуализация рекламы в наружной рекламе – за счет цветового оттенка, отождествляющегося с образом кислорода. Оттенок этот, пограничный между аквамарином и бирюзовым, давно слывет цветовым символом кислорода. И популярен, например, в сегменте косметики и бытовой химии с активным кислородом. В просторечии его даже зовут «фаберликовским» – по имени компании, введшей его в популярную эмблематику.

«Опора на идею воздуха, избрание её стержневым мотивом – решение, потребовавшее от нас некоторой отваги, – вспоминает Эдуард Ляхов. – Для проработки образного ряда мы привлекали агентство «Clubnik». С нами работали Михаил Надымов и Владимир Кучин. У меня до «Воздуха» уже был позитивный опыт партнерства с ними, ребята очень хорошо, профессионально занимаются именно неймингом и ребрендингом. Честно скажу, поначалу итоговая разработка вызывала много споров и сомнений: слово «воздух» нелегко отождествить с жильём, самая ходовая «строительная» идиома с этим компонентом – «воздушный замок». Тем не менее, ребята попросили нас поверить в эту идею. Мы отважились. И точно теперь скажу, что об этом не пожалели.  Убедили застройщика и вложили деньги в продвижение этого нового имени на рынке недвижимости Новосибирска. Конец 2021-го года и результаты продаж в 2022-м показывают, что это было правильно – мы в должной мере доверились профессионалам».

«Косметологическую» ассоциативность медийной рекламы «Воздуха» Эдуард Ляхов называет небанальным, но вполне прицельным решением. Ибо именно женщина – лицо, принимающее решение и альфа-мотиватор при покупке жилья. При этом детализированный информпоток не имеет гендерных вариаций и сочетает рационализм с «акварельной» эмоциональностью.

«Соотношение цены и ценности у нас очень убедительное, – резюмирует Эдуард Ляхов– Это основа для роста вложений, которые люди делают в квартиры Дома «Воздух». Со временем они вырастут в цене.

Ценность недвижимости заключается не в стоимости квадратного метра, а в том функционале и эмоциях, которые люди получают, проживая в этой купленной квартире. Ценность недвижимости – собирательное понятие. Оно – комплекс ощущений. Как люди чувствуют себя под этими потолками, какие эмоции у них вызывает взгляд из окон, насколько для них удобны инженерные решения, заложенные в вентиляцию, электрику и отопление.

Какова звукоизоляция, сколько квартир на площадке и, соответственно, насколько насыщен трафик подъезда. И, конечно же, такие очевидные нюансы, как благоустроенность двора, прилегающих территорий, наличие и вместительность паркингов, степень шаговой доступности инфраструктурных объектов и комфортность пешеходной связки с магистральной улицей.  В общем, цена – понятие сугубо монетаристское, а ценность – ещё и социокультурное. Ценность – это сценарий и уклад жизни в данном конкретном здании – как дом выглядит, как он пахнет, каково ощущение от поездки в его лифте. Например, стартует лифт рывком или плавно, вибрирует и гудит, или, напротив, никак себя акустически не обозначает. То есть, ты перемещаешься в нем, не сосредотачиваясь на ощущениях – будто дышишь. Ведь над процессом дыхания человек в нормальном состоянии здоровья не задумывается. Эта непринужденность в деталях и нюансах – тоже составляющая образа «воздушность».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ