Гендиректор УК «Спас-Дом» Евгений Малай: «Ведь мы же сибиряки! Мы со всем справимся»

Сегодняшние перемены в экономике не могли не сказаться на работе компаний сферы ЖКХ в Новосибирске. Как повлияет подорожание материалов на ремонтные работы и тарифы, почему не стоит впадать в панику и копить долги по квартплате, готовясь к «худшему» – «Континенту Сибирь» рассказал генеральный директор УК «Спас-Дом» ЕВГЕНИЙ МАЛАЙ.

– Евгений Николаевич, изменившиеся экономические условия, безусловно, влияют на платежеспособность новосибирцев. Отмечают ли в управляющей компании «Спас-Дом» проблемы с поступлением платежей за коммунальные услуги? И если да, то насколько они масштабны?

– И во время пандемии, и в текущей ситуации, связанной со спецоперацией на Украине, мы наблюдаем снижение поступлений платежей от населения. Пока небольшое. Так, с 24 февраля спад платежей составил 0,5-0,6%.  Связываем это с тем, что некоторые люди запасаются предметами первой необходимости, откладывая платежи. Мы с пониманием к этому относимся, учитывая сложившуюся в стране ситуацию.

Для решения вопросов с должниками мы еще вначале пандемии создали отдел по работе с дебиторской задолженностью. Поэтому если в первый пандемийный 2020-й год мы наблюдали сокращение платежей на уровне 4-5%, то уже в 2021 году собираемость вместе с задолженностью составила свыше 100%.

– Какой самый крупный долг за последнее время удалось взыскать?

– В этом году – 370 тыс. рублей. А в конце прошлого года, например, приставы в рамках наших требований арестовали автомобиль Cadillac при долге владельца в 120 тыс. рублей. После отгона авто на штрафстоянку, где он простоял все новогодние праздники, пришел хозяин и полностью погасил весь долг. Парадокс в том, что основная масса должников – люди обеспеченные, те, которые предпочитают «экономить» на комуслугах.

Когда человек не имеет возможности погасить долг одномоментно, мы помогаем с его реструктуризацией. Далее гражданин ежемесячно в дополнение к регулярному платежу платит небольшую часть от долга. Мы учитываем жизненные обстоятельства и готовы договариваться с каждым должником, заключая соглашение о реструктуризации и на год, и на два, и на три.

– Как удорожание материалов за последнее время скажется на планах текущих ремонтов жилого фонда?

– Безусловно, придется подкорректировать наши планы, составленные в конце 2021 года. Ведь на голосование собственникам предлагались работы совсем по другим ценам. Но в любом случае все эти вопросы обсуждаются с жителями, и всё, что необходимо для содержания жилого фонда и комфортного проживания, будет сделано.

Мы говорим о сокращении только тех работ, которые не влияют на безопасность и комфорт. Например, какие-то ремонты подъездов, благоустройство дворов, которое мы делаем в дополнение к городским программам. К примеру, жители отголосовали, что хотят поставить 10 лавочек. В прошлом году одна лавочка стоила 8 тыс. рублей, теперь 20. Значит, сможем поставить их в 2 раза меньше.

– Как экономическая ситуация скажется на проведении капремонтов?

– Вероятно, часть капремонтов будут отложены, а часть перенесены. Это, в первую очередь, касается домов, ремонтируемых через Фонд модернизации ЖКХ. Со спецсчетами дело обстоит гораздо оптимистичнее. С домами, которые на них перешли, мы будем активнее работать. Ведь спецсчета дают больше простора для «маневров» — можно поменять вид работ, пересогласовать материал, разбить ремонт на два года, например. У нас достаточно много домов перешли на спецсчета, поэтому задел для работы есть.

Хочу успокоить жителей, что резкого повышения тарифов не ожидается

– Сколько домов сегодня по управлением УК «Спас-Дом»?

– Всего под нашим управление 627 домов в Ленинском, Кировском районах и Центральном округе. Это порядка 2,5 млн кв. метров. В основном, это «взрослое» жилье. Средний возраст домов – 35-40 лет. К сожалению, наш жилой фонд не молодеет и лучше не становится. Как и организм, чем строение старше, тем дороже его содержать в надлежащем состоянии.

– Когда в нашем городе планировались международные спортивные мероприятия, то мэрия обязала все УК создавать паспорта фасадов домов вдоль гостевых маршрутов. Насколько чувствительны эти расходы могут стать для управляющих компаний?

– В прошлом году сделать один паспорт стоило около 70 тыс. рублей. В этом году – 65-40 тыс. Но с учетом количества домов – сумма получается внушительная. Это при том, что никакого софинансирования мероприятия нет. Паспорта делаются либо за счет компании, либо за счет собственников. Жители однозначно говорят «нет». Потому что заставить людей платит за то, что они не видят, не чувствуют, очень сложно. Тепло, горячую-холодную воду они чувствуют, чистый подъезд и двор видят. А что для них паспорт фасада? Иллюзорный проект. Поскольку собственники категорически отказываются финансировать это мероприятие, то затраты целиком лягут на плечи управляющих компаний.

– Как сегодня решается проблема с вывозом мусора, есть ли перебои? Насколько эффективно реализуется раздельный сбор мусора во дворах?

– По сравнению с началом прошлого года ситуация существенно выровнялась. Жалобы на вывоз мусора от жителей единичные. Что касается раздельного сбора, то у нас на сегодня заключены два контракта с компаниями, которые осуществляют раздельный сбор и вывоз мусора с последующей доставкой его на перерабатывающие заводы. Тема раздельного сбора – хорошая и перспективна. Вопрос только в том, как люди будут разделять отходы на самом первом этапе – у себя дома.

– Одна из тем, волнующих потребителей – счета за тепло. Удается ли УК добиться прозрачности в этом вопросе от СГК? Часто ли жители обращаются к вам по проблеме слишком высоких платежей за тепло?

– Да, таких обращений много. Многим непонятны цифры в платежках, и мы стараемся всё объяснить. Дело в том, что ежемесячная оплата начисляется из расчета 1/12 от итогового потребления за прошлый год. Но может быть так, что прошлый год был теплый, а нынешний холодный. Поэтому жители потом получают перерасчет, ведь реально они потребили больше тепла.

10_SpasDom_0048Другое дело, что действительно, в последние годы мы, в целом, стали потреблять тепла больше, а значит и больше за него платить. Связано это с нормами, принятыми СГК. Если еще несколько лет назад температура на теплоносителях в среднем составляла 109-110 градусов при -30 на улице, то теперь 130 градусов. Увеличение полезного отпуска тепла повлекло и рост расходов за его потребление. Решить эту ситуацию отчасти помогает оснащение домов системами автоматического регулирования потребления тепла. Но пока ими мы смогли оснастить только 18 домов. Люди, конечно, недовольны, ведь более 90% домов в этом году получили доначисления за тепло. Повысились расходы и за счет продления отопительного сезона на 16 дней.

– Ждёт ли сибиряков существенное повышение тарифов на коммунальные услуги?

– Если в ситуацию не вмешается ФАС, то рост тарифов может быть только по энергоресурсам. Мы не имеем к этому отношения и повышать тариф на свои услуги можем только после согласования с жителями. Конечно, сегодня наши затраты увеличиваются, а тарифы пока остаются прежние. Так или иначе, по жилищному кодексу, раз в год нужно пересматривать тариф. Обсуждаем всё это с гражданами.

Хочу успокоить жителей, что резкого повышения тарифов не ожидается. Также я глубоко убеждён, что мы сумеем преодолеть все те сложностями, которые обрушились на нас сегодня. Ведь мы же сибиряки! Поэтому желаю всем здоровья и терпения.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ